СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Николай Болотов, ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования, доктор исторических наук, профессор: «Для педагога повышение квалификации — больше не рутина»

Поделиться

Ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования, доктор исторических наук, профессор Николай Болотов рассказал V1.ru о реализации в Волгоградской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», о создании на базе академии региональной стажировочной площадки «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием», а также пояснил, почему учителя уходят из профессии.

— Николай Александрович, ваша академия — это ведущее учреждение дополнительного профессионального образования в Южном федеральном округе, и в этом году вашему образовательному учреждению исполнилось 85 лет. Расскажите, кто ваш потенциальный слушатель?

— Наши потенциальные слушатели — это учителя из Волгограда и Волгоградской области: педагоги общеобразовательных школ, воспитатели детских дошкольных учреждений, специалисты учреждений дополнительного образования — ДЮЦов, детских центров и так далее, а также преподаватели и мастера среднего профессионального образования. В год академия выпускает порядка 10–11 тысяч слушателей, что равняется, примерно, 15 процентам от всех педагогов региона. Нужно учитывать, что раньше им нужно было получать дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности раз в пять лет, а сейчас не реже чем раз в три года. В нашей академии функционирует центр аттестации педагогических и руководящих кадров, и есть аттестационная комиссия, которую возглавляет один из замминистров образования региона.

За годы существования академии и за время моего ректорства значительно вырос наш коллектив, у нас появилось много служб, которых до этого не было: созданы управления экономики и финансов, а также организационно-правовой работы, мы активно проводим госзакупки, зарабатываем внебюджетные деньги. Главной задачей за эти годы было создание на базе академии настоящего учительского дома: сегодня на улице Новодвинской, 19а мы потихоньку обустраиваем новый учебный корпус.

— Волгоградская область с заявкой «Вариативность системы государственно-общественного управления образованием на институциональном уровне как основа интегральной региональной модели государственно-общественного управления образованием» вошла в число победителей федерального конкурса региональных программ развития образования, объявленного Министерством образования и науки России, и стажировочная площадка в Волгоградской области создана на базе именно вашей академии. Значит ли это, что волгоградское дополнительное профессиональное образование является самым передовым в России?

— Как историк, я люблю начинать с самых истоков. В 2011 году мы выиграли трехлетнюю программу по подготовке тьюторов (специалистов, координирующих самостоятельную учебу и выбор учебного профиля. — Прим. ред.) и успешно ее закончили в 2013-м году. Это новое направление в системе образования нашей страны принесло в регион почти 75 миллионов рублей из федерального бюджета, которые пошли на создание и развитие региональной стажировочной площадки и ее базовых организаций, а также, конечно, на развитие нашей академии. Благодаря тому, что наш регион хорошо сработал на уровне страны, и нашей академии присвоен статус стажировочной площадки, мы оборудовали 22 школы — ее базовые организации. Эту программу мы отработали на отлично, поэтому в прошлом году активно взялись и за второй федеральный проект — «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием». Для меня как для ректора этот проект даже более интересен, чем подготовка тьюторов, поскольку одной из стратегических задач современного этапа модернизации системы образования Волгоградской области я вижу объединение интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Поделиться

— Расскажите, пожалуйста, об этом проекте, в чем его суть?

— Этот проект фактически отражает современную жизнь нашей школы. В нем участвуют все: от учеников (у них есть свои советы и президенты) до, грубо говоря, министра образования. По сути это модель управления в гражданском обществе, только в школьном «разливе». Активно окунувшись в подготовку документов, дабы войти в этот проект и выиграть его на федеральном уровне, мы оказались шестыми среди регионов России — победителей конкурса по объему предоставленного из федерального бюджета финансирования и единственными в Южном федеральном округе.

Как итог, в областной бюджет из федеральной казны пришло 82 миллиона рублей, и это на два ближайших года. В ближайшее время количество базовых организаций стажировочной площадки расширится с 22 до 40: теперь, кроме общеобразовательных школ, эта программа будет реализовываться в детских садах, интернатах, приютах и всевозможных детских центрах по всему нашему региону, и мы гордимся тем, что очень много базовых организаций стажировочной площадки будет создано и в муниципальных районах Волгоградской области. Так, с 2011 года две стажировочные площадки принесли в регион внушительные инвестиции — в общей сложности 152 миллиона рублей, и ни один федеральный вуз не сделал такого рывка за прошедшие пять лет.

Обучение в рамках нового проекта «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием» началось в сентябре, и за четыре месяца у нас побывали 1100 слушателей не только из Волгограда, но и из Астрахани, Элисты, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Саратова, Брянска и Иркутска. Кстати, брянский ректор, который приезжал к нам на празднование 85-летнего юбилея академии, по-доброму позавидовал волгоградскому масштабу. Стажировочная площадка активно работает уже в течение целого года, и одним из значимых результатов этой работы стала крупная общероссийская научно-практическая конференция по теме: «Расширение участия общественности в управлении образовательными системами: вектор развития». По итогам работы конференции мы готовим сборник научных материалов. Между академией и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования вышеуказанных регионов заключены соглашения о сотрудничестве в сфере распространения инновационных моделей государственно-общественного управления образованием.

Академией также заключены договоры о сотрудничестве с 40 базовыми организациями стажировочной площадки, представляющими образовательные учреждения Волгограда и области. Проведен региональный установочный семинар для руководителей базовых образовательных учреждений региональной стажировочной площадки. В рамках деятельности стажировочной площадки создана сеть муниципальных тьюторов по обучению руководителей органов государственно-общественного управления образованием. Сформирован региональный банк лучших практик государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Волгоградской области. Приобретено дополнительное оборудование для создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования и распространения моделей государственно-общественного управления образованием. Проведен областной конкурс на выявление эффективных моделей и практик государственно-общественного управления образованием в дошкольных образовательных организациях Волгоградской области. Разработаны и изданы методические рекомендации для педагогических и управленческих работников системы образования по различным аспектам функционирования системы государственно-общественного управления образованием. И это далеко не полный перечень тех практических мероприятий, которые организовали и провели на высоком профессиональном уровне за четыре месяца работы стажировочной площадки сотрудники академии.

Поделиться

— Многие педагоги разочаровываются в своей профессии, уходят на рынки, в магазины и так далее. Что нужно сделать, чтобы молодежь вернулась в профессию?

— Рецепт очень прост. Однако реализовать его сложно. Нужно создавать инфраструктуру на уровне государства: чтобы была дорога, газ, свет, связь и, главное, жилье. И, конечно, нужны условия в школе: чтобы крыша не текла, чтобы туалет был не на улице, а в здании. Тогда молодежь поедет, например, в села. Грубо говоря, если учитель приедет в хлев, он свиньей и будет. В 80-е годы был очень показателен опыт Палласовского района: для студентов педагогического университета, а тогда института, этот населенный пункт был как Магадан для каторжников. А потом областные власти построили в Палласовке 22 учительских коттеджа — так среди выпускников за эти места была драка. Затем район начал выдавать квартиры, и молодежь «прижилась» там окончательно. Сейчас, конечно, молодые люди не хотят идти работать за маленькую зарплату и на такие условия, а соответствующей федеральной программы, поддерживающей молодых педагогов, пока нет. В то же время программа «Учительский дом» с «подъемным» миллионом, за которую в свое время взялась Ирина Гусева, сейчас продолжается. Мы вместе с депутатом областной думы Анной Кувычко активно поддерживаем ее дальнейшую реализацию.

Чем мы к себе привлекли педагогов? Создали условия для труда. У каждого заведующего кафедрой в академии есть отдельный кабинет, своя кафедра и базовая аудитория, и все это в одном блоке. Нет такого, как в федеральных вузах: в одном кабинетике ютится доктор наук, тут же кандидат, тут же доцент и методист; рядом вскипает чайник, и пальто некуда повесить. Когда педагог видит, что его ценят как специалиста, что слушатели занимаются в современных классах и сидят на занятиях без верхней одежды, а командировки и курсы — это не роскошь, а привычное явление, и, к тому же, за все это он получает достойную зарплату... как тут не работать на совесть? Все это позволяет нам как региональной стажировочной площадке развиваться в ногу со временем, даже идти кое-где впереди других аналогичных площадок. Преподаватель должен развиваться вместе со своими учениками, а для этого ему нужна реальная мотивация. Когда людям предоставляют все условия, платят достойную зарплату, свободно отправляют на обучение — тогда и виден результат в работе и в отрасли образования в целом.

— Первые «пользователи» вышеназванной федеральной программы — это простые педагоги. Расскажите, как, на ваш взгляд, они отнеслись к нововведениям, которые были внедрены с помощью вашей академии?

— Наши педагоги очень заинтересованно участвуют в развитии проекта «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием». Не нужно никого подталкивать и просить о чем-то, преподаватели сами хотят показать то, что они умеют. Участие волгоградской стажировочной площадки в этом проекте показывает, сколько много у волгоградских педагогов наработок. Наши преподаватели — настоящие энтузиасты. К будущему Дню учителя, который будут праздновать в октябре 2015 года, вместе с областным министерством образования мы готовим большую энциклопедию об истории системы образования в Волгоградской области; о тех учителях, кто воевал и погиб за сталинградскую землю, и кто по сей день передает свой опыт молодым педагогам. Наши ветераны говорят: «Да, мы жили интересно. Но вы живете еще интересней». Сегодня информационные технологии реально помогают в развитии образования по всей стране. Новая региональная программа «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием» активизировала многие базовые организации стажировочной площадки, которые, кстати, за грядущий 2015 год мы можем и заменить другими, чтобы повысить качество этой программы на должном уровне.

Поделиться

Педагоги понимают, что им нужно собрать достойное портфолио, что невозможно просто так «пролететь» через аттестацию. Чтобы его собрать, нужно быть активным, постоянно учиться, выступать на конференциях. Твои ученики должны быть хорошо подготовлены, должны выступать на конкурсах. Могу сказать, что я вижу это желание педагогов. Они с радостью едут к нам в академию, поскольку видят, что это не рутинное место, как раньше, когда они приезжали и видели разбитые аудитории, отсутствие даже намека на гардероб или буфет.

Моя задача как ректора, чтобы педагоги приезжали и видели будущее нашего образования — в этих классах, аудиториях и конференц-залах. Мы собираемся расширяться опять же с помощью областного министерства образования. Моя мечта, чтобы у нас были классы для предметников. Приехал на повышение квалификации учитель истории, а мы ему показываем, каким должен быть методический кабинет истории в обычной школе. Когда он увидит, что должно быть, когда сможет «пощупать», он приедет в родную школу и спросит у директора: «А почему у нас, Иван Иванович, такого нет?» Мы хотим, чтобы люди видели цель, к которой нужно стремиться, перспективы своей работы. И подобные классы мы хотим сделать для всех предметов — от труда до химии.

— Расскажите о преимуществах обновленной стажировочной площадки. В каких условиях идет реализация этого проекта в Волгоградской области? Что именно вы предлагаете педагогам?

— За это время мы очень усилили кадры: сотрудники академии — доктора и кандидаты наук, доценты и профессора, причем многие из них — молодые. Обычно в институтах повышения квалификации работают древние бабули-методистки, которые не знают, с какой стороны подойти к компьютеру. Но сейчас к нам идет одна молодежь, и методисты сменяются специалистами, которые затем становятся докторами наук. В академии работают 22 доктора наук, 35 доцентов и восемь заслуженных учителей-методистов. Недавно мы участвовали в конкурсе «Лидер СПО», и многие директора говорили нам о том, что им стало интересно отправлять своих коллег в академию на повышение квалификации.

А что касается условий для наших слушателей, то для них созданы действительно хорошие условия: кроме первоклассного преподавательского состава, мы предлагаем 22 аудитории, шесть конференц-залов, оборудованных по последнему слову техники, а также хорошие бытовые условия для приезжих: комфортабельную гостиницу на 50 мест и буфет-столовую на столько же мест. Благодаря этому педагогам можно не переживать о том, где, например, на ближайшие пять дней учебы в Волгограде поесть и где переночевать: пускай они лучше запланируют походы в музеи или театр, чем переживают о «бытовухе». В будущем мы хотим создать в нашем «учительском доме» физкультурный центр, а еще небольшой салон красоты с массажем, педикюром и маникюром. Ведь педагоги приезжают к нам не только, чтобы научиться, но и переосмыслить что-то, по-новому посмотреть на свою работу.

— Можно сказать, что благодаря вашей академии наш регион значится в передовиках дополнительного профессионального образования?

— У нас достаточно слаженный тандем с нашим министром образования, поскольку я знаю его еще со времен совместной работы в ВГСПУ. Мы никогда не слышали от нашей власти слова «нет». Нам говорили: «Дерзайте. Работайте. Мы вам будем помогать». Но, понимаете, одно дело — пролоббировать проект, другое — его развивать. Если у тебя нет основы, нет базы и нет хороших наработок, это будет, извините за выражение, просто ничто. Мы создали хорошую материальную базу, приглашаем хороших специалистов, в том числе и авторов учебников и программ. Не просто Марью Ивановну, кого педагоги слушали 20 лет назад, но и профессионалов, идущих в ногу со временем. Например, известный всем Евгений Ямбург благодаря нам побывал в Волгограде дважды. А когда преподаватели видят автора учебника наяву, общаются с ним — это дорогого стоит.

Поделиться

— Люди полагают, что повышение квалификации — это долго, дорого, неинтересно и вообще это прерогатива только бюджетников. Развейте, пожалуйста, этот миф.

— У нас не московские курсы, которые стоят 15–20 тысяч рублей. В нашей академии есть много бюджетных программ, обучение по которым бесплатно, поскольку за него платит государство. Но есть внебюджетные программы, которые педагоги и другие специалисты хотят пройти сами. Цены там вполне приемлемые: в среднем 72-часовой курс стоит 3000 рублей, и все необходимые материалы: книги, брошюры, листы с заданиями — целый пакет документов, распечатывают в нашей типографии за копейки. Классические вузы выполняют долгосрочную и зачастую жестко регламентированную и структурированную учебную программу. Мы же можем интегрировать в наше расписание любой учебный курс, после которого слушатели имеют право приступить к работе не через четыре года, а чуть ли не через несколько месяцев. При этом мы, как я уже говорил, приглашаем самых лучших педагогов из различных вузов страны.

— Николай Александрович, грядет 2015 год, и я уверена, у вас уже есть определенные планы развития...

— Пятнадцатый год — это год 70-летия Великой Победы. Этот юбилей будет проходить красной канвой через все наши учебные программы повышения квалификации и переподготовки. Вместе с городской администрацией мы занимаемся проектом «Путь от Сталинграда до Праги»: это будет огромная фотовыставка, которая накануне 9 мая посетит Прагу, Страсбург, Брюссель и, уверен, вернется в Волгоград. Конечно, в 2015 году мы будем продолжать реализацию программы «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием».

Как историк я очень хочу поспособствовать усилению историко-патриотического образования в нашем регионе. Та трагедия, которая сейчас происходит на Украине, с этой нелепой промывкой мозгов и молодым людям, и старикам, а также полной фальсификацией истории, не должна переметнуться на нашу землю. Если хотите кричать: «Слава Украине!», то кричите, но не провозглашайте: «Слава Бандере!» или «Слава УПА*!» Это чистой воды фашизм, а Луганск от нашей границы, на секундочку, в 60 километрах. В историческом образовании, да и вообще в образовании, надо переосмыслить и возвысить роль учителя. Учитель создает мировоззрение, он формирует характер, вырабатывает гражданскую позицию не только учеников, но и тех родителей, которые с ним активно работают. Даже в маленькой сельской школе возле педагога собираются, как говорится, и стар, и млад. Оттого, что и как будет говорить учитель — например, «Я люблю Россию!», зависит, что и будет в головах.

Кроме того, мы собираемся окончательно наладить «мосточки» с Крымом. Мы стали первым в регионе учреждением дополнительного профессионального образования, заключившим договор о сотрудничестве с Крымским республиканским институтом последипломного педагогического образования. С марта 2015 года мы будем приглашать к себе на обучение крымских специалистов, а также сами поедем на полуостров с рабочим визитом. Севастополь и Сталинград — это два города-героя, и сам Бог велел нам друг друга поддерживать.

* Запрещена в РФ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter