18 февраля вторник
СЕЙЧАС -2°С

Кто душит искусство в Волгограде?

Поделиться

Волгоградский художник Сергей Борисов считает, что в сфере изобразительного искусства Волгограда сегодня царит глубокий застой. По мнению живописца, его причинами являются монополизм со стороны Российского союза художников (РСХ) и засилье в искусстве пенсионеров, которые мало что понимают в современном искусстве и потому безжалостно «душат» и «выкашивают» талантливую молодежь.

«Кладбищенская мертвость волгоградской жизни»

Живописец и график, член Творческого союза художников России Сергей Борисов ставит сфере живописи нынешнего Волгограда неутешительный диагноз.

«Главная беда и проблема сферы ИЗО Волгограда на сегодня и все последние 30 лет – совершено аномальная, разрушительная, допотопная, оставшаяся с советских еще времен односоюзная монопольная система ее функционирования с организацией «Союз художников России» во главе и в основе, – пишет художник в объемной статье, предоставленной им в редакцию портала V1.ru. – Притом что сфера изобразительного искусства всего мира и сегодня, и всегда живет по многосоюзной системе. Монопольность, монопольный способ или система функционировать – лучший способ уничтожить любое дело. Особенно – в сфере культуры. Что реально и происходит все последние 30 перестроечных лет с живописью и графикой в Волгограде. За все 30 перестроечных лет крайне необходимое реформирование этой сферы так и не было проведено чиновниками сначала областного комитета культуры, а теперь вот и чиновниками городского департамента по культуре, в чье ведение сфера попала года три назад. В результате на сегодня это направление искусства представляет из себя кладбище».

«Лучом, блеснувшим во мраке сегодняшней жизни», по мнению Сергея Борисова, стало открытие первой частной галереи «Трапеция» в Волгограде 5 марта 2014 года. Однако «историческое событие и для нашего отсталого во всем города» в итоге обернулось разочарованием.

«Почему так? Отнюдь не радующие особенности поведения «Трапеции», на мой взгляд, объясняются тем, что создавалась она в значительной мере отнюдь не от желания решать задачи волгоградской культуры. Создавалась, как это из всего видно, прежде всего как нечто подсобное главным полит- и бизнес-планам ее владельца, как нечто вторичное и служебное. Как способ пиара, рекламы. Чему и исправно служит вот уже более года. Галерея создавалась и была создана не для того, чтобы сломать и разрушить кладбищенскую мертвость волгоградской жизни, не для того, чтобы изменить эту аномальную «жизнь», а для того, чтобы комфортно в нее вписаться, занять в ней удобное и видное место. Галерея стала красивой игрушкой, драгоценным камушком, украшающим пальцы ее владельца, и только».

Старикам здесь не место

Не меньшее разочарование вызвал у автора и первый Волгоградский фестиваль современного изобразительного искусства (ВМФСИИ), который проходил с 5 сентября по 5 октября 2014 года.

Здесь роковой ошибкой и главным стратегическим и тактическим минусом, по мнению Сергея Борисова, стало самоназначение владельца галереи Евгения Маликова на место куратора фестиваля.

«Куратор – главная решающая и знаковая фигура любого выставочного мероприятия. Эта большая системообразующая ошибка повлекла за собой и все прочие – производные ошибки, все те минусы, о которых нам придется сказать. Особенности фестиваля определяются личностью самого Евгения Маликова: уровнем его компетентности в сфере ИЗО, в культуре, его интересами и планами в жизни Волгограда, его жизненной стратегией, привычной и характерной для него тактикой действий. Эта ошибка дорого стоила. Отсутствие должной авторитетной, хорошего уровня компетентности и прогрессивности фигуры куратора фестиваля – самый большой недостаток нашего ВМФСИИ. Причина многих происходящих от этого минусов. Причина того, что наш ВМФСИИ так и остался всего лишь местечковым событием, "бурей в стакане воды"», – пишет он.

Но еще большее негодование живописца вызвал состав экспертного совета фестиваля, членов которого он называет «эсхаэровскими бабушками». Свое возмущение Сергей Борисов объясняет тем, что, во-первых, в «многосоюзных реалиях» было нонсенсом формировать этот орган из представителей единственного объединения живописцев – Союза художников России. Во-вторых, господин Борисов убежден, что возраст членов экспертного совета и их советское прошлое не позволяют им адекватно оценивать работы, выполненные в жанре современного искусства.

«Вполне можно сказать, что это решение применительно к фестивалю современного искусства – трагикомичное решение. Явно противоположное, идущее вразрез и вопреки самой идее современного искусства! Как можно делать фестиваль современного искусства мозгами и руками людей, которые явно из прошлого?! Точнее говоря, из другого, враждебного и противоположного современному искусству, да и всему современному – эсхаэровского мира?! Из мира, в котором это самое современное искусство все последние 30 лет значилось как враг номер один, подлежащий уничтожению?! (Уж не говоря про более ранние времена...) Может быть, и сегодня значится, только втайне. И только для публики делается улыбчивый вид с учетом сегодняшней конъюнктуры».

Пройдясь отдельно по каждому члену экспертного совета, автор заявляет об их полной некомпетентности в жанре, которому был посвящен фестиваль и экспертами в котором им предстояло выступать. А сам Союз художников России, по его убеждению, является организацией, «благополучно уничтожившей волгоградское изобразительное искусство» и до 2009 года в лице своих «крутых мастодонтов-реалистов» «напрочь косой» выкашивавшей все те произведения, что несли в себе хоть какие-то признаки современного искусства.

«Нам, как воздух, нужны перемены! – уверен Сергей Борисов. – Степень отсталости и деградированности волгоградского ИЗО эпохой эсхаэровского монополизма и эсхаэровским тяжким наследием, эсхаэровскими кадрами, их и им привычными стандартами, представлениями – слишком велика! Слишком велика степень отсутствия нормально развитой, поступательной и цивилизованной, современной жизни в сфере изобразительного искусства Волгограда».

Художник вынужден уходить в ширпотреб

Директор областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Анатолий Мальченко полагает, что Сергей Борисов очень своевременно поднял тему прозябания искусства в Волгограде. Однако с выводами художника о причинах этого явления он категорически не согласен.

«С автором этого текста трудно не согласиться в одном: сфера изобразительного искусства Волгограда действительно переживает серьезный застой, – считает господин Мальченко. –  Застой? Без сомнения, это так. И я как чиновник могу назвать одну из самых явных причин: раньше, как мы иногда говорим, в «проклятом коммунистическом прошлом», власть серьезно относилась к художникам. Более того, существовала закупочная комиссия при музее изобразительных искусств, выделялись специальные деньги, и ежегодно эта комиссия закупала у наших художников картины для музея, что пополняло и фонды музея, и стимулировало художников к творческому росту, развитию. Сейчас ничего этого нет.

Второе – если ты становился членом союза художников, то тебе обязательно выделялась – если не сразу, то по прошествии какого-то времени – художественная мастерская, где ты мог творить. И вопрос о том, сколько это стоит, не возникал, потому что тогда это стоило копейки.

Третье – существовали мастерские художественного фонда, в которых состояла на работе значительная часть художников. Они там ваяли, творили, одним словом, были востребованы.

Четвертое – существовала взаимосвязь между творческим союзом художников и творческим союзом архитекторов. Практически все знаковые архитектурные работы сопровождались какими-то декоративными украшениями. Посмотрите на выколотки на стенах домов справа и слева от Предмостной площади. Посмотрите на огромные панно на фасаде ТЮЗа, на фасаде проходной тракторного завода. Какая огромная выколотка «Память поколений», уничтоженная, к сожалению, самими милиционерами, была на здании нынешней академии МВД. А внутренние интерьеры тех же гостиниц «Волгоград», «Южная», 25-й больницы? Для украшения интерьеров заказывались картины, гобелены. То есть огромное количество произведений искусства создавалось в творческом союзе художников и архитекторов. И, конечно, у художников был стимул работать, развиваться, стремиться к повышению мастерства.

Что происходит сейчас? Сегодня художник предоставлен сам себе, властью его работа не востребована. Но куда хуже то, что его творчество из-за низкого уровня доходов в регионе не востребовано и населением. Кто сегодня в Волгоградской области, где средняя зарплата не дотягивает до 23 тысяч, купит действительно хорошее произведение искусства? Таких единицы. А художнику надо жить, для него профессия – единственный источник средств к существованию. Поэтому кто-то из них начинает делать «картинки» на потребу публики. Которые быстро рисуются и дешево стоят. И у нас появляется вот эта галерея «лубочной» живописи на Аллее Героев. И художникам приходится уходить на этот ширпотреб. Другие, кто действительно что-то может и ценит свой дар, остаются невостребованными. Вот об этом надо говорить в первую очередь».

Для художника возраст не помеха

Председатель Волгоградского отделения Союза художников России Георгий Матевосян в свою очередь убежден в том, что проблема монополизма СХР и засилия в сфере живописи неприязненно настроенных к современному искусству пенсионеров-ретроградов является надуманной.

«Я не люблю, когда изобразительное искусство заменяют на аббревиатуру ИЗО, – признался господин Матевосян. – Ну это так, к слову. Почему молодые творческие, талантливые, современные художники стремятся войти в наш союз? Ответ прост – здесь они получат возможность развиваться и расти профессионально. К тому же школа, преемственность... Мы же не Иваны, не помнящие своего родства. В июле этого года состоялась выставка молодых художников, вступивших в наше отделение Союза художников России. Это событие для них, ведь для вступления необходимо участвовать в выставках, пройти отбор, показать свое владение композицией, рисунком, цветом и, самое главное, показать свою индивидуальность.

В нашем отделении Союза художников России много направлений и течений: и реализм, и сюрреализм, и авангардизм, и арт-изыски... на любой вкус. А объединяет нас одно – профессионализм.

В России сегодня много объединений, организаций, собирающих под своим крылом и за определенный взнос всех, кто пожелает назваться или художником, или инсталлятором, или...

На вопрос о том, с какого возраста считать художника немолодым, я бы воздержался с ответом. Ставить планку и равнять всех под одну гребенку несерьезно. В нашей молодежной секции возрастной ценз 35 лет. Но наряду с молодыми художниками огромный вклад в изобразительное искусство вносят и возрастные художники. Если творец и в 90 молод в душе, ему и карты в руки. Яркий пример Михаил Яковлевич Пышта. Он в свои 90 с хвостиком даст фору в новизне и колорите любому юнцу.

История знает немало примеров, когда возрастные художники, музыканты, писатели, композиторы, ученые создавали шедевры, открывали законы. Надо быть позитивным, любить людей, творить... Время все расставит по своим местам».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!