9 апреля четверг
СЕЙЧАС +10°С

Федеральный телеканал снял сюжет о тяготах жизни волгоградцев в старейшем вокзале России

В Урюпинске деревянный вокзал XIX века стал убежищем для десятков человек, право на жильё за которыми не признают

Поделиться

Железнодорожная станция построена в 1871 году

Железнодорожная станция построена в 1871 году

Журналисты федерального телеканала НТВ 21 февраля опубликовали сюжет о жильцах деревянного вокзала XIX в городе Урюпинске Волгоградской области, который могут снести. Право на жильё за урюпинцами признавать не хотят, а чиновники не знают, как помочь волгоградцам.

— Вокзал станции Урюпино. Его исторический облик, как говорится, остался неизменным с тех самых пор, как сюда пришёл первый поезд. Было это 31 декабря 1871 года, — цитирует V1.RU исторический экскурс журналистов НТВ. — Пассажиры входили в дверь, где была касса. Там покупали билеты и проходили дальше на перрон. Никаких предметов старины, свидетелей эпохи, здесь, судя по всему, не осталось. Может быть, только редкая мебель, набитая всяким хламом. 

В старом вокзале живут урюпинцы.

— На первом этаже были залы ожидания и ресторан. На втором поселился начальник вокзала с семьёй. Спустя полтора века люди по-прежнему живут здесь, — отмечается в сюжете. — Это несколько семей. В основном бывшие или нынешние железнодорожники, получившие скромные ведомственные квадратные метры. На самом деле, живут, как на вокзале. Не уезжают. 

Василий Разливаев боится, что вокзал снесут

Василий Разливаев боится, что вокзал снесут

Здание деревянной железнодорожной станции не признано жилым.

— В данный момент его хотят снести, этот вокзал, — говорит пожилой житель вокзала Василий Разливаев. 

Вокзал принадлежит «Российским железным дорогам».

— При том что для руководства компании здание ценности не представляет. Собственник, наоборот, платит за отопление, — отметили московские телевизионщики. — Во времена Министерства путей сообщения людей селили сюда, как в общежитие. Ирина живёт здесь больше 20 лет. 

Ирина Клюева прошла все суды

Ирина Клюева прошла все суды

Женщине пришлось дойти до Волгоградского областного суда, чтобы остаться в маленькой квартире. 

— Они оспаривали нашу прописку, — делится Ирина Клюева. — Что её нам якобы давали временно, а город ошибочно прописал на постоянку. А так нам якобы дали пожить чуть-чуть. 

Федеральные телевизионщики отметили маленькие комнаты и не самые лучшие условия для жилья.

— В общих коридорах холодно, стены обиты фанерой, — говорят журналисты. — Но это единственное жильё для этих людей. Идти им некуда. Собственник пытался выселить жильцов из нежилого здания. Они остались и теперь боятся поднимать шум или жаловаться лишний раз. Сами платят за свет и воду, ремонт делают за свои.

Судьба урюпинцев остаётся открытой.

— Когда были суды, железная дорога говорила, что здание нежилое, технически аварийное, много было предписаний, — вспоминает Светлана Чуперка. — Что оно как складское помещение. И что мы вообще прописались непонятно туда как. 

Вокзал перекрашивали, раньше он был красным

Вокзал перекрашивали, раньше он был красным

Телевизионщики узнали, что почти три года назад Приволжская железная дорога предложила властям Урюпинска принять старый вокзал в муниципальную собственность, чтобы разрешить жилищную проблему его обитателей. 

— На это в июле того же года был получен официальный ответ от администрации города Урюпинска, что город Урюпинск не нуждается в этом здании, — говорит начальник службы корпоративных коммуникаций Владислав Покоев. 

Местные власти говорят, что все вопросы — к собственнику.

— Никто не знает теперь у нас, что делать, — признаёт начальник отдела муниципального жилищного контроля урюпинской администрации Александр Рязанов. — По сути, его, наверное, нужно переводить в жилое помещение, как собственникам. Чтобы уже потом решать какие-то вопросы по жилью, расселению.

Москвичи отметили и ценность вокзала в культурном и историческом аспектах.

Чиновники путей выхода из ситуации не видят

Чиновники путей выхода из ситуации не видят

— На старых снимках станицы Урюпинской деревянный вокзал — предмет особой гордости. Дубовое здание на кирпичном фундаменте. Это казалось невозможным, но купцы уговорили власти протянуть сюда железную дорогу, чтобы торговать было легче. Поезда взамен лошадей. 

В те времена в Урюпинске действовала третья по величине ярмарка Российской империи — «Покровская».

— Может быть, и есть ещё где-то деревянные вокзалы, но наш фактически один из последних, — отмечает директор Урюпинского художественно-краеведческого музея Наталья Яковенко. 

Объектом культурного наследия здание деревянной станции не является.

— У старейшего деревянного вокзала страны тем не менее нет никакого охранного статуса, — проверили журналисты. — Экскурсии сюда не водят. Это просто здание, которое не является памятником истории или архитектуры.

Поезда в Урюпинск давно уже не ходят

Поезда в Урюпинск давно уже не ходят

Председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников заметил, что вопрос можно решить быстро.

— Ничто не мешает в ускоренном темпе провести выявление и установку этого здания под охрану, — заверил Валерий Котельников. 

После поездки в столицу российской провинции столичная съёмочная группа пришла к печальному выводу.

— Судьбы старого вокзала и его жильцов, кажется, уже неразделимы, — резюмируется в сюжете. — Его не сносят, может быть, потому, что там живут люди. Жильцов не расселяют потому, что по всем правилам их расселять неоткуда. У них нет никакого жилья. Но они живут, и вокзал стоит. Пассажирские поезда сюда больше не приходят. Станция Урюпино — это тупик...

Печальная история старинного деревянного вокзала в Урюпинске в Волгоградской области не единична. В марте 2016 года ради строительства линии аэроэкспресса от международного аэропорта Волгограда до центра города во время подготовки к ЧМ-2018 под снос пошло другое историческое здание вокзала в Гумраке.

Вокзал в Гумраке стал жертвой ЧМ-2018

Вокзал в Гумраке стал жертвой ЧМ-2018

Деревянный железнодорожный вокзал был построен в 1917 году. Здание выстояло во время Сталинградской битвы, в нем размещался госпиталь и проводились штабные совещания немцев.

В 2011 году «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» провёл государственную историко-культурную экспертизу и нашёл у вокзала в Гумраке признаки объекта культурного наследия. Спустя два года к таким же выводам пришли эксперты ООО «Экспертиза Поволжья» из Саратова, готовившие документы для РЖД. 

Результаты двух экспертиз направили железнодорожникам и чиновникам комитета культуры Волгоградской области, который тогда отвечал за сохранение исторических памятников. 

За три года вокзал в список объектов культурного наследия не попал и был уничтожен. Спустя несколько дней комитет культуры администрации Волгоградской области принял решение внести уже снесённое двухэтажное здание в охранный реестр. Заинтересовалась сносом по факту исторического здания транспортная прокуратура. Но спасать и защищать уже было нечего...

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!