«Изнанка материнства»
Счастье весом в килограмм:
реальная история волгоградской семьи и их борьбы за своих детей
«ИЗНАНКА МАТЕРИНСТВА»
Счастье весом в килограмм:
реальная история волгоградской семьи и их борьбы за своих детей
Месяцами они мечтали вынашивать под сердцем главного в их жизни человечка, они боялись и ликовали в ожидании чуда, неделями с трепетом собирая детские вещи. Но вдруг что-то пошло не так, и малыш решил появиться на свет раньше положенного срока. Только мама недоношенного ребенка может знать, сколько страха, боли, нервов и бессонных ночей переживает женщина, пока малыш наберет долгожданные граммы и прильнет к ее груди.
Рассказываем историю одной волгоградской семьи, которая боролась за своих детей с момента их появления на свет. Это их история без иллюзий и прикрас о том, почему быть родителями это большой труд и большое счастье.
17 ноября во всем мире отмечается День недоношенного ребенка. 40 недель — стандартный срок вынашивания малыша. Иногда роды наступают раньше. При преждевременных родах возникает большая угроза для жизни и здоровья матери и ребенка. Впоследствии в большинстве случаев недоношенный малыш развивается так же, как и другие дети, встречаются даже гении: например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт. Но самый страшный, по словам врачей и родителей, первый год жизни.
В волгоградском областном перинатальном центре №2 за этот год 660 детей появились на свет раньше положенного срока. Немало среди них двойняшек и тройняшек, которых сложнее выходить в десятки раз. Выживаемость таких деток в Волгограде превысила всероссийские показатели — 98%, — говорит главный врач Татьяна Веровская.
Два плюс один
Каролина, Эрик и маленькая Элен могли никогда не увидеть этот мир. Когда они только появились под сердцем матери, об их существовании не догадывался никто. Даже врачи. Их родителям — Милене и Гарнику — пришлось бороться и верить в своих малышей с первых дней беременности.
После рождения старшего сына я два года мечтала о дочери, а лучше о двух, — вспоминает Милена. — Я написала на листочке, что хочу девочек-двойняшек, прикрепила на холодильник и уехала в Москву на процедуру искусственной инсеминации. Когда мне сообщили о моей беременности, я была на седьмом небе от счастья. Это значило, что все прошло успешно, и теперь мы сможем вновь ощутить счастье стать родителями. Но на первом УЗИ все внезапно изменилось. Диагноз «внематочная беременность» буквально сбил с ног. Было очень тяжело, я понимала, что самостоятельно забеременеть уже не смогу.
Отчаявшаяся мать почти смирилась, что уже больше никогда не испытает счастья материнства. Муж поддерживал ее и заставлял надеяться на чудо. И оно случилось! Милена до сих пор не может поверить и объяснить, как диагноз оказался ошибочным, и ее малыши остались живы.
Была мизерная надежда, что плод еще не успел закрепиться и еще спустится по маточной трубе. Надо было ждать. Через две недели на повторном УЗИ я боялась вздохнуть, когда врач начала считать вслух: «Раз, два, три». Тройня! У меня будет тройня! Все обошлось, — со слезами на глазах рассказывает Милена. — Это был один из самых счастливых дней в моей жизни. Я решила, что теперь мы все преодолеем.
Врачи предлагали Милене сделать редукцию, так как был большой риск не выносить троих малышей после уже пережитого кесарева. Но как мать могла просто взять и отказаться от одного из своих малышей?
Я должна была выбрать и убить одного. Разве это возможно?! Это мой ребенок. Я любила каждого с того момента, как узнала о них. Поэтому решила, что справлюсь несмотря ни на что, как бы тяжело не было. Страх исчез, я знала — они мои.
Битва. Начало
Беременность Милены протекала без осложнений: никаких «прелестей» в виде тяжелого токсикоза или отеков не было и в помине, счастливая мамочка готовилась к встрече с маленькими. Так прошло 32 недели. Вместе с мужем они вели привычный образ жизни, переехали из столицы в Волгоград, хвастаясь заметно округлившимся животиком. По любым вопросам ее консультировали врачи Волгоградского областного перинатального центра №2. По словам Милены, они постоянно опекали ее по каждому поводу. Но к началу восьмого месяца девушке стало сложно дышать, малыши начали перекрывать диафрагму. Гинеколог Татьяна Будтуева на этот раз, держа в руках результаты обследований будущей мамочки, приняла решение о госпитализации. Дальше для Милены было все как во сне: бесконечные беседы с врачами, обследования ее самой и детей, подготовка к скорым родам.
Я знала, что рожают и в 25 недель. Но было страшно. Наверное, впервые за все это время. В начале 34-й недели подошло время рожать, больше ждать было нельзя. Но за последние два дня в перинатальном центре приняли сразу несколько преждевременных родов. Все кювезы были заняты. На консилиуме врачи приняли решение ни в коем случае не рисковать моим здоровьем и здоровьем моих малышей. Мне предложили рожать в Волжском, но я отказалась. Я была готова подождать еще два дня, чтобы родить именно здесь.
За 7 лет работы Волгоградского областного клинического перинатального центра №2 здесь появились на свет 1060 двоен и 15 троен. Все малыши — с экстремально низким весом.
Сегодня перинатальный центр — это, прежде всего, высококвалифицированный персонал и высокотехнологичное наукоемкое оборудование, позволяющее решать самые серьезные акушерско-гинекологические и неонатальные проблемы, — поясняет Татьяна Веровская. — К нам попадают самые «тяжелые» пациентки. Здоровые женщины без патологий во время беременности способны родить здорового ребенка и в обычном роддоме, но работа со сложными случаями — в частности, с многоплодными беременностями — это задача перинатального центра. При многоплодии нагрузка на материнский организм увеличивается в несколько раз. К сожалению, по этой причине повышается риск осложнений. Обычно за две недели до предполагаемых родов женщину госпитализируют для наблюдения. Вероятность появления на свет раньше срока у тройни гораздо выше, и к этому нужно быть готовыми — как специалистам, так и будущей маме.
Роды Милены прошли без осложнений... Под музыку! Так врачи старались всячески успокоить будущую маму. Это был непростой случай, на операции присутствовали почти два десятка врачей и каждый внес свой посильный вклад. Эрик, Каролина и самая маленькая и ласковая Элен появились на свет 19 апреля. Их вес был: 2210, 2140 и 1920 соответственно, а рост — до 48 сантиметров.

Впервые я увидела их через окно реанимации. Очень маленькие, хрупкие и беззащитные. Я благодарна главврачу перинатального центра Татьяне Веровской и всем специалистам. Ирине Устиновой, Ольге Свиридовой, Татьяне Будтуевой и Андрею Середину. Всем, кто делал уколы, разносил еду... Поддержка была колоссальная. После родов я не могла сама даже встать с кровати, медсестры носили меня буквально на руках умыться, сходить в туалет и навестить детей. Помогали сцеживать молоко. Это была такая забота! Одной мне было бы просто не справиться.
Как вспоминает Милена, первый год жизни был непростым. После выписки у детей появились проблемы с почками, пиелонефрит. Но главное, им удалось избежать более серьезных последствий преждевременных родов. Интернет рассказывал о синдроме Дауна, отсталости в развитии. Но родители верили, что самое страшное уже позади. И их веру поддерживали врачи.
Счастье материнства
Сейчас Каролине, Эрику и Элен два с половиной года. Несмотря на то, что они тройняшки, — очень разные. Эрик серьезный и послушный, Каролина самая боевая и упрямая, а Элен — маленькое ласковое чудо. Глядя на них, сложно даже представить, какой путь прошли родители в борьбе за их жизни. Как много было страха, переживаний, боли. И как много сейчас любви.
Дети — это счастье, и чем их больше, тем больше счастье, — говорит Милена. — Пусть недоношенные, пусть есть проблемы со здоровьем. Идти нужно до последнего. Я до сих пор не верю, что у нас тройня. Я их обнимаю, смотрю на них — это самое дорогое, что есть в моей жизни. Все, что мы прошли, это того стоило!