СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

В Волгограде начнется массовый снос незаконных многоэтажек

Поделиться

Архитекторы и общественность Волгограда бьют тревогу: в Волгограде участились случаи, когда на участках, отведенных под индивидуальное жилищное строительство, появляются гостиницы, автомойки или же многоэтажные жилые дома. Эксперты отмечают, что в таком произволе повинен Жилищный кодекс, между тем, в городе уже есть первые пострадавшие от такой самовольной застройки.

Как сообщили 34metra.ru в правительстве региона, в последнее время к областным властям все чаще и чаще обращаются люди, пострадавшие по вине недобросовестных застройщиков, которые, пользуясь предоставленной законом возможностью возводить объекты капитального строительства без проектной документации и вводить их по упрощенной схеме, получают разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а по факту же строят многоэтажку, на которую потом получают право собственности как на индивидуальный жилой дом и продают частями, или же переводят жилое помещение в нежилое. Совсем недавний пример – принятое Дзержинским районным судом решение о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу улица Быковская, 36. Выяснилось, что расположенный по этому адресу многоквартирный жилой дом построен на месте, выделенном под индивидуальное жилищное строительство. Более того, разрешения на строительство этого дома не выдавалось, но, несмотря на это, застройщику удалось осуществить государственную регистрацию перехода прав собственности на отдельные квартиры, владельцы которых подали встречный иск о сохранении жилого дома. Однако суд вынес решение о сносе самовольной постройки.

«Мне даже в голову не приходило, что я буду жить, как на пороховой бочке, и что предприниматель сможет нагло нас обмануть, – сообщила 34metra.ru не пожелавшая назваться собственница одной из квартир. – Мы, жильцы, прошли все судебные инстанции, решение о сносе дома давно вступило в законную силу. И теперь каждый день вздрагиваем от любого стука. Мы боимся, что про нас вспомнят приставы и придут дом сносить. Это будет означать, что жильцы останутся без крыш над головой и без денег. А каждый из нас заплатил хозяину-предпринимателю больше миллиона рублей».

Однако волгоградский адвокат Инна Шефер считает, что люди сами загоняют себя в петлю.

«Ко мне неоднократно обращались клиенты, столкнувшиеся с недобросовестными застройщиками, – говорит госпожа Шефер. – Я не перестаю удивляться, с какой легкостью люди подписывают документы, не удосуживаясь их хотя бы прочитать. Люди не понимают, что их правовая безграмотность для нечестного продавца только во благо. Как правило, он действует с помощью лазейки в законодательстве – по упрощенной схеме, прописанной исключительно для индивидуального жилищного строительства. Хотя на самом деле, конечно же, строит многоквартирный жилой дом. Каждая квартира в нем фигурирует как доля. И если, допустим, гражданин захочет свою долю продать – его ожидает сюрприз, так как он обязан будет в течение месяца сообщить об этом всем остальным собственникам. В противном случае сделка может быть признана недействительной. Если правоохранительные или контролирующие органы неожиданно выяснят, что продавец слукавил и вместо частной постройки возвел многоэтажку, скорей всего, прокуратура или орган местного самоуправления поставят в суде вопрос о ее сносе. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями». Чтобы этого не произошло, адвокат советует требовать у застройщика разрешение на строительство многоэтажного жилого дома на земельном участке, а также документ на ввод его в эксплуатацию.

Аналогичное мнение высказал и руководитель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Александра Моложавенко.

«Буквально месяц назад на административной комиссии заслушивался вопрос по малоэтажным домам в Дзержинском районе, построенным под маркой индивидуального жилищного строительства, – говорит господин Моложавенко. – В этом доме уже были куплены квартиры. Я спросил у одной из пострадавших женщин, почему она не отказалась от сделки, увидев, что покупает не квартиру, а долю. Внятного ответа от нее я не услышал. Безусловно, этот дом, о котором идет речь, объект самостроя. Но как ставить вопрос о сносе дома, если в нем уже живут люди. Пока практики решения такой проблемы у нас нет. Так что будем думать, взвешивать и принимать решение».

Вместе с тем, господин Моложавенко добавил, что выявить подобные самовольные объекты достаточно сложно, поскольку все они зарегистрированы как индивидуальные, а не многоэтажные или малоэтажные жилые дома. По закону это дает возможность владельцам якобы домовладений уходить от муниципального контроля. А правда всплывает либо когда покупатель начинает оформлять право собственности, либо когда жильцы соседних домов начинают возмущаться по поводу странной стройки по соседству.

По словам начальника управления архстройнадзора Волгоградской области Михаила Норкина, виновна в массовом расцвете самостроев так называемая дачная амнистия.

«Людям позволили регистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом в упрощенном порядке, – пояснил эксперт. – К сожалению, недобросовестные люди воспользовались этим. Вы знаете, что творится у нас на проспекте Жукова, на Рокоссовского, на всех главных городских магистралях. Появляются гостиницы, автомойки, гаражи, теперь уже и многоквартирные жилые дома. Главная проблема заключается в том, что такие объекты очень сложно идентифицировать на стадии строительства. То есть органы местного самоуправления выдают в упрощенном порядке разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а потом перестают следить за территорией стройки. Землю выдали, а что там человек строит – это до поры до времени интересует только его. Пока строение не станет выше трех этажей. Тогда и начинается суета. Кто-то, например, соседи заявляют, что рядом с ними строится что-то большое, начинаются жалобы в архстройнадзор. Мы выезжаем, принимаем меры реагирования, однако штраф за подобное нарушение для физического лица всего от двух до пяти тысяч рублей. А стройка тем не менее продолжается. Мы пишем письма в администрацию города, выходим на градостроительную комиссию, просим принять решение о сносе незаконной постройки. Администрация после этого передает наши документы в правовое управление, начинаются суды... Когда появляется готовое решение, выясняется, что в доме уже живут люди. Такая ситуация, к примеру, на улице Быковской. Дома заселены. Причем люди купили не конкретную квартиру, а долю. Потому что по документам это строение проходит как индивидуальный жилой дом. Люди, к сожалению, до сих пор бросаются на дешевое, а потом расплачиваются, оставаясь в итоге без денег и без квартиры. Самое страшное то, что практически все подобные самовольные объекты невозможно узаконить. Хотя бы потому, что размещение такого объекта противоречит правам землепользования и застройки, генеральному плану, нарушает градостроительные и технические регламенты, и прочее, и прочее. Узаконить такой дом просто нельзя, поскольку речь идет уже о безопасности людей, проживающих как в этом доме, так и по соседству».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter