СЕЙЧАС +10°С
Все новости
Все новости

ЖБИ и Сбербанк не могут договориться

Банкротство самой крупной строительной компании региона ОАО «ВЗ ЖБИ №1» грозит серьезными последствиями. В случае негативного развития сценария пострадают не только многочисленные дольщики и сотрудники организации, но и государство, на плечи которого тяжк

Поделиться

Банкротство самой крупной строительной компании региона ОАО «ВЗ ЖБИ №1» грозит серьезными последствиями. В случае негативного развития сценария пострадают не только многочисленные дольщики и сотрудники организации, но и государство, на плечи которого тяжким бременем лягут долги компании. Однако как будут развиваться события сейчас и к чему приведет банкротство предприятия, можно только предполагать, поскольку ситуация на данный момент довольно нестабильна.

На сегодняшний день мнение экспертов разделилось, одни считают, что процедура банкротства приведет к оздоровлению строительного гиганта, другие настроены более пессимистично, третьи предполагают, что банкротство компании вызвано искусственно, для того чтобы передать активы завода другой фирме.

Кризис ЖБИ

Проблемы у компании начались уже давно, и первым вестником стал кризис 2008 года. По словам экспертов, с наступлением кризиса завод получил сразу несколько серьезных ударов.

«В целом изначально развитие ЖБИ-1 строилось на кредитовании. И раньше никаких проблем с тем чтобы получить кредит, не было, – объясняет генеральный директор ЗАО «Финансовый брокер «Август» Карен Туманянц. – Все было хорошо, пока цены росли, но когда у банка возникли сложности в связи с кризисом, и они уже не могли, как и раньше, давать кредиты, это ударило по ЖБИ-1. Второй удар – это прекращение роста цен, а потом и вовсе их падение. В связи с этим возврат средств со строительства практически прекратился. Третий момент связан с административными барьерами: инженерные сети, водоканал, проблемы с выделением земли, а также изменение модели рынка. Люди бояться вкладывать деньги в жилье, которое находится на стадии строительства, да и готовые квартиры перестали покупать так, как раньше».

Вследствие всего этого рынок недвижимости претерпел изменения, к которым, как оказалось, компания не была готова. В итоге – многомиллионные долги, которые держат предприятие на грани банкротства.

Сегодня в арбитражном суде по Волгоградской области находятся четыре заявления о несостоятельности ОАО «ВЗ ЖБИ №1», среди них ООО «Стройдизайн», ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» и частное охранное предприятие «Центурион-2». Еще одно, четвертое заявление, было подано самим заводом.

Как сообщили 34metra.ru в пресс-службе арбитражного суда, из заявления о признании банкротом, поступившего от самого ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий №1», следует, что у завода существует задолженность по зарплате в размере 67 миллионов 798 тысяч 50 рублей 50 копеек. Дебиторская задолженность составляет 1 миллиард 283 миллиона 539 тысяч рублей. Кредиторская – 978 миллионов 925 тысяч рублей. Долгосрочная кредиторская по займам и кредитам составляет 3 миллиарда 383 миллиона 182 тысячи рублей, краткосрочная – 105 миллионов 556 тысяч рублей. У ОАО «ЖБИ-1» отсутствует возможность удовлетворения всех требований кредиторов в полном объеме. Задолженность не погашена из-за отсутствия у предприятия средств и имущества.

Однако руководство завода не спешит ставить крест на будущем предприятия. По словам депутата городской думы и акционера ОАО «ВЗ ЖБИ №1» Геннадия Мурылева, компания вынуждена пошла банкротство, но не стоит ее сбрасывать со счетов: «Для ОАО «ВЗ ЖБИ №1» это возможность пройти оздоровление. Ситуация, которая сложилась, – это не банкротство, мы хотим провести санацию предприятия, что позволит нам выиграть время и реабилитироваться».

Но не все разделяют оптимизм господина Мурылева, некоторые эксперты считают, что компания уже не сможет вернуться на прежние позиции, а поддерживать ее – путь в никуда.

«Если предприятие показало свою неконкурентоспособность, то ей надо уйти. Иначе это все равно что продлевать агонию, – считает Карен Туманянц. – Оздоровление компании через банкротство зависит от того, что это за компания, какой рынок и как он меняется. Если этому нет предпосылок, надо понимать, что чудес не бывает».

Если же все таки предположить, что ОАО «ВЗ ЖБИ №1» перестанет функционировать и окончательно уйдет из строительного рынка, по словам председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Ангара Полицимако, это приведет к серьезным последствиям: «Уже то, что строительная компания распадается и множество подрядчиков и работников завода остаются ни с чем, уже предполагает серьезные последствия. Быстро возводимого жилья экономкласса, которое строило ЖБИ-1, не будет. Строительная отрасль региона и так находится в упадке, и в следующем году улучшений не предвидится. Банкротство ЖБИ только усугубит ситуацию. Отсутствие жилья приведет к росту цен, которые и так выросли на 10% и в дальнейшем поднимутся еще».

Смена руководства

Несмотря на крайне неутешительные прогнозы, в ОАО «ВЗ ЖБИ №1» не опускают руки и стараются любыми путями выйти из кризиса. Правда, рациональность некоторых путей понятна не всем. Например, избрание нового генерального директора из состава старого совета директоров. Как известно, ранее эту должность занимал Олег Черкесов, но 15 октября на собрании акционеров большинством голосов пост руководителя занял Константин Емельянов. Однако может ли данная рокировка повлиять на работу завода? Большинство экспертов уверенно отвечают: нет.

«Смена генерального директора на человека из состава команды вряд ли приведет к изменениям, – высказывает свое экспертное мнение управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов. – Возникает вопрос: что мешало этому человеку проявлять себя раньше? Перемены наступают, когда человек приходит извне, как варяг. А так ждать чего то нового не целесообразно».

По словам акционера компании Геннадия Мурылева, этим действиям есть разумные объяснения: «На сегодняшний день компания акционеров раскололась на два лагеря. Та, которая была у руля, не смогла договориться со Сбербанком, в помощи которого мы так нуждаемся, поэтому руководителем стал Емельянов, – объясняет ситуацию господин Мурылев. – Возможно, он сможет найти общий язык с банком и улучшить наше положение».

Союз Сбербанка и ЖБИ

Пожалуй, одним из самых сложных моментов в нынешней ситуации являются отношения между ОАО «ВЗ ЖБИ №1» и Волгоградским отделением Сбербанка России.

С одной стороны, согласно кредитным договорам, компания и так должна выплатить более трех миллиардов рублей, и это еще не учитывая их долг по заработной плате перед сотрудниками организации. С другой стороны, без помощи Сбербанка завод не сможет выйти из кризиса.

Еще совсем недавно банк очень хорошо отзывался об этом сотрудничестве. Долгое время он всячески поддерживал ЖБИ и участвовал в реализуемых им проектах.

«На протяжении многих лет Волгоградское отделение Сбербанка России и завода ЖБИ-1 связывают партнерские отношения, – говорили в пресс-службе финансового учреждения. – Банк активно кредитует предприятие, участвует в реализуемых им проектах. Мы видим перспективу дальнейшего сотрудничества, уверены, что проводимые руководством компании мероприятия позволят ей оставаться лидером строительной отрасли региона, и готовы этому содействовать».

Однако не так давно действия Сбербанка показали обратное. Напомним: накануне заместитель управляющего Волгоградским отделением ОАО «Сбербанк России» Елена Дунаева отправила обращение руководителям регионального ФСБ России, ГУ МВД по Волгоградской области и региональной прокуратуры с просьбой провести проверку на предмет возможного наличия состава преступления в действиях руководства ОАО «ВЗ ЖБИ №1», а именно под сомнение ставится банкротство предприятия.

В свою очередь, в ответ на обращения банка в правоохранительные органы депутат городской думы и акционер ОАО «ВЗ ЖБИ №1» Геннадий Мурылев считает, что именно Сбербанк виновен в неплатежеспособности завода.

«На мой взгляд, со стороны Сбербанка происходит рейдерский захват предприятия, и этому есть ряд аргументов, – рассказывает Геннадий Мурылев. – Во-первых, когда мы заключили контракт с Минобороны и взяли на себя обязательства построить в 2011 году 63 тысячи квадратных метров и уже практически выполнили их, Сбербанк прекратил всяческое финансирование. Вот уже полгода мы не получаем никакой поддержки. Но это еще не все: когда нам удалось выплатить один миллиард рублей, банк, на мой взгляд, неправильно распределил эти средства и погасил не тот долг. Это и стало причиной, по которой завод балансирует на грани. Но несмотря на это мы все равно отрабатываем заключенный госконтракт».

По словам господина Мурылева, руководство Сбербанка уже неоднократно пыталось поставить во главе ЖБИ-1 своих людей, на что завод всегда отвечал категорическим отказом. Акционер предполагает, что обращения Сбербанка в правоохранительные органы связано именно с этим.

После того, как по СМИ распространилась информация о просьбе Сбербанка проверить банкротство ЖБИ, вечером 28 ноября у губернатора прошла встреча руководства компании ОАО «ВЗ ЖБИ №1» и руководства Волгоградского отделения Сбербанка России, на которой обсуждались возможные компромиссы дальнейшего сотрудничества.

«На этой встрече Сбербанк предложил нам свое условие – поставить их генерального директора, – рассказывает Геннадий Мурылев. – В этом случае мы сможем воспользоваться деньгами, которые нам должно выплатить Министерство обороны за госконтракт, который мы реализуем и почти полностью выполнили, а это порядка 700 миллионов рублей. Однако в предложении банка я не услышал, что будет дальше, и это вызывает глубокие сомнения. Не получится ли, что новый гендиректор на самом деле отдаст эти деньги Сбербанку в счет погашения задолженности. Они уже однажды погасили срочную задолженность, что привело предприятие к такому состоянию. В результате мы отказались от предложения банка. Сейчас компания идет по программе наблюдения, в рамках которой и будут вестись переговоры. Но мы надеемся, что со временем нам все-таки удастся найти общий язык».

Фото: Фото с сайта Blog.naver.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter