29 февраля суббота
СЕЙЧАС +5°С

В воде не тонут, в огне не горят: как готовят военных инженеров

V1.RU побывал в 187-м учебном центре на острове Зеленом

Поделиться

Плавающие транспортеры могут преодолевать водные преграды с грузовиком в кузове

Плавающие транспортеры могут преодолевать водные преграды с грузовиком в кузове

Рев мощного дизеля смешался с пулеметной очередью. Густой выхлоп солярки из двух труб вполне можно было сравнить с дымовой завесой. В следующую минуту на берег хлынула волна, а в мерзлую землю вгрызлись гусеницы ПТС — плавающего транспортера среднего с КАМАЗом в кузове. Еще пара минут — и машины разъезжаются в разные стороны. В преддверии Дня инженерных войск специалисты войсковой части 73420, 187 Псковского ордена Красной Звезды Межвидового регионального учебного центра показали, что могут и как готовят младших специалистов для инженерных войск.

Погрузка КАМАЗа занимает считаные минуты

Погрузка КАМАЗа занимает считаные минуты

Механики-водители плавающей военной техники — лишь одно из направлений подготовки специалистов. Всего же учебный центр на острове Зеленом готовит специалистов по 14 специальностям, большинство из которых универсальные и пригодятся не только в армии, но и на «гражданке». В год через учебный центр проходит порядка 3500 человек, не только призывников, но и будущих контрактников, а также студентов военных кафедр.

При необходимости экипаж транспортера может отразить нападение противника

При необходимости экипаж транспортера может отразить нападение противника

История лучшего в России учебного центра начинается в ноябре 1952 года. Для разминирования территории, где строилась Волжская ГЭС, создается 221-й отдельный инженерный батальон разминирования. Местом дислокации для него выбрали остров Зеленый.

Первые километры за рычагами тяжелой армейской техники бойцы проезжают на тренажерах

Первые километры за рычагами тяжелой армейской техники бойцы проезжают на тренажерах

В мае 1955 года после досрочного выполнения поставленной перед подразделением задачи батальон переименовали в 275-й отдельный учебный переправочно-десантный батальон. Сейчас официальное название подразделения — 187 Псковский Ордена Красной Звезды Межвидовой Региональный учебный центр.

Инженерная машина разграждения не замечает на своем пути никаких препятствий

Инженерная машина разграждения не замечает на своем пути никаких препятствий

— Специфика нашего учебного центра в том, что он находится на острове, — говорит начальник штаба войсковой части 73420 подполковник Владимир Позанюк. — Поэтому основной упор связан с подготовкой специалистов, связанных с водой. Один батальон готовит специалистов, обслуживающих плавающую технику, — механиков-водителей плавающих транспортеров, паромно-мостовых машин, катеристов, водолазов. Еще один батальон готовит специалистов по заграждению и разграждению. После окончания курсов подготовки бойцы могут управлять гусеничными минными заградителями, установками разминирования. Также готовим экскаваторщиков, крановщиков, специалистов водообеспечения...

К слову, 187-й учебный центр — единственный в России готовит водолазов для сухопутных войск. Курс обучения длится три месяца, к обучению допускаются только абсолютно здоровые призывники, а их самочувствие проверяется регулярно перед каждым погружением. Этот процесс немного похож на занятия в тренажерном зале.

Место работы техники спрятано за дымовой завесой

Место работы техники спрятано за дымовой завесой

В специальном помещении установлено несколько велотренажеров, к которым подключены водолазные шлемы. Курсанты облачаются в шлемы и начинают крутить педали. Все параметры работы организма под нагрузкой выводятся на мониторы. Если вдруг врач выявляет хоть малейшее отклонение от нормы, все, путь под воду бойцу на сегодня заказан.

Манипулятор ИМР может поднимать до двух тонн груза

Манипулятор ИМР может поднимать до двух тонн груза

Что же касается собственно погружений, то тренировки под водой начинаются с банального спуска. Курсант облачается в водолазный костюм (его масса — около 50 килограммов), и первое упражнение — просто спуститься под воду и дать сигнал, что водолаз достиг дна. Уже потом, на следующих погружениях, задания постепенно усложняются. В итоге новоиспеченный водолаз способен оказать помощь экипажу затонувшей машины и помочь наземным службам эвакуировать, к примеру, утонувший во время форсирования водной преграды танк.

Крановщики нужны и в армии, и на гражданке

Крановщики нужны и в армии, и на гражданке

На другом конце военного городка тренируются механики-водители инженерных машин разграждения, БАТов и ПТС. Здесь на помощь приходят современные технологии. Устройство машин изучается на настоящей технике, стоящей в ангарах, а вот азы управления тяжелыми машинами сначала отрабатываются на тренажерах. Программное обеспечение предусматривает сразу несколько упражнений, самое простое из которых, — собственно вождение, когда солдат должен проехать по определенному маршруту. Тут же тренируются и операторы, отвечающие за управление манипуляторами. Лишь после успешной сдачи экзаменов будущие механики-водители допускаются непосредственно за рычаги настоящей техники. Как это выглядит на практике, журналистам показали уже на полигоне.

На водолазов учат только абсолютно здоровых солдат

На водолазов учат только абсолютно здоровых солдат

По команде три плавающих транспортера средних выходят на позиции. Механик-водитель с флажками занимает место на крыше кабины транспортера — он будет руководить погрузкой техники. Двое других бойцов в это время раскрывают аппарель для захода грузовика. Загрузить полноприводный КАМАЗ и надежно закрепить его — дело нескольких минут. И вот уже первая машина погружается в холодные воды Ахтубы. За ним «ныряют» вторая и третья машины, отстреливаясь от нападения условного противника.

«Поездка» на велотренажере — обязательна перед погружением

«Поездка» на велотренажере — обязательна перед погружением

Синхронно описав круг на середине реки, машины снова выходят на берег, едва не смыв волной нескольких неосторожных фотографов и операторов, которые в погоне за удачным кадром подобрались слишком близко к урезу воды. Разгрузка также занимает считаные минуты. А тем временем на другом участке полигона прогревают двигатели инженерные машины разграждения. Их применяют для разбора баррикад и завалов. По легенде четыре единицы техники, сделанные на основе танков, проходят маршем по полосе препятствий, а затем занимают позиции для разборки завалов. Их имитируют бетонные шпалы.

Водолазный костюм весит около 50 килограммов

Водолазный костюм весит около 50 килограммов

Первая машина пошла. Первое препятствие — ров. Тяжелая инженерная техника его не замечает. Не снижая хода, инженерные машины разграждения взбираются на холм и на несколько секунд взмывают над поверхностью земли. Резкий разворот, последняя в колонне машина ставит дымовую завесу, и вся колонна занимает исходные позиции на упражнении по разбору завалов. Манипулятор способен поднять груз массой до двух тонн. Бетонные шпалы для него — словно пушинки. А виртуозности и точности, с которой действуют операторы этой техники, могут позавидовать даже хирурги.

Военные водолазы могут работать в любых условиях

Военные водолазы могут работать в любых условиях

Справедливости ради отметим, что в «показательных выступлениях» участвовали не курсанты учебного центра, а инструкторы. А будущих специалистов учат офицеры, получившие инженерное образование. На выходе получаются готовые специалисты для всех родов и видов вооруженных сил Российской Федерации, готовые служить там, где прикажет Родина, — от Калининграда до Владивостока. А навыки, полученные в армии, после демобилизации пригодятся и в мирной жизни. К примеру, водолазы, получившие профессию в 187-м учебном центре на острове Зеленом, работают на Волжской ГЭС. Работают так, как приучили в армии, — на совесть.

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
21 янв 2020 в 21:09

Военный полигон не должен занимать элитный участок земли в зеленой зоне рядом с городом. Это место детских лагерей , общественных мест отдыха.
Могу предположить, что ранее на этом месте жили зеки строившие ГЭС.