«В пандемию мы стали более эффективными»:
управляющий Альфа-Банком в Волгограде о первых итогах коронавирусного года
Пандемия стала вызовом для банковского сектора — ряд процессов пришлось перестраивать в срочном порядке, обеспечивая при этом бесперебойную работу. Однако этот период стал и временем возможностей, когда банки нашли новые форматы взаимодействия как с клиентами, так и с сотрудниками. О работе банковского сектора в пандемию и планах на будущее мы поговорим с региональным управляющим Альфа-Банка в Волгоградской области Олегом Бакуном. Кроме того, финансовый эксперт рассказал о том, как сегодня чувствует себя бизнес-сообщество региона.
Олег, есть мнение, что пандемия навсегда изменит банковский сектор. Правда ли это, и что ждет в перспективе?
"
— Что касается Альфа-Банка, то каких-то глобальных падений показателей не произошло. Возможно, последствия вынужденного бездействия клиентов проявятся позже, когда закончится период предоставления кредитных каникул и существенной государственной поддержки. Пока банк демонстрирует рост большинства показателей по сравнению с предыдущим годом.

Все произошло лучше, чем мы ожидали. В целом бизнес быстро мобилизовался, достойно выдержал удар. Меньше всего пострадал крупный бизнес, который не останавливал работу на период карантина, средний и малый бизнес пострадали чуть больше, но вовремя воспользовались всеми необходимыми инструментами поддержки. Команда волгоградского филиала отработала четко, слаженно, оперативно, без просрочек возврата денежных средств по кредитам и без дефолта. Все это дает уверенность в хорошем результате и по итогам года.
Каких финансовых показателей на уровне региона банк достиг в первой половине 2020 года? Как они соотносятся с теми планами, которые ставили перед собой в начале года?
"
— В целом серьезных просадок не произошло ни по корпоративному, ни по розничному бизнесу. Были определенные сложности с активностью деятельности, это повлияло на привлечение новых корпоративных клиентов. Если мы всегда перевыполняли ожидаемые показатели, то в этом полугодии остались в рамках плана. По розничным клиентам все было сложнее — люди потеряли часть дохода, а некоторые лишились работы и не смогли исполнять в полной мере свои кредитные обязательства. Чтобы поддержать клиентов и не повышать уровень «просрочки», мы во время предложили клиентам программы поддержки. Конечно, в объемах выдач потребительских кредитов мы снизились. Клиенты сами стали более взвешенно относиться к своей кредитной нагрузке, и мы, как банк, не можем лишний раз идти на необоснованный риск. Тем самым мы смогли защитить своих клиентов от неосознанных действий и повальной закредитованности населения.
Олег Бакун: «В пандемию все произошло лучше, чем мы ожидали»
Как изменились потребности клиентов с учетом ситуации с коронавирусом?
"
— В период самоизоляции большинство наших клиентов осознало удобство и прогрессивность дистанционных сервисов банка. Альфа-Банк всегда отличался своими технологиями, цифровые сервисы для нас не являются чем-то новым, и уровень диджитализации в Альфа-Банке на высоком уровне. Поэтому, когда были введены ограничительные меры и большинство людей и компаний вынуждено было уходить в онлайн, наши клиенты не почувствовали неудобств. Клиенты Альфы уже давно активно пользуются различными дистанционными сервисами и мобильным приложением, и за время карантина их число выросло до 95%. Думаю, что и в дальнейшем количество клиентов, которые используют различные дистанционные способы работы с банком, будет только расти.

Тем не менее у банка нет задачи полностью уйти в цифру, исключив живое общение. Да, большинство простых, рутинных операций и задач, требующих сиюминутного решения, мы оперативно вывели в цифровые сервисы, но отделения банка в регионе работают и будут работать всегда. Даже в период самоизоляции банк принял решение не закрывать ни один из своих офисов. Мы неукоснительно соблюдали все санитарно-гигиенические требования, но в любой момент наши клиенты имели возможность прийти в удобное для них отделение и получить полный комплекс услуг.

Более того, мы открываем новые отделения совершенно инновационного формата — phygital-офисы. Это сеть нового поколения, в которой достигнут баланс технологий и живого общения. Сотрудники банка свободно перемещаются по офису и общаются с клиентами. Можно спокойно заказать себе кофе и решить все вопросы в приятной обстановке. Эти отделения мы разрабатывали еще до карантина и открыли в этом году в Москве, Новосибирске. Вполне вероятно, в 2021 году такие отделения появятся и в Волгограде.
Вы во всем ориентированы на своих клиентов — это факт. Насколько их лояльность к банку изменилась за время пандемии?
"
— Клиенты активно интересовались программами господдержки, реструктуризации кредита, и мы использовали предоставленную нам государством возможность на 100%. Прежде всего это были компании общественного питания, продовольственного ритейла, производители сельхозпродукции и предприятия пищевой промышленности.

С использованием банковских кредитов, мер господдержки и собственных программ поддержки Альфа-Банка, предполагающих введение кредитных каникул и реструктуризацию задолженности, они очень активно вели свой бизнес и даже смогли развить его. Очень много ярких примеров среди наших клиентов, когда в тяжелые времена они не опустили руки, а, наоборот, реализовали ряд проектов настолько успешно, четко и собранно, что это не может не вызывать уважения.
Можно ли сегодня дать оптимистичный прогноз по части развития бизнеса?
"
— Мы всегда надеемся на позитивное развитие ситуации. При условии отсутствия новых вводных по ситуации с коронавирусом в Волгоградской области позитивный прогноз подтвердится.
Сейчас наблюдается переток клиентов в Альфа-Банк из других банков. Как вы считаете, с чем это связано и сохранится ли эта «миграция» в ближайшее время?
"
— Говорить про переток нельзя, так как, как правило, клиент имеет карты или счета в нескольких банках. Безусловно, наша клиентская база растет, часть клиентов окончательно переходит к нам. Сегодня мы являемся основным банком уже для 40% всех наших клиентов региона. Это очень хороший показатель.
Олег Бакун: «Около 50% всех бизнес-клиентов Волгоградской области имеют счет в Альфа-Банке»
Какие продукты банка пользуются повышенным спросом у ваших частных клиентов во время пандемии и с чем это связано?
"
— Прежде всего, наблюдался большой спрос на ипотеку. Это связано с тем, что раньше жилищный кредит можно было взять под 12–13%, сейчас под 6%. Недвижимость стала альтернативой прямым инвестициям в момент неопределенности. И эта тенденция продолжается по сей день.

Еще одной «подушкой безопасности» стали депозиты, которые превратились в надежный и понятный инструмент сбережения в кризисное время. Это «древнейший» банковский продукт с единственной функцией — сохранить деньги, и в этом смысле вряд ли что-то изменится, несмотря на ситуацию. Мы всеми силами стремимся предоставить своим клиентам все возможные инструменты дополнительного заработка и сохранения капитала. Для этого банк предлагает инвестиционные продукты. Мы активно развиваем это направление, сервис и продуктовую линейку.

Если есть такая возможность, сейчас свои сбережения лучше всего диверсифицировать: часть хранить в виде депозитов, другую часть вложить в инвестиционные продукты, например, готовые «коробочные» решения, и другие активы в зависимости от потребности — например, недвижимость. Учитывая динамику процентной ставки, консервативные продукты сейчас менее доходны, чем инвестиционные.
В 2021 году возможностей у клиентов Альфа-Банка станет еще больше.
Какие перспективы вы видите на 2021 год? Что планирует предложить Альфа-Банк своим бизнес- и частным клиентам?
"
— Настроение на перспективу достаточно оптимистичное. Июль, август, сентябрь и октябрь были активными. Бизнес оживает и пытается сейчас наверстать упущенное, создать плацдарм на будущее, оживилась внешнеэкономическая деятельность. Мы используем любую возможность, чтобы поддержать бизнес по всем направлениям. И в этой работе чувствуется отклик со стороны клиентов. Сейчас открывается гораздо больше счетов, чем в это же время в прошлом году. Если брать малый и средний бизнес, то рост в этом сегменте составляет 1,5–2 раза, или 300 новых клиентов ежемесячно.

Точкой роста на 2021 год станет развитие зарплатного направления, которое предоставляет широкий перечень преференций: кешбэк за все операции по картам, бесплатное снятие наличных, бонусы и скидки по покупке по карте, выгодные условия кредитования, переводы денежных средств без комиссии и многое другое.

Мы стремимся сделать все наши продукты еще более доступными клиентам и стать лучшими на рынке. Поэтому ставим перед собой стратегическую задачу — создать безбумажный банк с полной цифровизацией банковских продуктов, но, повторюсь, с сохранением отделений, ведь живое человеческое общение сейчас становится ценностью. Во время карантина мы уже открывали счета удаленно, развивали сотрудничество с нашими партнерами в части новых цифровых площадок для корпоративных клиентов, на которых можно осуществлять торговые операции, предложений в сфере блокчейна по расчетам с контрагентами. Будущее уже наступило. И в 2021 году возможностей у наших клиентов станет еще больше.
Просмотров: 7 289