Маркетинг без бюджета:
Миф или реальность?
Мария Золотарева, директор по маркетингу группы компаний «Волга-Раст», кандидат экономических наук, бизнес-тренер
— Парадоксально, но большего вреда для предпринимателей малого и среднего бизнеса, чем книга «Маркетинг без бюджета» Игоря Манна, не нанесла ни одна лекция, ни одна реклама, — говорит эксперт. — Новоиспеченный бизнесмен, загоревшись идеей, что реклама и маркетинг могут быть бесплатными, начинает воплощать все прочитанное в книге и... не получает никакого результата. Разочарованный, он бросает делать что-либо, решив что рынок рекламы — это лохотрон для отмывания денег.

На втором месте по вредности идет бестселлер Джея Конрада Левинсона «Партизанский маркетинг». Согласитесь, насколько симпатична идея о том, что можно паразитировать на крупных конкурентах, креативный баннер может обеспечить трафик, соразмерный огромному бюджету в контексте.

Одна из самых свежих попыток «партизанить» принадлежит компании Yota, которая запустила сначала рекламу в формате баннера «Реклама Yota на фасаде/ТВ/троллейбусе», а теперь пускает в массы селфи-видео с персоналом. Выглядит креативно, а эффект какой? Нет четкого посыла для клиента, нарушены все каноны создания креатива. Углубляясь в тему, можно с натяжкой назвать рекламу Yota партизанской, так как за ней стоят огромные бюджеты.

Список можно так же продолжать такими «безбюджетными» кейсами, как PokemonGo, якобы захвативший мир, всем известный бренд Apple и т.д. По факту у меня для вас две новости: хорошая и плохая.
Плохая новость:
маркетинга без бюджета и партизанского маркетинга в чистом виде не существует.

Хорошая новость:

маркетинг без бюджета и партизанский маркетинг в умелых руках могут принести существенную пользу компании.
Маркетинг без бюджета: сколько он реально стоит?
Представьте, что вы решили открыть свой бизнес. Например, курсы английского. Офис снят, ИП зарегистрировано, есть пара знакомых преподавателей, но нет клиентов. Сегодня самым известным и доступным инструментом бесплатной рекламы является социальная сеть. Вы потратили время и создали аккаунты, постите туда советы по изучению языков, фото друзей, которые пришли к вам учиться или вовсе фейковых людей, а клиентов так и нет. Все просто: подписчиков всего 100 и те — ваши друзья.

Нанять агентство или специалиста — это не про маркетинг без бюджета. Вы изучаете книги, узнаете про таргетированную рекламу, конкурсы в соцсетях, репосты в группах. Постепенно запускаете что-то, платите небольшие, но уже деньги. Вроде процесс пошел. Подписчиков 200. Если Вы продолжите в том же духе, то к концу года сможете дойти до 500-600 подписчиков.
Теперь считаем ваши временные затраты:
  • 3 часа в день на создание контента;
  • 20 часов на изучение книг;
  • 4 часа в неделю на общение с партнерами и организацию всего продвижения.
Итого вы потратили около 156 часов в месяц на один инструмент продвижения. Это полный месяц работы, за который вы себе заплатите заработную плату. По факту вы сами встали на место SMM-специалиста и все время занимались не своей работой (согласитесь, что зарплата руководителя кратно выше оплаты фрилансера на 0,5 ставки). Добавьте к этому, что в процессе изучения вопроса вы совершали ошибки, тратили гораздо больше времени, чем специалист.

Реальный пример из жизни.

Маркетолог Елена получает заработную плату в размере 35 000 рублей в месяц. Ежемесячно она изготавливает металлические бейджи для сотрудников.
Бейдж «под ключ» с Ф.И.О. сотрудника стоит 250 рублей.
Заготовка без Ф.И.О. — 150 рублей.

Решив сэкономить, Елена заказывает заготовку и самостоятельно изготавливает наклейку на бейдж:

1.
Ставит задачу дизайнеру — 10 мин.
2.
Дизайнер делает макет — 10 мин.
3.
Загрузка и скачивание макета — 10 мин.
4.
Распечатка наклейки и вырезание ее ножницами — 10 мин.
5.
Передача корпоративному курьеру и отвоз бейджа в удаленный офис — 10 мин.
Итого на бейдж потрачено Еленой 50 мин. В деньгах это 182,3 рубля. Не стоит забывать, что с этой оплаты предприятие еще заплатит 30% страховых взносов, и она возрастет до 237 рублей. В это время Елена не делала более важные задачи, а бейдж «под ключ» стал стоить 387 рублей. Иллюзия «безбюджетности» налицо.
Маркетинг без бюджета в компании необходимо заменить на эффективный маркетинг. В рамках эффективного маркетинга:
  • задачи должны быть распределены на тех специалистов, которые с ними справятся быстрее и лучшего всего;
  • руководитель должен просчитывать не только факт оплаты товара или услуги, но и временные затраты сотрудников на экономию;
  • выбор в пользу самостоятельного изготовления или продвижения должен основываться на просчетах рабочего времени, которое будет необходимо потратить на исполнение задачи;
  • рекламные инструменты выбираются исходя из их эффективности, а не того, как часто видит их коллега/сотрудник.
Выход есть
Игорь Манн написал еще одну замечательную книгу «Точки контакта», которая является отличным пособием по выстраиванию маркетинга в компании. Предприниматель должен выписать все точки, в которых сталкивается с потенциальным покупателем, а затем распределить, где он не сможет обойтись без специалиста и затрат, а где можно сэкономить. Настроив платную рекламу и выделив бюджет, можно не волноваться за приток клиентов и заняться непосредственно им — маркетингом без бюджета.
Мария Золотарева
Автор рубрики

директор по маркетингу группы компаний «Волга-Раст», кандидат экономических наук, бизнес-тренер
Иллюстрации с сайта unsplash.com
Мнение эксперта публикации может отличаться от мнения редакции.