18 октября пятница
СЕЙЧАС +9°С

«Они Пушкина переводят, а к ним влетают с автоматчиками»: волгоградец посвятил жизнь изучению цыган

Валерий Суховеров написал русско-цыганский разговорник и мечтает открыть в Волгограде музей цыган

Поделиться

По словам Валерия Суховерова, современные цыгане гораздо более открыты, чем раньше 

По словам Валерия Суховерова, современные цыгане гораздо более открыты, чем раньше 

Открыть музей цыганской истории, культуры и быта, а также объявить войну нетолерантному отношению к цыганскому этносу на любом уровне призывает историк и журналист Валерий Суховеров, посвятивший несколько десятилетий изучению этого загадочного и порой закрытого народа. 

Валерий Суховеров был с детства увлечён цыганским народом и цыганским языком

Валерий Суховеров был с детства увлечён цыганским народом и цыганским языком

— В школе я учился в классе с девочкой-цыганкой, она очень плохо говорила по-русски, — вспоминает Валерий Суховеров. — Как-то раз нас с ней посадили вместе, а учитель мне дала задание подтянуть эту девочку по русскому языку. Тогда я и начал с ней общаться. Мы разработали целую систему общения, завели одну большую тетрадь, в которой я писал слова по-русски, а она мне перевод по-цыгански. 

По словам Валерия, на самом деле цыгане везде адаптируют свой язык под алфавит той страны, в которой они живут. 

— В той общей тетрадке мы собрали около трех тысяч слов. Вот так у меня появился первый цыганский словарь. — вспоминает Валерий Суховеров. — Использовались наши же буквы, только слова совсем другие. Цыгане используют региональную лексику. Только в 90-е годы было разработано несколько других алфавитов для записи цыганского языка.

Волгоградский знаток собрал немало фотографий, книг и историй об этом закрытом народе

Волгоградский знаток собрал немало фотографий, книг и историй об этом закрытом народе

Первый словарь, собранный в исписанной тетрадке, стал для Валерия началом большого пути в изучении цыган и их обычаев, который длится уже не один десяток лет. 

— Цыгане — выходцы из Индии, поэтому многие из них сейчас при просмотре индийских фильмов или прослушивании музыки без переводчика понимают, о чем идет речь, — уверен Валерий. — Среди цыган есть множество ученых, поэтов, врачей, учителей и юристов. То, что цыгане предпочитают не учиться и заниматься всякими незаконными промыслами — придуманный врагами миф. 

По словам Валерия, многие цыганские дети сейчас даже не понимают и не знают цыганского языка. Но они рады учиться и ходят в обычные школы. Обычно, цыгане в какой-то мере впитывают в себя культуру, историю или обычаи страны или места, где они живут. Это касается и религии — вот, например, в Волгограде больше всего живет православных цыган, но есть цыгане католики, есть цыгане и мусульмане. 

Среди воевавших за Сталинград, по словам Валерия Суховерова, было почти 120 цыган

Среди воевавших за Сталинград, по словам Валерия Суховерова, было почти 120 цыган

По словам Суховерова, в наше время очень много цыган живут современно. В этом же убедились и корреспонденты V1.RU, когда писали материал о цыганских домах, выставленных на продажу

— Отличия у цыганских этнических групп все-таки есть. Например, котляры Волгограда, живущие преимущественно в Верхней Ельшанке воспитываются в более строгих правилах и обычаях, чем их соотечественники из других «цыганских» посёлков, — рассказывает Валерий. — Они соблюдают все нормы и традиции, которые были заложены еще в позапрошлом веке. Котлярские девушки ходят с длинными косами, покрывают головы платком. Остальные этнические группы более или менее современны. Это связано с прошедшим несколько лет назад международным конгрессом. Тогда лидерами цыганских общин был наконец принят проект интеграции этноса в современное общество.

Валерий Суховеров искренне не понимает, почему в Волгограде еще так сильнó плохое отношение к цыганам, а для крупных бизнес-структур толерантность порой оказывается пустым звуком. 

— Представляете, сколько надо преодолеть цыганам, чтобы стереть существующие неравенства и устранить все ущемления этого замечательного народа? Ведь в Волгограде цыган порой даже не брали на работу. Даже в наши дни всякие «концессии» врываются в цыганские поселки под прикрытием людей с автоматами и в разгар зимы отключают им воду! А ведь здесь в Сталинградскую битву воевало почти 120 цыган. И среди тех цыган, кто сражался с фашизмом на разных фронтах, есть даже два Героя Советского Союза! 

По словам Валерия Суховерова, современные цыгане более открыты, чем раньше

По словам Валерия Суховерова, современные цыгане более открыты, чем раньше

Каждая цыганская община в Волгограде, по словам Валерия Суховерова, издревле специализируется на каком-либо своем ремесле. 

— В Волгограде проживают и проживали несколько разных этнических групп цыган. Это, например, русска-рома, котляры, молдовика-рома, плащуны, украинские цыгане, сэрвы... Котляры, на самом деле, носят название немного иное — кэлдэрары, но так как эта группа занималась металлом, лужением и паянием металлических изделий, позже они занялись и котлами. Первый цыганский поселок появился в наших краях в 1950-е годы в Дзержинском районе города. Другое поселение было заложено в поселке Верхняя Ельшанка, и на Максимовском разъезде — начало 1990-х.

Сейчас историк мечтает создать музей цыганской культуры

Сейчас историк мечтает создать музей цыганской культуры

У Валерия Суховерова за долгие годы изучения цыганской истории и культуры и их языка скопилось много самого разнообразного материала. Это и фотографии, и предметы быта, а также специальная научная цыгановедческая литература. 

— Много у цыган есть сказок, песен, в фильмах часто их можно было слышать, — рассказал Валерий Суховеров. — В 30-е годы прошлого века впервые была предпринята попытка перевести произведения Пушкина на цыганский язык, а так же других поэтов и писателей. Но в Волгограде почему-то предпочитают думать, что цыгане лишь гадают и торгуют наркотиками. Это откровенное вранье. Среди них много увлекающихся классической литературой, музыкой и ремеслами, а благодаря такой дурной славе к ним и врываются с автоматчиками. 

Валерий Суховеров уверен: музей цыган был бы очень интересен волгоградцам

Валерий Суховеров уверен: музей цыган был бы очень интересен волгоградцам

Сейчас Валерий Суховеров мечтает создать цыганский музей в Волгограде и верит, что он будет пользоваться популярностью у посетителей. 

— В России уже есть такой в Костроме — это музей цыганской истории, в котором собрано множество экспонатов — книги, костюмы, национальные инструменты, аккордеоны, гитары, конечно же. Есть комната национальной кухни, одежды. У цыган вообще богатая культура, есть и цыганская пресса, и театр, и даже был педагогический колледж для цыган в 30-е годы ХХ века. Но, к сожалению, до музея в Волгограде пока далеко, также как и до победы толерантности и здравого смысла. 

Примечательны и дома цыган, достаточно взглянуть на строение и сразу станет понятно, что перед вами цыганский дом. Их выдают внушительные размеры домов, окон, массивные колонны. Внутри, кстати, можно встретить и вполне современный интерьер и мебель. 

Цыганские дома, как и сами цыгане, таят в себе немало сюрпризов

Цыганские дома, как и сами цыгане, таят в себе немало сюрпризов

Мнение редакции может не совпадать с мнением героя публикации.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
17 апр 2019 в 17:27

Что значит воровство и наркота ассоциация с цыганами? Это ассоциации не на пустом месте. Всю жизнь не работают, а живут в особняках. Аллах даёт?

Гость
17 апр 2019 в 16:50

да, если не платят за воду, свет и газ, я считаю правильно что врываются, а что д им все должно даром быть?

Таджик
17 апр 2019 в 18:18

Господи, какой же бред, несёт это дядя. Я пока всю статью прочитал, несколько раз посмеяться успел. Как вообще можно о них говорить так хорошо и сладенько, если вот они, перед глазами постоянно. Куда мне сходить посмотреть, на цыгана ремесленника, культуролога или учёного? А про несколько раз: "они хорошие, а вы к ним с автоматами врываетесь". Сидят жулики, добро делят, а к ним менты врываются. Вы чё менты офигели? Мы это честно украли и мы хорошие. Как буд то к ним пришли не потому, что они ворьё и насосы, а потому, что они цыгане.