СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Жилье оформят с турбоускорением

Поделиться

Сделки с недвижимостью в России в скором времени можно будет совершать оперативнее. Нотариусы, страховые и кредитные организации самостоятельно смогут получать сведения из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой законопроект депутаты Госдумы приняли в первом чтении.

Сегодня, прежде чем обратиться к нотариусам или в страховые и кредитные организации для совершения сделок с недвижимостью, россияне должны сначала запросить необходимые сведения из ЕГРП. Если же новый закон вступит в силу, соответствующие ведомства смогут самостоятельно запрашивать необходимую информацию, включая кадастровый паспорт. Получать сведения о недвижимости клиента специалисты будут в электронном виде. Авторы инициативы считают, что благодаря новому механизму сделки с жильем для граждан будут оформляться быстрее.

Кроме того, многие граждане вынуждены обращаться к посредникам, которые помогают им собрать все документы для сделки из Росреестра за определенную плату. Если механизм получения нотариусом необходимых и исчерпывающих ответов на запросы будет отлажен, это позволит экономить гражданам не только время, но и деньги.

Сегодня Федеральный закон №379-ФЗ уже позволяет через нотариуса оформить ускоренную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – по принципу одного окна. По заявлению гражданина нотариус формирует, проверяет и самостоятельно представляет весь пакет документов в территориальный орган Росреестра.

По словам юриста, председателя совета общественной организации «Правосознание» Алексея Бабина, нововведение действительно может быть полезным. Как минимум это облегчит людям процесс сбора документов. «Главное, чтобы новый закон не отменял тех прав граждан, которые есть у них сейчас. У людей должен оставаться выбор: запрашивать документы самостоятельно или обращаться для этих целей к нотариусам, страховым компаниям или банкам», – отмечает Алексей Бабин.

Собеседник также выражает опасение, что из-за нового механизма запроса и сбора документов может увеличиться сумма сборов или пошлин. Ведь на страховые, нотариальные и банковские органы будут возложены дополнительные обязательства. Процедура обращения в Россреестр, пусть и через электронный документооборот, занимает какое-то время у специалистов, а любая работа должна оплачиваться. «Возможно, что собрать все документы будет дешевле, хоть на это и придется потратить чуть больше времени», – говорит спикер.

По мнению эксперта, есть еще один нюанс, который стоит учесть: «Нет ничего надежнее оригинала документа с подписью и синей печатью. Безусловно, получать документы в электронном виде удобнее и оперативнее. Но если вдруг потребуется через какое-то время доказывать, что вы добросовестный приобретатель жилья, вам необходимы именно оригиналы всех документов из Росреестра. Их рекомендуется хранить несколько лет после совершения сделки».

Согласно данным Росреестра РФ, в стране ежегодно регистрируется более 25,5 миллиона прав, сделок, ограничений и обременений на недвижимость.

В оперативности нового механизма тоже есть сомнения. Ведь электронный документооборот между нотариусами и Росреестром существует и сейчас. Из ЕГРП специалисты могут запросить информацию о регистрации прав на недвижимое имущество, получить сведения об отсутствии арестов и запрещений, справки о содержании правоустанавливающих документов.

Но на получение такой информации у нотариусов уходит от трех до пяти дней. Некоторые данные возможно получить в течение двух и более недель. Например, если это справки о содержании правоустанавливающих документов. Выходит, что несмотря на старания депутатов процесс взаимодействия нотариусов и Росреестра сложно назвать быстрым. Если закон будет принят, то на его обкатку тоже уйдет какое-то время. Только после этого с уверенностью можно будет сказать, ускорит он процесс покупки недвижимости или нет.

Для ускорения процесса сборов документов российские власти предлагают еще одно новшество. Регистрация прав на недвижимость и внесение объектов в государственный кадастр скоро будет единой процедурой. Новое ведомство будет носить название Единый государственный реестр объектов недвижимости, или сокращенно ЕГРОН. Запустить его планируют с января 2017 года, как утверждает глава Росреестра РФ Игорь Васильев.

Руководитель ведомства поясняет, что объединение этих двух процессов значительно сократит сроки регистрации и повысит качество госуслуг в целом. Так, новоиспеченному владельцу недвижимости не придется подавать два отдельных заявления – в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в Государственный кадастр недвижимости. ЕГРОН будет включать максимальный перечень сведений о каждом объекте российской недвижимости, его собственниках, правах, сделках и ограничениях прав. Таким образом в стране будет создана единая база недвижимости.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter