СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Родину-мать запретили использовать в рекламе

Образ скульптуры «Родина-мать зовет!» запретили использовать для рекламы каких-либо товаров и услуг. Именно так можно трактовать решение Московского апелляционного суда, выразившего согласие с решением Федеральной антимонопольной службы. Поводом для...

Поделиться

Поделиться

Образ скульптуры «Родина-мать зовет!» запретили использовать для рекламы каких-либо товаров и услуг. Именно так можно трактовать решение Московского апелляционного суда, выразившего согласие с решением Федеральной антимонопольной службы.

Поводом для судебного рассмотрения стала апелляция «Гринфилдбанка» на постановление арбитражного суда от 19 мая 2011 года. Инцидент начался летом 2010 года, когда «Гринфилдбанк» разместил в метро и на улицах Москвы рекламу вклада «Победа 65» с образом волгоградской скульптуры «Родина-мать зовет!» и с изображением георгиевской ленты. Возмущенные граждане потребовали наказать банк за использование образа известной статуи в рекламе финансовых услуг, после чего в дело вмешалась ФАС. Хотя представители банка и утверждали, что реклама ни в какой мере не является оскорблением ветеранов войны, банк был оштрафован на 100 тысяч рублей за использование объекта культурного наследия и государственных символов.

Как пояснили в пресс-службе Московского апелляционного суда, в обоснование своей позиции представители «Гринфилдбанка» ссылались на то, что в рекламе вклада не были использованы бранные слова, а сам по себе слоган не является непристойным и оскорбительным. При этом банк указал достаточное количество информации о рекламируемой услуге, не исказил смысла информации и не ввел в заблуждение потребителей рекламы.

Рассматривая дело, суд исходил из того, что образ скульптуры «Родина-мать зовет!», а также изображение георгиевской ленты являются памятниками истории и культуры, связанными с историческими событиями в жизни народа, а именно с Великой Отечественной войной. Вместе с тем реклама банковского вклада ЗАО «Гринфилдбанк» «Победа 65» – сделай свой вклад победным!» направлена на привлечение целенаправленного внимания неопределенного круга лиц, формирование или поддержание интереса к товару – банковскому вкладу «Победа 65» – сделай свой вклад Победным!», способствует его продвижению на рынке, в связи с чем совокупное использование в рекламе слогана «Сделай свой вклад Победным!», а также образа скульптуры «Родина-мать зовет!» и изображения георгиевской ленты может оскорблять чувства участников Великой Отечественной войны, пожилых людей. Таким образом, комиссией московского УФАС России правомерно установлен факт нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», выразившийся в использовании в рекламе оскорбительных образов в отношении объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Таким образом, арбитражный суд признал законным решение Федеральной антимонопольной службы, а точку в этом деле поставил апелляционный суд, поддержавший все прежние решения.

К слову сказать, использование образа Родины-матери в рекламе не впервые заканчивается скандалом. Ну не дает покоя рекламщикам легендарный образ, гарантирующий 100-процентную запоминаемость. За последние несколько лет СМИ сообщали о нескольких таких конфликтах. В феврале 2008 года в Омске появились рекламные листовки магазина «Федорина радость», в которых рекламировались скидки под слоганом «Халява прет!».

«Предприниматель, в отношении которой было возбуждено дело, даже пыталась доказать, что халява – не жаргонное слово, – рассказал заместитель руководителя УФАС по Омской области Владимир Шаров. – Чтобы доказать свою правоту, УФАС пришлось проводить филологическую экспертизу. Впоследствии предприниматель признала свою неправоту и, сославшись на молодость, призналась, что не ожидала такой реакции и таких последствий своего поступка. Комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей, а предпринимателя – виновной в распространении ненадлежащей рекламы, наложив на нее штраф в размере 10 тысяч рублей».

Осенью 2010 года на улицах Новосибирска появились плакаты, с которых Родина-мать призывала приобретать обувь со скидкой. Этот инцидент стал поводом для разбирательства в управлении ФАС по Новосибирской области. В Сыктывкаре Родина-мать с плакатов призывала играть в пейнтбол и посещать кафе.

«Я считаю кощунственным любое паразитирование на образах, связанных с трагической судьбой нашей страны, – заявил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Алексей Васин. – Причем сейчас вольно обращаться с образом Родины-матери могут позволить себе не только коммерсанты, которые зарабатывают рейтинги, но и политики. Поверьте, это возмущает меня ничуть не меньше, чем бутылка водки, украшенная той же фигурой. Причем люди, творящие это безобразие, не понимают даже, в чем заключается аморальность их поступка. Кто-то свято уверен, что таким образом отметит свой патриотичный настрой. Кто-то надеется угодить потребителю, заявляя, что такая водка – лучший сувенир, который можно привезти из нашего города. Думаю, что настало время поставить жесткий заслон такого рода злоупотреблениям, поскольку они касаются не только рекламы. У нас принят достаточно жесткий закон о государственной символике, который навел порядок, ограничив использование госсимволов, в том числе и коммерческими структурами. Думаю, аналогичный закон нужно принять и в отношении патриотических символов России, тем более что их не так уж много. Это был бы популярный закон, который, безусловно, получил бы поддержку старшего поколения и добавил бы молодежи уважения к святыням».

«О случаях использования образов, имеющих патриотическую направленность, в рекламе нам все же чаще приходится слушать от коллег из других регионов, – отметила пресс-секретарь Волгоградского отделения УФАС Полина Шкаррупа. – Так, в этом году не в первый раз отличились омские рекламщики. Там накануне празднования 9 Мая стартовала рекламная компания фирмы, предлагающей пластиковые окна по немецкой технологии. Слоган звучал: «Мы отобрали у немцев самое лучшее. Отдаём за 2000 рублей». Сначала возмутились ветераны, а потом в ситуацию пришлось вмешиваться региональной антимонопольной службе. Этот пример не единичен. Справедливости ради скажу, что в Волгограде тоже были попытки использовать в рекламе образы, связанные с патриотической тематикой.

Сами представители рекламных агентств утверждают, что идеи с использованием патриотических образов в рекламе, как правило, принадлежат людям, далеким от идей патриотизма.

«Странно, что подобные идеи вообще могут прийти в голову рекламщикам, – удивлен директор рекламного агентства Princepc Media Леонид Бондаренко. – Возможно, дело в том, что эту рекламу сделали люди, не имеющие никакого отношения к этому символу. Для нас, выросших на Сталинградской земле, даже мысль об этом звучит кощунственно. Сомневаюсь, чтобы кому-то из наших клиентов могла придти в голову подобная мысль. А вот использование образа Родины-матери в рекламных мероприятиях по продвижению Волгоградской области с целью раскрытия ее информационного потенциала считаю вполне уместным. Ведь фактически это символ уже стал неразделим с названием области. Так что думаю, что прерогатива использования символики с изображением Родины-матери должна оставаться за госструктурами».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter