СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Сохранить то, что осталось

Поделиться

Я хочу привести замечательную цитату Виктора Петровича Гепфнера, председателя областного комитета культуры, взятую из одного подписанного им отчета: «Информирование населения об объектах культурного наследия во всем их многообразии является необходимым условием формирования единого культурного пространства страны, повышения культурного уровня и привлечения внимания граждан к проблемам сохранения национального достояния, его изучения и поддержки».

Красивая фраза, не так ли? И очень актуальная, учитывая, что проблемами сохранения национального достояния и информированием об этом занимается именно население, но никак не орган власти, отвечающий за эту сохранность.

Почти месяц назад, 19 июня, на портале V1.ru была опубликована моя статья «Беспамятство», вызвавшая реакцию, которую я, честно говоря, и не ожидал. Первой отреагировала областная прокуратура, устроившая проверку по всем упомянутым в статье объектам культурного наследия. Нам с Галиной Шипиловой сообщили об этом сами работники комитета культуры, когда мы удивились несколько странной реакции на наше там появление. Еще не зная о прокурорской проверке, я обратился через личные сообщения в соцсетях к десяти депутатам областной и городской дум – председателям и заместителям профильных комитетов. К счастью, двое из десяти – областные депутаты Николай Лукьяненко и Татьяна Цыбизова – откликнулись, и уже через несколько дней мы беседовали о состоянии исторической памяти нашего города в кабинете Татьяны Игоревны.

И вот на днях в областной думе состоялся круглый стол по вопросам сохранности объектов культурного наследия с участием депутатов, чиновников, прокуратуры и представителей общественности, которые, собственно, и были инициаторами публичного обсуждения той катастрофической ситуации, которая сложилась в деле охраны исторических памятников.

Сказать, что комитет культуры не владеет ситуацией в деле сохранности нашей истории – не сказать ничего. За два последних года, 2013-й и 2014-й, были оформлены лишь две охранные зоны из 1263, это данные из официального отчета комитета культуры. Чем чревата для города такая нерасторопность, можно увидеть на примере ансамбля спорткомплекса стадиона «Динамо» 1954 года постройки, архитектор Изабелла Арутюнова, внесен в реестр объектов культурного наследия под №359, охраняется государством. Это треугольник, ограниченный улицами Новороссийской, Кубанской и Михаила Балонина, внутри которого уже построили две жилые многоэтажки и сейчас планируют строительство третьей.

С охранными зонами в Волгограде вообще беда. Их всего семь, и либо работы по их установлению ведут сами собственники, как в случае с Госбанком, чтобы у городских властей не было соблазна что-либо построить на этой территории, либо устанавливаются для тех мест, где такое строительство в принципе невозможно, как в случае с недавно установленной зоной охраны памятнику Владимиру Ленину на Волго-Донском судоходном канале. Но там, где хоть малейшим образом затрагиваются интересы бизнеса, охранные зоны не принимаются даже в случае вынесения судебных решений. Очень показателен пример центральной набережной Волгограда. 9 марта 2011 года суд признал незаконным бездействие комитета культуры и обязал разработать и утвердить проект зоны охраны в срок не позднее одного года. 6 июня 2012 года зона была разработана и утверждена. Через 12 дней, 28 июня 2012 года, ее уже отменили. Официальная причина отмены: нарушает права неопределенного круга лиц. Думаю, более точно отражает сегодняшнюю действительность следующая формулировка: «Охранная зона центральной набережной ущемляет права на вседозволенность вполне определенного круга лиц». И в декабре 2012 года была принята и утверждена уже не зона охраны, а зона регулируемой застройки, причем урезанная от первоначальной в три раза. Любопытно, что у этого официально утвержденного проекта нет официального автора.

Из выступления представителей комитета культуры на круглом столе мы узнали также, что не проводится и мониторинг состояния объектов культурного наследия. Более того, в комитете культуры не знают, в чьей собственности находятся исторические здания. Неудивительно, что эти здания горят, разрушаются, их попросту сносят, но орган, ответственный за их сохранность, узнает об этом лишь во время инициированной общественностью прокурорской проверки.

Одна из причин отсутствия мониторинга, как нам сказали, нехватка людей. Здесь я могу сказать, не кривя душой: врут. Чтобы объехать все семьдесят пять исторических зданий Ворошиловского района, увидеть все их визуально и сфотографировать с разных ракурсов 20 из них, мне понадобилось полтора рабочих дня.

Еще одна причина – недостаточное финансирование. Но хотелось бы услышать ответ на вопросы: насколько рационально используются выделенные бюджетные средства, и почему не используется право, данное областным законом об охране объектов культурного наследия, на установление временных зон охраны.

На круглом столе было решено продолжить работу, но уже в рамках комитетов и комиссий областной думы и, главное, в тесном сотрудничестве с общественностью. Как это будет происходить на практике, покажет время, но уже сейчас видно, что работы здесь – непочатый край. Нам удалось пробить стену молчания, надеюсь, удастся и сохранить то малое, что осталось.

Валерий Котельников, член общественного движения «За сохранение культурного наследия», гражданин
Фото: Фото из архива редакции

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter