СЕЙЧАС +12°С
Все новости
Все новости

Жильцы самостроя ответят за чиновников

Около тысячи волгоградцев намерены отстаивать у городских и областных чиновников право жить в законно купленных ими квартирах, расположенных в незаконно построенных домах. Речь идет о строительстве многоквартирных жилых домов на землях, отведенных под индивидуальную застройку.

При этом подавляющее большинство людей, попавших в эту крайне неприятную ситуацию, рискуют остаться не только без квартир, но и без средств, потому что брали для покупки жилья ипотеку или же вкладывали в эти квартиры материнский капитал.

О масштабах катастрофы скажет только одна цифра – по состоянию на август 2014 года в Волгограде насчитывается 149 домов, всего же в результате масштабного выселения без квартир может остаться, по самым скромным подсчетам, около тысячи человек.

Одной из таких жительниц стала волгоградка Оксана Тараненко. Ее квартира, купленная по вполне рыночной стоимости, оказалась в списке многоквартирных домов, построенных на землях для индивидуального жилищного строительства и подлежащих сносу.

Как рассказала Dom.V1.ru сама Оксана, на стадии строительства она купила квартиру в доме по адресу Тимирязева, 42 у застройщика по имени Сергей Горбань. Это было в 2011 году. Летом следующего года она получила регистрационное свидетельство о праве долевой собственности в строящемся доме. Позже этот документ превратился в свидетельство о собственности на квартиру. Спустя время женщина получила еще и свидетельство о собственности на землю. В итоге выяснилось, что с застройщиком уже год идут суды, дом является самовольно возведенным объектом, а жителям не просто нужно освободить помещения, но еще и за свой счет снести объекты, в противном случае людей пообещали оштрафовать на 10 тысяч рублей. При этом соответствующие уведомления получили все собственники помещений в доме, в том числе несовершеннолетние дети.

«Мне непонятно одно – куда смотрели власти, когда выдавали свидетельства о праве собственности, регистрировали, прописывали, – возмущается Оксана. – Многие жильцы купили квартиру в ипотеку, многие вложили в них материнский капитал. Мы прожили два года, прописались, сделали ремонт, вдруг приехала комиссия, увидела, что дом многоквартирный, и начали подавать иски. При этом в качестве ответчиков выступают жильцы. Когда мы задали вопрос о том, как жильцы могут быть ответчиками, нам сказали, что собственность – это не только благо, но и ответственность. Мы ведь не сами его построили. Его построил наш застройщик, которому мы заплатили немало – квадратный метр квартиры стоил 40 тысяч рублей. Когда нам говорят, что мы погнались за дешевизной – ничего подобного. Нам понравилось месторасположение и сами квартиры. При этом нам не показали полного решения комиссии о сносе – просто прислали какую-то бумажку, без печати и с непонятно чьей подписью. Заявив, что не знали, что в этих домах живут люди. У меня это единственное жилье, у меня двое несовершеннолетних детей. Идти мне больше некуда. Если выселят – поставлю палатку на проспекте Ленина, и буду жить в ней до тех пор, пока ситуация не решится».

По словам Оксаны, власти советовали подать на застройщика в суд. Однако он банкрот. При этом у всех людей остается один вопрос – если на стадии строительства все было законно, если квартиры проверяли и сотрудники банков, и органы опеки, и никто не видел нарушений, то почему вдруг все стало незаконным тогда, когда в квартиры вселились люди».

Сейчас жители дома №42 по улице Тимирязева обратились в суд. По их словам, товарищи по несчастью обращались в суд. Суд первой инстанции встал на их сторону, однако в областном суде людям отказали в их требованиях.

Главный архитектор Волгограда Александр Моложавенко пояснил, что жильцам таких домов можно только посочувствовать:

«Чтобы выяснить, как людям удалось получить право собственности, нужно обратиться к самим органам, занимающимся регистрацией, – пояснил господин Моложавенко. – Сейчас у нас налажен обмен с регпалатой, они получают все выдаваемые нами разрешения на строительство. При этом отмечу, что индивидуальный жилой дом не требует проекта. Поэтому человек совершенно спокойно получает разрешение на строительство, под видом частного дома строит многоквартирный жилой дом, регистрируется как индивидуальный, после чего отдельно регистрируются комнаты и продаются как квартиры. Я думаю, люди прекрасно осведомлены, что получают не полноценную квартиру, а только лишь долю в многоквартирном жилом доме, но, на мой взгляд, здесь чистой воды махинация со стороных тех людей, кто построил такие дома. Но этими вопросами уже должны заниматься правоохранительные органы.

Поэтому для того, чтобы дать точный и обстоятельный ответ, нужно смотреть все предоставленные в БТИ документы, в том числе, что в них написано – многоквартирный дом или индивидуальный жилой дом, и на каком моменте произошла эта смена наименования. Когда подобные дома попадают на комиссию по сносу, то комиссия не может вынести другого решения просто потому, что наблюдается нарушение вида разрешенного использования. Поэтому подобные дома и признаны незаконными».

В территориальном управлении Росреестра, куда редакция Dom.V1.ru обратилась за комментарием, попросили предоставить письменный запрос с указанием точного адреса, поскольку, по заверению пресс-службы ведомства, вопрос о регистрации доли в индивидуальном жилом доме, построенном под видом многоквартирного, достаточно сложный, требующий детального изучения и обстоятельного ответа.

Отметим, что по мнению юристов, знакомых с ситуацией вокруг дома №42 по улице Тимирязева, является больше показательной поркой, нежели желанием разобраться в ситуации и пресечь незаконные стройки:

«На самом деле, здесь очень простая ситуация, – считает адвокат Денис Григорьев. – Те люди, кто поставили подписи под разрешением на строительство и разрешением на ввод в эксплуатацию, должны сидеть в тюрьме. Все фамилии этих людей известны, и лишний раз их озвучивать не будем. Тем не менее, до сих пор никто из них не сел. Поэтому вопрос здесь не к людям и банкам, а к тем, кто допустил незаконное строительство.

Вообще, стоит сказать, что в Волгоградской области бардак в сфере незаконного строительства достаточно давно, и сейчас, наконец, за него взялись. Судьба дома на улице Тимирязева – это всего лишь показательное выступление. Сейчас все хотят громко стукнуть по столу и сказать: «бойтесь, чтобы другим неповадно было». Удастся ли остановить это «выступление» – пока не знаю, но знаю, что люди уже получили уведомления о выселении. Я был на встрече с этими застройщиками, они открытым текстом сказали, что за определенное вознаграждение получили все необходимые разрешения. Вычислить, кому, кто и сколько «занес», не представляет особого труда. И заниматься нужно именно этими людьми, а не теми, кто купил там квартиры.

Безусловно, можно попытаться признать человека добросовестным приобретателем, но в данном случае речь идет именно о сносе дома. Поэтому возникает вопрос – кто будет возмещать деньги, если компания, которая построила этот дом, сейчас обанкротилась. Да, можно обратиться в суд, человека признают потерпевшим, дадут ему красивую бумажку с печатью суда – и все. Люди остались ни с чем. Лично я бы обратился с иском как к самому застройщику, а в качестве соответчиков привлек бы тех людей, которые подписали документы, разрешающие эксплуатацию дома. Это может быть администрация Волгограда, или же конкретный чиновник, поставивший свою подпись под документом. Но с чиновника как с физического лица взять нечего, с администрации – вроде бы и можно, но сложно. В Волгограде всегда было проще сначала построить, а потом решить вопрос с документами. Я не спорю, нужно все это приводить в порядок, но не таким способом. Сейчас бьют по наиболее социально незащищенным слоям населения. Показывая силу, бьют по «маленьким» – по детям, по мамам, по неполным семьям, тем, кто купил бюджетное жилье. Потому что в этих домах действительно бюджетное жилье. И где были следственный комитет с прокуратурой – неизвестно».

 

Фото: Фото с сайта Gorodkirov.ru, видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter