17 октября четверг
СЕЙЧАС +16°С

Цари и «красный петух»: Петр Чаплыгин создает аллею императоров в центре Волгограда

Работа над знаменитыми скульптурными портретами продолжается в мастерской художника

Поделиться

Автор знаменитых «Красных птиц» — фонтана у детско-юношеского центра Волгограда  — художник и скульптор Петр Чаплыгин продолжает работу над своей знаменитой серией скульптурных портретов российских императоров. 

Императоры Чаплыгина — живые, неприглаженные, со своими достоинствами и недостатками

Императоры Чаплыгина — живые, неприглаженные, со своими достоинствами и недостатками

Впервые несколько работ из этой коллекции экспонировались в 2010 году на персональной выставке к 70-летию Чаплыгина. В 2013 году выставка всей серии была приурочена к 400-летию дома Романовых. Недавно над входом в мастерскую автора появились горельефы с изображением императоров.

Теперь императоров Чаплыгина может увидеть любой прохожий

Теперь императоров Чаплыгина может увидеть любой прохожий

Корреспондент V1 побывал в мастерской народного художника России Петра Чаплыгина.

Не просто двери

Эти двери на улице Мира известны многим волгоградцам. Случайно оказавшиеся рядом люди спешат сфотографировать на память изящные металлические узоры и женственные фигуры. Молодожены специально приезжают в тесный дворик, чтобы сделать необычное фото на фоне настоящего произведения искусства.

Двери, за которыми просто не может не произойти чуда

Двери, за которыми просто не может не произойти чуда

Эти роскошные, сказочные двери — вход в мастерскую народного художника РФ Петра Чаплыгина. Они сделаны его руками. Как и огромная люстра под потолком, как все работы, которыми заставлены несколько совсем небольших помещений мастерской и увешаны стены.

Скульптуры «толпятся» в мастерской вплоть до самых дверей<br>

Скульптуры «толпятся» в мастерской вплоть до самых дверей

Петр Иванович Чаплыгин (1940, Ставропольский край) — скульптор, живописец, график. Народный художник России. В 1968 году окончил Московское государственное высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и был приглашен на работу в художественный фонд Волгограда. Первая крупная работа — керамическая роспись размером 220 кв. м для ДК алюминиевого завода. В 1978 году получил награду Международного конкурса искусства керамики в Италии. С 1997-го по 2001 годы — председатель Союза художников Волгограда, преподаватель, один из основателей «своеобразной школы волгоградской керамики с тяготением к скульптуре». Творческая специализация — монументально-декоративное искусство, художественная керамика.

Александр III, Николай I, Петр III&nbsp;<br>

Александр III, Николай I, Петр III 

Поклонник творчества Чаплыгина, попав в его мастерскую, рискует испытать культурный шок. Культурный — от обилия работ мастера. Шок — оттого, что они просто хранятся здесь в огромном количестве, закрывая друг друга, а не экспонируются в просторном зале, доступном всем желающим.

«Крик народа» отражает тему сталинских репрессий

«Крик народа» отражает тему сталинских репрессий

Как признается сам автор, обычно он работает сразу над несколькими произведениями.

— Когда что-то одно надоедает, я теряю к этому интерес, — поясняет Чаплыгин, — просто переключаюсь на другой вид искусства, дабы не «замылить глаз», избежать штампов. Когда художник беспрерывно работает над одним произведением, теряется острота зрения.

На переднем плане — Анна Иоановна, Екатерина II,на втором плане — скульптурная композиция «Фортуна»,&nbsp;

На переднем плане — Анна Иоановна, Екатерина II,на втором плане — скульптурная композиция «Фортуна», 

Императорское семейство

Чаплыгина называют художником универсального дарования, много лет он успешно работает в разных видах художественного творчества — это и монументально-декоративное искусство, и скульптура, живопись и графика. Однако необычная керамическая серия, в которую входит более 30 работ — расписанных скульптур, тарелок, горельефных панно — занимает особое место в жизни художника. Это портреты всех российских императоров. Над ними он работал более 13 лет.

«Романовы собрали и построили Россию, в которой мы все живем»

«Романовы собрали и построили Россию, в которой мы все живем»

В скульптурных портретах императоров Чаплыгин показывает то глубокое, человеческое, что обычно не присутствует в классических парадных портретах. Тоска в лице Павла I, тревожность Петра Великого, добрый прищур Николая II. Нецарственный вид выражается и в их одежде или головных уборах — например, в простой армейской фуражке Николая II.

— Меня часто спрашивают: а почему Николай в фуражке? Так он же корону отдал! — восклицает Петр Чаплыгин.

Женская фигура на переднем плане — «Державность»,&nbsp; далее — Николай II.&nbsp;

Женская фигура на переднем плане — «Державность»,  далее — Николай II. 

Однако заурядный человек вряд ли мог бы стать императором, уверен Чаплыгин.

— Посмотрите на их подбородки, — призывает художник. — Посмотрите, какие крупные, выразительные подбородки. И так у всех Романовых — и у мужчин, и у женщин. Это признак силы и твердого характера.

На переднем плане — Елизавета Петровна, 2010 г.&nbsp;<br>

На переднем плане — Елизавета Петровна, 2010 г. 

Сейчас Чаплыгин дополняет бюсты императоров новыми основаниями. Каждая работа получит полноценную опору и в таком виде будет представлена на следующей выставке, как предполагается, приуроченной к 80-летнему юбилею художника.

У скульптурных портретов венценосных особ появятся полноценные и красивые опоры

У скульптурных портретов венценосных особ появятся полноценные и красивые опоры

Искусство повсюду

В мастерской Чаплыгина нет отдельных залов, и с царственными особами непринужденно соседствуют воздушные образы итальянских художников и их муз.

Верхний ряд: тарелка «Встреча» из триптиха «Художник и модель», 2008 г., тарелка «Итальянская ночь», 2002 г., нижний ряд: пласт «Трансформация» из триптиха «Художник и модель», 2008 г.&nbsp;

Верхний ряд: тарелка «Встреча» из триптиха «Художник и модель», 2008 г., тарелка «Итальянская ночь», 2002 г., нижний ряд: пласт «Трансформация» из триптиха «Художник и модель», 2008 г. 

Декоративными тарелками и пластами заполнены все стены небольшого помещения

Декоративными тарелками и пластами заполнены все стены небольшого помещения

Новые, еще не законченные работы без особых привилегий располагаются здесь же и могут стоять прямо на полу.

Одна
из работ, которую Петр Чаплыгин готовит к своей юбилейной выставке

Одна из работ, которую Петр Чаплыгин готовит к своей юбилейной выставке

Для множества живописных работ мест на стенах уже не хватает, и они стоят большими стопками на полу.

— Все рамы делают, а я рисую, — чтобы показать одно из полотен, Петр Чаплыгин отодвигает несколько других. Действительно, изображение заключено в нарисованную раму — необычный и интересный прием.

Из стопки полотен, как из темницы на белый свет, вдруг появляется нежнейший женский образ

Из стопки полотен, как из темницы на белый свет, вдруг появляется нежнейший женский образ

Живопись, скульптура, керамика, произведения, сочетающие сразу несколько видов творчества, — работ Чаплыгина в его мастерской помещается на несколько выставок сразу. В данный момент действующей экспозиции нет ни одной.

В центре на столе — декоративный пласт «Автопортрет» в двух вариантах, 2005 г.&nbsp;

В центре на столе — декоративный пласт «Автопортрет» в двух вариантах, 2005 г. 

Особое внимание Петр Чаплыгин уделяет проработке деталей

Особое внимание Петр Чаплыгин уделяет проработке деталей

Неповторимые, но неизменно живые, эмоциональные образы

Неповторимые, но неизменно живые, эмоциональные образы

Фрагмент
композиции «Крик народа», 1989 г.&nbsp;

Фрагмент композиции «Крик народа», 1989 г. 

Все должно быть прекрасно

Тут же неподалеку — произведение, созданное исключительно с утилитарной целью. Петр Чаплыгин рассказывает, что этот угол дома часто задевали проезжающие по узкому двору грузовики, портили стену. Пришлось защитить ее таким образом. 

Для изготовление этой композиции использовались&nbsp; колесные диски и даже урны

Для изготовление этой композиции использовались  колесные диски и даже урны

У мастерской есть вторая часть, производственная. Вход в нее можно было бы назвать незаметным, если бы не его оформление.

Кажется, даже голуби замирают от восхищения

Кажется, даже голуби замирают от восхищения

И не только вход преобразился в руках Чаплыгина — небольшое помещение напротив выглядит как полноценный арт-объект.

Просто двор, где бывает Чаплыгин

Просто двор, где бывает Чаплыгин

Здесь, в подвале, стоят печи для обжига, причем сделаны они тоже руками Чаплыгина. Их две — большая, для особо крупных произведений, и поменьше.

Малая печь

Малая печь

Это уже не склад, а настоящее производство, с множеством материалов, готовыми и незаконченными работами и ощущением так называемого творческого беспорядка. Здесь продолжается работа, которая и есть сама жизнь.

Императоры присутствуют и здесь, но уже в виде горельефов

Императоры присутствуют и здесь, но уже в виде горельефов

Вместо постскриптума

Неожиданно и приятно было обнаружить фотографирующихся на крыльце мастерской подростков — совсем юные мальчик и девочка искренне восхитились необыкновенными дверями и проявили горячее желание попасть внутрь. Кто автор этого произведения и хранящихся внутри работ, они не знали, но, услышав имя, обещали запомнить и «погуглить».

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    17 окт 2018 в 07:41

    Китч.
    Недоделаный Глазунов.
    Шлак от искусства.
    А царей я никогда не любил, начиная с советского прошлого. И графьёв с князьями.

    Гость
    17 окт 2018 в 06:27

    Надеюсь при совке он тоже до слез любил династию Романовых? А то лицемерием попахивает за версту

    АВЧ
    17 окт 2018 в 16:36

    С удовольствием посмотрел еще раз работы Петра. Молодчина. Знаю сколько к тебе приезжают гостей со всех уголков мира, сколько к тебе приводят людей творческих профессий что бы похвастаться Волгоградом... Не даром тебя во всем мире почитают и любят как одного из лучших художников керамистов .
    Нет у тебя, к сожалению, выставочной галереи, где можно разместить сохранить множество твоих великолепных и оригинальных работ. А на посты "деревни" и малообразованных злопыхателей не обращай внимания. Наш город к сожалению никогда не был прибежищем интелектуалов и хорошего вкуса. Моргиналы шариковы-швундеры есть в любом обществе .... им даже не в домек почему в России, в столице нашей страны, вполне официально создана и существует Аллея русских царей, как историческая инстоляция и россияне с удовольствием знакомятся с историей нашей Родины-России !