СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Клуб экспертов: «Жизнь после "Химпрома"»

Есть ли жизнь после «Химпрома»: расчистка руин, поиск инвесторов, новый диалог власти и общественного мнения? Об этом в своем очередном, четвертом бюллетене размышляли члены клуба экспертов Волгограда.

«Перспективы "Химпрома" зависят от высшей федеральной власти»

Поделиться

Александр Стризое, доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии ВолГУ: «Состоявшийся 27 ноября 2014 года в Кировском районе Волгограда митинг работников ВПО «Химпром» вновь напомнил волгоградцам о проблеме, которую федеральные и региональные власти, СМИ и общественность по разным причинам склонны замалчивать. Эта проблема – судьба большинства крупных предприятий Волгограда, оказавшихся неконкурентоспособными и бесперспективными в нынешней российской экономике.

В последние годы череда схожих по сюжету скандальных историй с «Красным Октябрем», «Баррикадами», алюминиевым заводом, ВГТЗ выявила ряд особенностей проблем волгоградской промышленности. Среди них:

  • «монетаризм» мышления и предельный эгоизм нынешних собственников крупных предприятий – российских олигархов и связанных с ними ФПГ, стремящихся к выгодным финансовым аферам и нежелающих развивать производство;
  • беспомощность региональных властей, неспособных состязаться по силе лоббистского влияния с хозяевами российской экономики;
  • растерянность и иллюзии трудовых коллективов, то и дело перекладывающих вину за свои беды с больной головы на здоровую.

Нынешняя история с «Химпромом» не стала исключением.

Митинговый протест стал возможен прежде всего потому, что собственник предприятия – госкорпорация (ГК) «Ростехнологии» – похоже, настолько увлекся финансовыми играми с активами предприятия, что не смог (или не захотел) ясно сформулировать и донести до коллектива и общественности Волгограда существо своей стратегии деятельности на одном из крупнейших и градообразующих промышленных объектов областного центра.

Подобное повсеместное безразличие новых российских собственников к региональным аспектам своей деятельности понятно: социальные последствия ликвидации убыточных для них производств лягут бременем на плечи областной и городской власти. Губернатор Андрей Бочаров попытался своими силами побудить собственника считаться с региональной спецификой, но его ресурс, судя по всему, оказался недостаточным.

Как показали недавние примеры (попытка предотвратить закрытие алюминиевого завода и реанимация военного производства на ВГТЗ), усилия региональных властей лишь тогда завершаются успехом, когда находят поддержку высшей федеральной власти. Только она при желании способна если не обуздать, то хотя бы ограничить произвол олигархов-монополистов.

В этой связи понятны адресаты протеста митингующих 27 ноября, обратившихся к президенту России и правительству РФ за поддержкой и защитой. Однако, судя по сообщениям СМИ, гнев митингующих не был направлен на собственников предприятия и его внешнего управляющего, без подготовки начавшего процесс остановки завода. Организаторы и участники митинга не забыли при этом посетовать и на свое разочарование в губернаторе, не замечая того, что предприятия, подобные «Химпрому», и в советские времена управлялись, минуя область, напрямую из Москвы, а теперь, при сверхцентрализации собственности и финансов, тем более. Можно только сожалеть, что алармистские настроения, характерные для всякого митингового протеста, оказались сильнее трезвого расчета: дополнить обращение в федеральный центр иными возможными, в том числе правовыми, формами давления и протеста. Эту перспективу могли бы предложить депутаты разных уровней, представители общественных, в том числе правозащитных, организаций. Но их голоса и влияние в такого рода конфликтах практически отсутствуют. Не были слышны они и в волгоградских СМИ.

Заметим, что и в случаях банкротства и свертывания производства на других крупных предприятиях отсутствовало широкое, устойчивое, организованное профсоюзами или иными общественными силами движение широкого гражданского протеста против произвола собственников. Нет желания обозначать и отстаивать свою позицию в истории с «Химпромом» как у партии власти, так и у волгоградских коммунистов.

В такой ситуации судьба волгоградской промышленности окажется в итоге в зависимости от множества случайных обстоятельств, связанных с лоббистскими усилиями и клановой борьбой региональных руководителей, федеральных чиновников, предпринимательских группировок.

История с «Химпромом» дает еще один сигнал региональной администрации и депутатам Законодательного собрания области и Госдумы РФ: перспективы развития региона немыслимы без той или иной стратегии действий, а не разовых, хоть и успешных, акций по поддержке, реконструкции, перепрофилированию крупных предприятий Волгограда.

Новых рабочих мест на широко рекламируемых стройках спортивно-туристических и дорожно-транспортных объектов к чемпионату 2018 года будет явно меньше общего числа потерявших работу, которая, как нам только что напомнили, лучше социальных гарантий».

«Фактор "Химпрома" проявит себя на возможных досрочных муниципальных выборах в Волгограде»

Поделиться

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS: «В советские годы Волгоград считался одним из наиболее развитых промышленных центров страны. В городе-герое на Волге успешно работали одни из крупнейших в Советском Союзе металлургические, машиностроительные и химические заводы, не говоря уже про массу предприятий легкой и пищевой промышленности. Не всем из них суждено было пережить так называемые «лихие 90-е».

Волгоградский тракторный завод по большей части стараниями своих постоянно меняющихся собственников к настоящему моменту фактически прекратил свое существование в части продукции гражданского назначения, а небольшие остатки былого многотысячного коллектива заняты лишь на оборонных заказах.

Гигант черной металлургии «Красный Октябрь» работает, однако уровень зарплаты его сотрудников оставляет желать лучшего, в то время как менеджмент предприятия для удовлетворения собственных амбиций содержит одноименную баскетбольную команду: строит для нее современную спортивную арену вместо одного из цехов и покупает иностранных легионеров.

Поговаривают, что последнее, как ранее и в случае с футбольным клубом «Ротор», может быть сопряжено с банальным выводом денег из предприятия по сомнительным контрактам. Тот факт, что волгоградским металлургическим гигантом через «Уралвагонзавод» владеет ГК «Ростехнологии», только усиливает эти слухи.

Значительно больший скандал, где вновь фигурирует ГК «Ростехнологии», происходит сейчас вокруг ВОАО «Химпром», который решено было окончательно закрыть, нынешнее морально и физически устаревшее производство ликвидировать, а на его месте создать принципиально новый химический кластер мирового уровня.

Согласно информации закрытых источников, бурление коллектива предприятия может быть инспирировано одной из крупных группировок (де-факто являющейся криминальной), до недавнего времени обладавшей определенным контролем над предприятием и, главное, его финансовыми потоками и имевшей намерения получить контроль и над освоением многомиллиардных средств, выделяемых из федерального бюджета на ликвидацию сложного и опасного производства.

С большой долей вероятности можно говорить о том, что конфликт на «Химпроме» будет только нарастать, а методы участвующих в нем сторон становиться все изощреннее и циничнее по отношению к людям, в него вовлеченным.

В свете того, что в сентябре 2015 года в Волгограде могут пройти досрочные выборы депутатов Волгоградской городской думы, вполне ожидаемо участие в них напрямую самого менеджмента предприятия – как нового, так и старого, а также активистов профсоюзного движения, представляющих одну из сторон конфликта.

Сотрудники ВОАО «Химпром», как недавно уволенные, так и некогда работавшие на предприятии и считающие себя по-прежнему сопричастными с ним, члены их семей, родственники и друзья, проживают как минимум в трех южных районах Волгограда – Советском, Кировском (самом неблагополучном по социально-экономическим показателям) и Красноармейском.

Даже по самым скромным подсчетам – это более 1/3 всех избирателей города. С учетом же стимулирования явки заинтересованной стороной результат голосования в сентябре 2015 года может оказаться весьма неприятным для региональной власти».

«Правоохранительные органы обязаны заняться расследованием хищений на "Химпроме"»

Поделиться

Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК-Волгоград»

: «Ситуация на одном из крупнейших волгоградских предприятий – ВОАО «Химпром» – продолжает оставаться в центре внимания общественности региона. Исполнение принятого в Белом зале правительства региона меморандума «четырех шагов», идет, мягко говоря, со скрипом, а если называть вещи своими именами, то действия конкурсной команды нынешних управленцев «Химпрома» очень похожи на саботаж согласованного алгоритма действий.

Напомню, на расширенном заседании 9 октября 2014 года, в котором принимали участие все заинтересованные стороны – представители «Ростеха», Минпромторга, регионального правительства, профсоюза завода, – была принята программа поэтапного закрытия предприятия, которая включала в себя всего четыре пункта:

  1. Остановка предприятия.
  2. Смена руководителей управляющей дирекции предприятия.
  3. Экологическая санация завода, выплата работникам предприятия всех причитающихся денежных компенсаций.
  4. Создание нового предприятия на основе государственно-частного партнерства.

План не сложный, понятный, и все участники встречи признали его единственно правильным для достижения главной цели этого проекта – создания на площадке «Химпрома» нового современного химического производства.

Но для того чтобы реализовать план, необходимо безукоризненно и педантично выполнить все пункты дорожной карты: остановить завод, законсервировать опасное производство, рассчитаться с долгами и привлечь на промышленную площадку инвесторов.

Представители всех заинтересованных сторон, утвердившие проект октябрьского меморандума, подтвердили свою заинтересованность в его успешной реализации. Тем удивительнее, что вскоре после подписания меморандума на «Химпроме» вновь «что-то пошло не так». Реализация первых двух пунктов, которые целиком и полностью находятся в компетенции собственника завода – «Ростеха», а также совета кредиторов, вызывают сегодня непонимание и сомнения в адекватности ситуативных оценок со стороны заводского менеджмента.

Отставка исполнительного директора «Химпрома» Владимира Батуева мало что решила, операторы всех основных бизнес-процессов, которые сегодня происходят на заводе, сидят в других кабинетах, а это значит, что благодаря различным схемам остатки денежных ресурсов и ликвидной продукции будут продолжать выводиться из оборота завода. Ведь при всей своей технологической отсталости «Химпром» по-прежнему является производителем-монополистом ряда уникальных химических продуктов, которые востребованы на рынке и за которые платят реальные деньги.

Именно из-за своей уникальности волгоградский химический гигант вот уже длительное время является «яблоком раздора». В борьбе за контроль над его самыми прибыльными активами регулярно сталкиваются интересы различных группировок, существующих внутри гигантской госкорпорации «Ростех». И от того, кто получит право перераспределять эти активы, зависит сегодня многое, в том числе и в иерархии самого «Ростеха».

Такое положение дел, в результате которого заложником криминогенной ситуации на «Химпроме» становится коллектив завода, никого устраивать не может. Региональная власть в период, когда идет конкурсное производство, не может вмешиваться в дела завода. А вот правоохранительные органы, основываясь на обращениях заводчан и соответствующих фактах, просто обязаны инициировать расследование хищений на заводе.

Активнее должны выражать свою позицию и кредиторы предприятия, прежде всего энергетики, которые наверняка рассчитывают получить возврат долгов предприятия-банкрота после его остановки и распродажи. Разбазаривание средств существенно ухудшает их шансы вернуть кредиторскую задолженность «Химпрома».

«Нужен специальный представитель губернатора на "Химпроме"»

Поделиться

Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Волгограда

: «Проблема «Химпрома» состоит из нескольких сюжетов, проблемных полей, решение которых требует серьезных и разносторонних усилий со стороны федерального центра, руководства ГК «Ростехнологии», региональных властей, менеджмента предприятия. Проблема №1 – соблюдение технологии сворачивания крайне опасного химического производства. Проблема №2 – судьба трудового коллектива. Проблема №3 – санация производственной площадки (а это территория в почти 170 гектаров). Проблема №4 – выбор инвестора и инвестиционного проекта под эту площадку. Решение всех этих проблемных сюжетов предполагает эффективную и постоянную коммуникацию между ответственными участниками ликвидационного процесса и трудовым коллективом, а также общественным мнением региона.

Технологический процесс на нынешнем «Химпроме» обречен. К сожалению, время для его модернизации безнадежно упущено. Может быть, еще пять-семь лет назад было бы не поздно. Специалисты говорят, что если бы в конце 90-х или начале нулевых собственники предприятия задались целью модернизировать и сохранить производство, то они могли бы в течение одной пятилетки закупить необходимое новое оборудование, заменив им старые советские мощности. Однако этого сделано не было. Потенциал «Химпрома» эксплуатировали нещадно, терзая его, как старую клячу, без отдыха и перерывов на обед. Вся многолетняя политика многочисленных собственников и менеджеров «Химпрома» говорит об одном – они и не собирались спасать предприятие. Грабить – да, спасать – нет. Целью было выжать как можно больше доходов от продажи химпромовской продукции, положив большую часть прибыли во вполне конкретные карманы.

Как говорят, фонд заработной платы на «Химпроме» составлял около 75 миллионов рублей в месяц. Те же источники утверждают, что чистая ежемесячная прибыль разных групп мошенников, кормившихся с «Химпрома», составляла 1–1,5 миллиона долларов. Эта цифра на многое открывает глаза: за такие деньги можно не только истязать предприятие, выдаивая его по принципу «все здесь и сейчас», но и, если понадобится, «замочить» любого, кто встанет на пути извлечения сверхдоходов. Может быть, в том числе и поэтому правоохранительные органы до сих пор не выявили ни одного мошенника и вора на «Химпроме».

Теперь главная задача для региональных властей и федеральных владельцев «Химпрома» – спасать не безнадежно загубленное предприятие, а миллионный город от опасного производства, которое нужно эффективно остановить, а затем и ликвидировать. Хочется верить, что для этого не придется вводить в Кировском, Красноармейском и Советском районах Волгограда чрезвычайное положение.

Судьба трудового коллектива – это проблема номер два. Ее решение будет самым трудным психологически и политически. Около четырех тысяч человек – это много, даже по меркам миллионного Волгограда. И именно в решении этой проблемы власти региона, города и менеджмент предприятия совершили недопустимую ошибку: отсутствует постоянный и доверительный диалог с работниками предприятия. На митинге химпромовцев 27 ноября не оказалось ни одного высокопоставленного чиновника областной или городской администрации. Понятно, что представитель власти работягам «Химпрома» вряд ли бы сказал что-то такое, что его забросали бы цветами и несли потом на руках до центра Волгограда. Однако уклоняться от разговоров, от криков, от истерик этих самых работяг также нельзя. Терпение и такт – это то, что сегодня требуется от волгоградских чиновников. А такт предполагает демонстрацию постоянного внимания, постоянного присутствия человека, облеченного властью среди взбудораженной химпромовской массы. Чтобы, как говорится, потом не было мучительно больно.

Представляется, что давно настало время ввести должность специального представителя губернатора области на «Химпроме». Этим уполномоченным мог бы быть или высокопоставленный чиновник обладминистрации, или вице-спикер областной думы, или авторитетный среди заводчан инженер, председатель заводского совета ветеранов, лидер профсоюза. Главное – этот уполномоченный должен постоянно находиться на «Химпроме», ежедневно общаться с рабочими, быть от них, что называется, в шаговой доступности, а также иметь прямой и ежедневный доступ к главе региона Андрею Бочарову. Уверен, если бы такой спецпредставитель губернатора появился три-четыре месяца назад, ни каких бы митингов сегодня не было, так как в них не было бы нужды.

Как не было бы спекуляций среди работников «Химпрома» и в СМИ о якобы данном Андреем Бочаровым обещании спасти завод. Члены Клуба экспертов Волгограда специально прочесали информресурсы на этот счет, и обнаружили очень существенный нюанс. Губернатор Андрей Бочаров обещал и говорил о необходимости сохранить производственную площадку «Химпрома», но не сам «Химпром». А это, как говорится, две большие разницы.

В своем нынешнем виде, с устаревшим морально и физически оборудованием, обвалившимися в отдельных цехах крышами и так далее, «Химпром» не нужен ни одному инвестору. Под технологические руины никто денег не даст, даже если эти руины бесконечно дороги тысячам рабочих людей, связавших с предприятием жизнь. Поэтому сохранять «Химпром» в его нынешнем виде – дело безнадежное.

Другое дело – производственная площадка «Химпрома». Как справедливо заметил выдающийся российский химик-практик, первый вице-президент ЗАО «Росхимнефть» Сергей Голубков (кстати, в прошлом – работник волгоградского «Химпрома»), за производственную площадку «Химпрома» инвесторы будут стоять в очереди. Однако эту площадку еще нужно создать – а для этого завершить процедуру банкротства и провести санацию территории предприятия.

Кстати, сам этот процесс санации потребует рабочих рук, причем из числа профессионалов, понимающих толк в опасном химическом производстве. А значит – открываются перспективы для работы многих сегодняшних химпромовцев. Пока будет идти санация территории (а это около двух-трех месяцев), администрация региона могла бы вплотную заняться поиском оптимального инвестора для строительства нового промышленного объекта на химпромовской производственной площадке.

Главное – делать все это не только в тиши чиновничьих кабинетов, а объясняя работникам «Химпрома» и сочувствующему им общественному мнению планы и действия властей. Каждый день, непрерывным информационно-технологическим циклом, понимая, что массы людей толкают на митинги и иные акции протеста не столько реальные проблемы сегодня, сколько неопределенность будущего и отсутствие доверия к заводским менеджерам, федеральному собственнику и местным чиновникам.

Психотерапия отчаявшимся химпромовцам нужна не меньше, чем инвестор самому «Химпрому». А может быть – теперь даже больше. Вот ею и должен заняться спецпредставитель волгоградского губернатора».

Клуб экспертов Волгограда – сообщество независимых политических экспертов, ученых, журналистов Волгоградской области. Клуб основан в декабре 2010 года Виталием Арьковым, Евгением Калининым, Андреем Серенко, Александром Стризое. Координатор клуба – Андрей Серенко.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter