
Поделиться
Царицын всегда был городом многонациональным. Благодаря свойственной всей Российской империи веротерпимости здесь исповедовали свою веру представители многих конфессий. Рядом с многочисленными православными жили католики, протестанты, представители еврейской общины и, конечно, было немало последователей пророка Мухаммеда.
В центре современного Волгограда на улице Клинской можно увидеть чудом сохранившееся здание купца второй гильдии Невметтулы Амерханова, которое в свое время было частью комплекса, построенного этим, как сказали бы сегодня, инвестором и меценатом.
Царицынский купец Амерханов был известен своей набожностью и щедростью. Помимо собственной резиденции, он возвел первую в городе соборную мечеть, которая располагалась чуть дальше, на пересечении улиц Елецкой и Козловской (по старой планировке города), здание медресе – духовного мусульманского училища.
Официально соборная мечеть была закрыта в 1939 году. В сохранившемся и дошедшем до нас документе – Деле о закрытии соборной мечети – сказано, что сталинградским областным исполнительным комитетом «в виду того, что верующих, желающих взять в свое пользование мечеть, не оказалось, принято решение мечеть закрыть и использовать ее под клуб нацменов» – показательный пример большевистского цинизма. Ведь фактически соборная мечеть перестала функционировать на два года раньше, в 1937-ом, когда имам был расстрелян, а многие другие верующие были сосланы по обвинению в контрреволюционном заговоре. Поэтому «желающих» и не нашлось.
В годы Сталинградской битвы здание мечети было значительно повреждено, а после войны разобрано. Из комплекса до сегодняшнего дня сохранился дом Амерханова с примыкавшими к нему лавками и в руинированном виде – здание медресе.
На фасаде дома Амерханова хорошо сохранились арочные ворота въезда во двор его городской усадьбы. Они и вообще многие архитектурные элементы фасада выполнены хотя и в традиционной для Царицына манере, но с восточными мотивами. Замечательно, что до наших дней сохранилась не только кирпичная кладка, но даже некоторые деревянные конструкции дома.
Разумеется, сами створки этих ворот выглядели иначе, по меньшей мере, ухоженнее. Известно, что в дни мусульманских календарных праздников ворота Амерханова всегда были открыты. Любой мусульманин мог свободно войти в дом купца, поздравить его и домочадцев и выбрать себе подарок. Состоятельные татары брали какую-нибудь безделицу, а нуждающиеся в помощи могли выбрать что-либо полезное в хозяйстве.
После революции все мясные, пушные, кожевенные склады и все дома Амерханова (а их в Зацарицынской части было два) были национализированы. Ему, его жене и пяти детям были выделены комнаты на втором этаже родного дома.
Род Амерхановых, к счастью, не пресекся, и сегодня потомственные царицане живут и работают в родном городе, для которого их предок сделал так много добра.