16 октября среда
СЕЙЧАС +10°С

Дом, где родилась «Родина-мать»: V1.ru побывал в мастерской Вучетича

Наброски известных работ и нереализованные проекты скульптора — в подробном фоторепортаже V1.ru

Поделиться

Мамаев курган, Волгоград — более 50 лет это постоянное место «жительства» уникальной женщины с мечом, зовущей на бой своих сыновей. Но есть место, где впервые появилась «Родина-мать», где автор обдумывал свой замысел, и где до сих пор хранятся первые наброски грандиозного монумента. Это место — дом-мастерская Евгения Вучетича в Москве.

Трудно поверить, что находишься в Москве, в саду частного дома, а не на Мамаевом кургане

Трудно поверить, что находишься в Москве, в саду частного дома, а не на Мамаевом кургане

Попасть на территорию мастерской, ставшей и домом известного советского скульптора Евгения Вучетича, корреспонденту V1.ru удалось благодаря гостеприимству его внука — Евгения Викторовича Вучетича.

Евгений Викторович Вучетич — внук и полный тезка скульптора Вучетича

Евгений Викторович Вучетич — внук и полный тезка скульптора Вучетича

«Родина-мать зовет!»

Дорогие сердцу фигуры, образы, которые любой волгоградец узнает мгновенно, — почти весь Мамаев курган в том или ином виде присутствует здесь, и, конечно, именно к ним в первую очередь спешит подойти большинство посетителей.

«Родина-мать» в миниатюре. Не тот размер, который можно назвать миниатюрным, но по сравнению с оригинальным это почти статуэтка. 

Скульптор начинает работу с небольших набросков, постепенно приближаясь к размеру будущего оригинала

Скульптор начинает работу с небольших набросков, постепенно приближаясь к размеру будущего оригинала

За ней, возвышаясь над всем садом, полным самых разных скульптурных работ, — огромная голова в лесах. Это гипсовый набросок головы «Родины-матери» почти в натуральную величину.

Здесь можно посмотреть в глаза «Родине-матери» 

Здесь можно посмотреть в глаза «Родине-матери» 

— Конечно, она уже не в очень хорошем состоянии, — рассказывает Евгений Вучетич. — Ну что поделать, это гипс, он очень чувствителен к окружающей среде, превращается постепенно в мел, рассыпается. С ней ничего невозможно сделать. Сейчас она закрыта, правда, закрывать ее надо было лет 30–40 назад.

Гипсовую голову «Родины-матери» пришлось закрыть лесами несколько лет назад. Кроме попытки сохранить ее в целости еще какое-то время, необходимо было обезопасить прохожих — часть головы расположена надо проездом, идущим вглубь поселка.

Мастерская. Дом. Музей

Здесь рождались и, кажется, до сих пор живут идеи гениального скульптора Вучетича 

Здесь рождались и, кажется, до сих пор живут идеи гениального скульптора Вучетича 

— Мастерские здесь были где-то начиная с 1949 года, — рассказывает Евгений Вучетич. — Иногда здесь находилось до 70 рабочих — жили, работали, делали скульптуры. Изначально это был сарай, над ним стеклянные перекрытия. Стеклянные потолки часто делали в скульптурных мастерских, таковая сохранилась, например, в студии Грекова (Студия военных художников имени М. Б. Грекова. — Прим. ред.), в которой мой дед работал с 1943 по 1962 годы.

Тот случай, когда работа становится делом всей жизни, а мастерская — домом

Тот случай, когда работа становится делом всей жизни, а мастерская — домом

В те годы, поясняет Евгений Вучетич, этот район Москвы считался чуть ли не выселками, домов здесь было крайне мало.

— Здесь проводились работы, а потом это превратили в такой неоклассицизм сталинский, колонны поставили, — рассказывает 

Вучетич. — Все это делалось руками в том числе моего отца, его брата. Это были именно мастерские, здесь дед работал вместе с другими скульпторами, собственно, как у многих скульпторов были свои мастерские большего или меньшего масштаба. 

Поворотный круг для изготовления скульптур у Вучетича тоже был очень большой 

Поворотный круг для изготовления скульптур у Вучетича тоже был очень большой 

— Жил он сначала в другом месте, но потом стал жить здесь, — продолжает Вучетич. — Это было его главное место жизни. И поэтому здание было частично переделано в стиле неоклассицизма. И уже сад потом возник и остальное.

Неподалеку, на углу улиц Тимирязевской и Вучетича, установлен памятник Евгению Вучетичу — бронзовый бюст на гранитном постаменте. Открыт в 1981 году

Неподалеку, на углу улиц Тимирязевской и Вучетича, установлен памятник Евгению Вучетичу — бронзовый бюст на гранитном постаменте. Открыт в 1981 году

Теперь в этом доме живут наследники великого скульптора — его вдова и внук со своей семьей. Музея как такового здесь нет, но попасть в сад, посмотреть работы Евгения Вучетича и даже сфотографироваться на их фоне вполне возможно.

В этом доме по-прежнему живут Вучетичи

В этом доме по-прежнему живут Вучетичи

Работами Вучетича интересуются регулярно — и профессионалы, и любители. Приезжают студенты художественных училищ, институтов. Помимо знакомства с работами мастера, будущие художники и скульпторы помогают закрыть от дождей и снега стоящие на улице работы. Сохранять их непросто. 

Тодор Павлов, президент Болгарской академии наук в 1947–1962 гг.

Тодор Павлов, президент Болгарской академии наук в 1947–1962 гг.

Скульптуры зарастают мхом, мокнут под дождем и снегом. Переместить в дом — нужен манипулятор, укрыть прозрачными колпаками — возможно, вреда будет больше, чем оставить под снегом и дождем — так говорят специалисты.

Даже к внезапным визитерам Евгений Вучетич относится с пониманием

Даже к внезапным визитерам Евгений Вучетич относится с пониманием

— Я пускаю, если люди приезжают не из Москвы, из других городов, — рассказывает Евгений Вучетич. — Иногда приезжают два-три человека, придут в 7 утра: у нас там в 8 поезд, дайте посмотреть. Ну, если правда приехали откуда-то — это да, я всегда пущу, покажу, расскажу. Делаю это бесплатно. Бывает, пьяные приходят. Ну, это не страшно — люди есть люди, хотят посмотреть. 

Свою собственную жизнь внуку скульптора приходится сочетать с музейно-административной деятельностью

Свою собственную жизнь внуку скульптора приходится сочетать с музейно-административной деятельностью

— В самое разное время приходят, иногда рано утром, — делится Евгений Вучетич. — Буквально я уже бегу на работу, тут кто-то звонит: ой, мы приехали, люди неместные. Ну заходите, у меня есть ровно 5 минут. Можете фотографироваться. Собственно, больше-то никому и не надо обычно.

Есть на территории сада и гигантская голова Ленина, летом скрытая густой листвой

Есть на территории сада и гигантская голова Ленина, летом скрытая густой листвой

Филиал Мамаева кургана

Самые популярные объекты — конечно, скульптуры Мамаева кургана. Кроме главного монумента мемориала, в саду дома Вучетича можно увидеть и наброски других скульптур и композиций.

«Память поколений» — вводная композиция историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы»

«Память поколений» — вводная композиция историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы»

Некоторые близки к своему окончательному варианту, как, например, горельеф «Память поколений» и солдат с площади «Стоять насмерть!».

Знаменитому воину Вучетич придал сходство с маршалом Чуйковым

Знаменитому воину Вучетич придал сходство с маршалом Чуйковым

Узнаваема и скульптура «Скорбь матери»

Узнаваема и скульптура «Скорбь матери»

Другие композиции в процессе создания претерпели существенные изменения. Например, скульптуры с площади Героев в набросках Вучетича выполнены в том числе и в виде горельефов.

Здесь можно увидеть, какие варианты рассматривал скульптор, как искал наилучшее воплощение своих идей

Здесь можно увидеть, какие варианты рассматривал скульптор, как искал наилучшее воплощение своих идей

Однако позже появились и миниатюрные скульптурные наброски.

Работы Вучетича выразительны, независимо от размеров

Работы Вучетича выразительны, независимо от размеров

Евгений Вучетич: «Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма».

В те годы, не имея в своем распоряжении компьютерных технологий, скульпторы выполняли по несколько набросков разного размера

В те годы, не имея в своем распоряжении компьютерных технологий, скульпторы выполняли по несколько набросков разного размера

Сейчас дом-мастерская имеет исключительно частный статус и не является городским или федеральным музеем.

— Моя задача — это все пока сохранить, — подчеркивает Вучетич. — Здесь, на самом деле, задачи не столько музейные, сколько административно-хозяйственные, потому что нужно все это содержать в порядке. Пусть стоит. Слава Богу, за всей этой скульптурой есть присмотр, сюда приезжают реставраторы.

Этот памятный знак был сделан для установки на улице, рядом с домом. Но простоял там недолго — на нем мгновенно «расписались» вандалы

Этот памятный знак был сделан для установки на улице, рядом с домом. Но простоял там недолго — на нем мгновенно «расписались» вандалы

— Возможно, искусствоведы, когда немножко придут в себя и начнут интересоваться собственной историей, на вещи будут смотреть не просто, что это Сталин, Ленин, Дзержинский или кто-то еще, а хорошая это скульптура или плохая, — добавляет Евгений Вучетич. — Потому что у нас сейчас ставится куча плохой скульптуры. А тогда ставилась хорошая скульптура. Не вся и выбор тем был довольно ограничен, но были настоящие шедевры.

Этот гранитный Ленин в свое время объездил множество выставок. «Его ставили у входа, и сразу было понятно — выставка советская».

Этот гранитный Ленин в свое время объездил множество выставок. «Его ставили у входа, и сразу было понятно — выставка советская».

— В основном дед делал крупные скульптуры, — напоминает Евгений Вучетич.— Самое, пожалуй, раннее, что было сделано, из известного, «Перекуем мечи на орала». Это 1957 год. Эта скульптура из цемента, а отливка была подарена ООН, там бронзовая скульптура стоит. Борис Гуревич, знаменитый киевский борец, чемпион, приезжал сюда, жил какое-то время, месяца два, позировал. Дед специально подбирал натурщиков в античном стиле, он любил делать таких мощных, развитых людей — и мужчин, и женщин.

Статуя «Перекуем мечи на орала» установлена у здания ООН в Нью-Йорке (США). Копии находятся в Волгограде (у завода «Газоаппарат»), Усть-Каменогорске, Москве

Статуя «Перекуем мечи на орала» установлена у здания ООН в Нью-Йорке (США). Копии находятся в Волгограде (у завода «Газоаппарат»), Усть-Каменогорске, Москве

Борис Михайлович Гуревич (родился в 1937 году в Киеве) — советский спортсмен (вольная борьба, средний вес). Заслуженный мастер спорта СССР (1967). Чемпион Олимпийских игр (1968), мира (1967 и 1969), Европы (1967 и 1970) и СССР (1957,1958, 1961, 1965–1967). После победы на Олимпиаде в Мюнхене стал невыездным. Гуревича обвинили в сионизме и перестали включать в сборную страны. В дальнейшем эмигрировал в США.

Нереализованные проекты

Недалеко от «Перекуем мечи на орала» стоит небольшая, но даже в таком размере впечатляющая работа. На ее воплощение у Евгения Вучетича-старшего не хватило времени и сил.

В этот проект Евгений Вучетич вложил не только талант скульптора, но и чувства человека, прошедшего войну 

В этот проект Евгений Вучетич вложил не только талант скульптора, но и чувства человека, прошедшего войну 

— Это знаменитый, но, к сожалению, не реализованный проект — «Курская дуга», который был активно начат и вроде даже был утвержден тогдашним министром Екатериной Фурцевой, но так и не был осуществлен.

Голова умирающего танкиста — часть мемориала на Курской дуге

Голова умирающего танкиста — часть мемориала на Курской дуге

Проект монумента в память о битве на «Курской дуге» авторства Евгения Вучетича победил на конкурсе в 1973 году. В 1974 году началась подготовка к строительству мемориального комплекса, но 12 апреля 1974 года Евгения Вучетича не стало. Работа без автор и идейного вдохновителя проекта пошла с перебоями, и в 1965 году другому авторскому коллективу был заказан новый проект.

Над этим проектом Вучетич работал около 15 лет

Над этим проектом Вучетич работал около 15 лет

— Это две волны или две стены, два потока, один из которых ломает другой. Этот монумент должен был стоять на поле. Даже была идея, что там, под столкнувшимися потоками, пройдет дорога в сторону Курска, но потом решили поставить это просто в поле. Чтобы понять размер: вот там вы видите самолеты — они должны были быть настоящими. 

Миниатюрный набросок мощного монумента в память о Великой Победе

Миниатюрный набросок мощного монумента в память о Великой Победе

— Техника частично воспроизводилась из той, что была на самом деле, — продолжает Евгений Вучетич. — Не обязательно целая, может быть, части, но боевая техника должна была войти в этот комплекс. Вот такая грандиозная вещь должна была быть, очень интересная и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения задумки скульптурной, но, к сожалению, не реализованная.

Настоящая боевая техника должна была стать частью грандиозного монумента

Настоящая боевая техника должна была стать частью грандиозного монумента

Остался нереализованным и проект памятника Степану Разину.

Задумчивым изобразил Вучетич предводителя народного восстания

Задумчивым изобразил Вучетич предводителя народного восстания

— Когда лепил Разина, дед делал портрет Шолохова, — рассказывает Вучетич. — К нему ездил, они обсуждали этот памятник, хотели на Волге его поставить. Задумчивый народный предводитель. В оригинале он должен был быть больше, дед хотел установить его на каком-нибудь красивом месте, чтобы он издалека был виден, когда проплываешь на пароходе.

Ходить по саду и рассматривать работы Евгения Вучетича можно бесконечно, и странно слышать, что некоторым посетителям хватает пяти минут и пары фото на фоне известных скульптур. Хотя сам факт интереса к работам советского скульптора, творившего много лет назад, уважение к его памяти вполне можно считать обнадеживающим явлением.

Фрагмент скульптуры «Скорбь матери»

Фрагмент скульптуры «Скорбь матери»

Этот сад полон неожиданных встреч

Этот сад полон неожиданных встреч

И скульптурному портрету Александра Матросова нашлось место среди работ Вучетича

И скульптурному портрету Александра Матросова нашлось место среди работ Вучетича

Очень быстро, несмотря на непривычный антураж, возникает ощущение гармонии сосуществования сада и скульптур

Очень быстро, несмотря на непривычный антураж, возникает ощущение гармонии сосуществования сада и скульптур

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    17 сен 2018 в 10:38

    Чудесный репортаж. Скульптурв Разина - просто шедевр!

    17 сен 2018 в 13:24

    Лучший материал года.

    17 сен 2018 в 11:33

    Восхищение! Спасибо за статью, побольше бы таких. Это действительно важно и интересно. Скульптуры великолепны, как живые, а сколько в них смысла..