12 ноября вторник
СЕЙЧАС +5°С

«Грустно. От завода-символа осталась только территория»: Михаил Вержба о тракторном и Волгограде

Волгоградский гигант тракторостроения становится очередным торгово-развлекательным центром

Поделиться

Михаил Вержба видел молодой свою бабушку на фото первых строителей умершего завода

Михаил Вержба видел молодой свою бабушку на фото первых строителей умершего завода

Руины Волгоградского тракторного завода пошли под снос. На их месте уже начали строительство очередного торгово-развлекательного комплекса. О том, что завод-гигант, переживший ад бомбежек и сражений Сталинградской битвы, но не выдержавший последнего десятилетия, значил для Волгограда и волгоградцев, написал наш земляк, теперь известный московский журналист Михаил Вержба. 

«Это фото, на мой взгляд, — зримый приговор "эффективному" менеджменту»

«Это фото, на мой взгляд, — зримый приговор "эффективному" менеджменту»

Такое фото я нашел в интернете. На нем то, что осталось от Сталинградского/Волгоградского тракторного завода. Завода уже нет, а есть пустая площадка под будущее строительство. Конечно, о том, что завод-гигант умер, было известно довольно давно. Но это фото, на мой взгляд, — зримый приговор «эффективному» менеджменту постсоветской эпохи. Полному отсутствию сколь-нибудь вразумительной индустриальной политики власти.

Мне скажут, такие гиганты были обречены, они должны были вымереть, как мамонты. А как же выжили другие крупнейшие предприятия? Приспособились к новым условия, в чем-то сократили производство, в чем-то нарастили и прекрасно себя чувствуют.

Нет, просто ВГТЗ фатально не повезло. Не те руководители управляли им в трудные времена. То ли просто не сумели найти выход из ситуации, то ли были слишком заняты дележом пакета акций? Не знаю. Да и наверху не обращали на завод должного внимания.

Завод, с которым связана не только судьба великого города, но и всей страны, исчез с лица земли

Завод, с которым связана не только судьба великого города, но и всей страны, исчез с лица земли

И вот завод, с которым связана не только судьба великого города, но и всей страны, исчез с лица земли. Вчера, увидев фото, стал вспоминать, а что меня связывало с тракторным. И, знаете, немало всякого вспомнил.

Вот, к примеру, такая история. Моя бабушка — Берта Самсоновна Гуревич (в девичестве Лурье) работала на Тракторстрое переводчицей у американских спецов. Если кто не в курсе, гордость первых советских пятилеток — плод сотрудничества СССР и США. Кстати, в период жестких санкций. Оборудование полностью поставлялось из-за океана, американцы занимали ключевые посты и руководили ходом строительства.

Сталинградский тракторный был гордостью страны советов 

Сталинградский тракторный был гордостью страны советов 

Так вот, однажды (где-то в конце 70-х), мне, начинающему журналисту, дали задание сделать в газету («Молодой ленинец») очерк о Фрэнке Хонее. Он был одним из тех американцев, которых Форд направил в Сталинград строить крупнейший в мире завод по производству гусеничных тракторов. После окончания строительства (1930-й) Фрэнк остался жить и работать в Сталинграде. Стал позднее кавалером Ордена Ленина.

В его квартире на Комсомольской мы долго говорили о судьбе завода. Собственно, говорил он, а я слушал и записывал. В какой-то момент он сказал, что помогали им молоденькие девушки-переводчицы. Я вставил, что среди них была моя бабушка, и назвал её имя. Фрэнк немного задумался, а потом подошел к рабочему столу и достал оттуда большое пожелтевшее от времени фото. На нем в несколько рядов стояли строители СТЗ — американцы и советские. Он поискал взглядом и показал пальцем на девушку, стоявшую в первом ряду. Так я впервые увидел молодой свою бабушку…
Учился в политехе и на тракторном проходил производственные практики. Работал в газете и множество раз приезжал на завод за материалами, с делегациями.

Однажды я написал очерк о конструкторе ВГТЗ Вячеславе Косенко. Он тогда стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В конце очерка была фраза, что лет через десять Слава непременно станет главным конструктором. Фраза и не более. Но Косенко… стал главным! Правда, не через десять лет, а в 2006-м, но это уже не важно. При его участии создавались первые советские гусеничные энергонасыщенные ВТ-100, ВТ-150. Где теперь все эти разработки? Нет ответа.

Гиганту тракторостроения просто фатально не повезло

Гиганту тракторостроения просто фатально не повезло

А еще помню бригадира кузнецов Славу Боброва (могу ошибиться в фамилии). Он был кандидатом в члены ЦК ВЛКСМ. Помню, как пришел в кузнечный цех и наблюдал за работой бригады. Вы не поверите, но ассоциации были с… музыкой. До того точные, выверенные и надежные были движения рабочих. Тогда я наглядно увидел, чем выдающийся (именно так) рабочий отличается от простого работяги…

Потом как-то в номере московской гостиницы «Орленок» мы со Славой работали над его выступлением на пленуме ЦК. Закончили поздно, и я остался у него ночевать. Хороший был парень, интересно, как он сейчас, чем занимается?

Кстати, футбольный мир знал о заводе по игре команды «Трактор», многие десятилетия представлявшей именно это предприятие.

Да столько всего можно вспомнить, хоть мемуары пиши — «Тракторный в моей жизни».

А военная судьба предприятия. Танки, произведенные и отремонтированные, сходили с конвейера до самых первых боев в городе. И на северной окраине Сталинграда фашистов встретили, в том числе, ополченцы СТЗ. Многие из них так и остались в степи с сеточками и пакетами с обедом, которые им дали жены перед уходом на смену. Последнюю в их жизни…

На месте завода-первенца теперь появится очередной многофункциональный центр

На месте завода-первенца теперь появится очередной многофункциональный центр

Но теперь от завода-первенца, завода-символа осталась только территория… Грустно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ТЕГИ

66064885

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
24 апр 2019 в 16:22

Да конечно же,не нужны нам все эти старые хламзаводы в своих полуразвалившихся грязных цехах и с допотопным оборудованием,оставшимся еще даже от американцев! Скажите,ну что они могли сегодня производить современного? Бросьте вы страдать так,ведь у нас есть друг Китай и он теперь с большим успехом заменил нам все наши заводы!

Старый доктор
24 апр 2019 в 22:49

Заводы как люди рождаются, живут и умирают. Прожив славное прошлое, завод не выдержал испытание перехода от социализма к капитализма, не выдержал конкуренции с западными фирмами и умер своей смертью.
Наши фермеры выбрали надежные, мощные немецкие и американские тракторы, против наших допотопных ДТ 180, которые ломались через день в посевную и ставили под угрозу бизнес фермеров. Ради ностальгии о прошлом своим благополучием никто рисковать не будет
Завод нуждался в коренной реконструкции, в многомиллиардных вложениях. Но владелец завода решил не рисковать, не изобретать велосипед ( трактор) и завод закрыл. Его полное право.
Ностальгические воспоминания о заводе противоречат законам экономики и стоят очень дорого. Это завод должен был служить государству и людям, и не наоборот.
Завод уже умер, его физически давно нет. Осталось голое поле. О чем горевать?

Надо думать о будущем, идти вперед, а не впадать в депрессию от невозвратного.
Освободилась прекрасная территория вдоль красавицы Волги.
Там должны жить люди, играть дети, а не коптить небо грязью и вонью безнадежно устаревшие технологии начала прошлого века.
Хватит жить в прошлом героикой великой отечественной войны . Давно надо жить настоящим и будущим.

хозяин морга
24 апр 2019 в 23:44

а я считаю нужно больше веселья