
Поделиться

Поделиться
Проблема самовольных строений, пожалуй, актуальна для любогогорода. Однако, если где-то, например, в Москве, ее с успехом решаютподразделения судебных приставов, «вооруженных» тяжелой техникой, то вВолгограде объекты незаконного строительства продолжают функционировать,вызывая вполне резонный вопрос – где бульдозер? В качестве примера можнопривести магазин «Мир люстр», деятельность которого неоднократноприостанавливалась судебными приставами, и совершенно парадоксальную ситуациювокруг отеля «Берег», расположенного на нижней террасе набережной. Наблюдателиотмечают, что каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно отдругих, заявляя, что причин, препятствующих сносу, может быть предостаточно.
Получить комментарий в службе судебных приставов не удалось.Начальник отдела исполнительного производства УФССП России по Волгоградскойобласти отказался общаться с корреспондентом 34metra.ru, сославшись назанятость.
Тем не менее, по мнению экспертов, основных причин, по которымобъекты незаконного строительства не сносятся, всего две – финансовая иадминистративная: «На самом деле различных тонкостей, которые могут мешатьсносу, может быть очень много, – считает генеральныйдиректор ООО «Универсалпроект» Эльвира Бондаренко. – Одним из вариантовможет быть то, что собственник незаконно возведенного объекта обжаловал решениесуда, следовательно, оно пока не вступило в законную силу. Так, в общем, сложноговорить, по каким причинам самовольно построенные объекты не подлежат сносу. Вкаждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально».
«Если говорить на бытовом уровне, то бульдозер кто-то должензаказать и оплатить его работу, – говорит заместительпрокурора Волгограда Феликс Читлов. – По закону и решению суда это долженсделать владелец незаконного объекта: снести незаконно возведенный объект засвой счет. У приставов на это просто нет денег. Это если говорить в общихчертах. Тем не менее каждый конкретный случай следует рассматривать отдельно,поскольку кроме этой, самой обыденной, финансовой причины, может быть еще имасса других, не столь очевидных, как проблема оплаты работы бульдозера».
Вместе с тем, по мнению начальникауправления Госстройнадзора Михаила Норкина, причин, по которым бульдозер недоезжает до самостроев, всего две: «Первая причина, как это ни банально звучит,финансовая, – считает господин Норкин. – В федеральном бюджете не запланированосредств на исполнение решения суда о принудительном сносе объектов. Однако, намой взгляд, и сами приставы проявляют в этом отношении недостаточнуюактивность. Если есть решение суда, его необходимо исполнять, а значит, определятьразмеры финансирования, добиваться выделения средств из федерального бюджета иисполнять решение суда.
В качестве второй причины я бы назвал не совсем активныедействия власти, чьи правовые управления затрачивают определенные усилия исредства, обращаясь в суд за решением о сносе объекта. В частности, еслиговорить о городской власти, обладающей большим количеством муниципальныхпредприятий, то решить проблему выделения техники, на мой взгляд, достаточнопросто – договориться с директором этого предприятия о выделении того жебульдозера или экскаватора и разрушить самострой.
Впрочем, можно выявить и третью причину – банальноенежелание заниматься сносом. Однако об этом стоит говорить лишь тогда, когдасамого владельца незаконно возведенного строения обязывают за свой счет егодемонтировать».
Мнение представителей Госстройнадзора разделяют и некоторыедругие эксперты: «Продолжающееся функционирование объектов незаконногостроительства вызвано в первую очередь нежеланием муниципальной властиреализовывать свои полномочия, – считает генеральныйдиректор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. – Гораздопроще получить решение суда, громко объявить, что меры приняты, и оставить всекак есть. При этом все полномочия и рычаги для сноса незаконных построек у городскойвласти имеются. Ну а причины такой инертности всем известны. Видимо, владельцынезаконных построек находят способ «простимулировать» бездействие чиновников.Чтобы убедиться, достаточно разок проехать по Второй продольной. Однакосправедливости ради стоит отметить, что эта проблема касается не толькоВолгограда, но и других городов России».