СЕЙЧАС +11°С
Все новости
Все новости

Макаров vs Шкода: «Пойма Царицы: застройка или парк»

Поделиться

Теоретическая дискуссия о судьбе поймы реки Царицы, разделяющей Центральный и Ворошиловский район Волгограда, состоялась между доктором философских наук, профессором кафедры философии ВолГУ Андреем Макаровым и кандидатом экономических наук, известным волгоградским краеведом Романом Шкодой.

Умирающему городу парки уже не помогут

Тезис о невозможность сохранять заброшенную пойму реки Царица в расчете на будущий парковый комплекс с аквапарками, бассейнами, искусственными водоемами и дельфинариями выдвинул известный волгоградский краевед Роман Шкода.

«Волгоград – беднейший город среди всех городов-миллионников в России, и строительство огромных рекреационных зон с аквапарками и дельфинариями ему просто не по карману, – приводит основной аргумент в защиту своей точки зрения господин Шкода. – И так будет не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия. Застройка же снимет проблему огромного оврага в центре города, при этом она может предполагать наличие ограниченной озелененной зоны».

По мнению краеведа, тезис «превратим пойму Царицы в парк» только звучит красиво и привлекательно. Но на самом деле авторы подобных инициатив не вполне осознают масштабы задачи, которую они пытаются поставить перед городом. Тем более что именно на город будет возложена реализация этой задачи, а не на весьма прижимистые в плане общественных инициатив коммерческие структуры.

«Пойма Царицы только в поперечнике более чем в два раза больше волгоградского ЦПКиО, частично облагородить который удалось губернатору Волгоградской области Сергею Боженову лишь с привлечением азербайджанских партнеров, – говорит Роман Шкода. – А по общей площади пойма Царицы больше ЦПКиО примерно в пять раз. Любые предложения застроить ее ежегодно предлагаемыми дельфинариями и аквапарками – заведомо провальные идеи, лишь консервирующие имеющуюся проблему. В результате при всей внешней красоте проектов и желании иметь огромный парк волгоградцы получают громадный криминализированный пустырь в ста метрах от администрации Волгограда и администрации Волгоградской области».

По мнению господина Шкоды, и горожанам, и чиновниками давно пора признать невозможность в ближайшие 30 лет превратить территории поймы реки Царица в парковый комплекс и отдать ее под застройку.

«Волгоград – умирающий и депрессивный город. Город, который покидает бизнес и в котором не реализуются никакие глобальные проекты, способные вытянуть его на другой уровень, – заявил Роман Шкода. – У нас есть ЦПКиО, маленький кусочек которого сделан лишь благодаря Сергею Боженову и друзьям из Баку. Из федерального бюджета поддерживаются на достойном уровне Мамаев курган и музей-панорама «Сталинградская битва». Но нет прецедента, чтобы федеральный бюджет профинансировал аквапарк, дельфинарий или проект создания искусственной реки на месте пустыря. Максимум Волгограду построят стадион к чемпионату мира. И все.

Застройка спасет мир. Или пойму Царицы

Роман Шкода уверен: если Волгограду нужен толчок в своем развитии, то именно пойма реки Царица, отданная под комплексную высотную застройку, сможет вернуть назад городу ушедший бизнес, давно обещанные инвестиции и место приложения свободных рабочих рук.

«Этот проект должен стать аналогом постройки трамвая в Царицыне в 19 веке, – рассуждает роман Шкода. – Когда начали строить трамвайное сообщение, то создали огромное инфраструктурное решение для города, привлекли частные инвестиции и средства, рабочие руки. Царицын сделал решительный рывок вперед в своем развитии. Теперь этот рывок необходимо повторить».

По мнению краеведа, реализация подобного проекта требует очень большой подготовки, и речь не идет о застройке поймы микрорайонами типовых девяти- или двенадцатиэтажных «коробок».

«Предлагаю не делать в пойме нечто страшное и лепить одно на другое, а вполне рационально подойти к планированию территорий, – считает господин Шкода. – Представьте, что Волгоград – это корабль, который сел на мель, и своими винтами он с этой мели не сорвется. Необходимо, чтобы кто-то его столкнул, и это может произойти только благодаря крупным проектам. Застройка предполагает наличие дорог. Дорога может быть протянута сквозь пойму от набережной, например, связав центр со Второй и Третьей Продольными магистралями, сплошной трассой без пробок и без светофоров, также станет огромным инфраструктурным прорывом. Кроме того, это откроет много новых, совершенно неосвоенных территорий. Волгоград сейчас захлебывается от автотранспорта и без сложных инфраструктурных транспортных решений просто задохнется в ближайшие 10–20 лет. Пойма Царицы может быть использована как инструмент для решения этих проблем. Застройка поймы Царицы современными высотными зданиями придаст городу в пределах центра новый технологичный облик, при этом не затронет сложившуюся историческую компоновку, а совместно с дорогой они станут как раз тем самым сложным инфраструктурным комплексом, который позволит вывести Волгоград из существующей зацикленности на центр города. В то же время застройка будет производиться на средства инвесторов и городу не будет стоить каких-то существенных расходов».

Будущему Волгограду нужен парк

По мнению доктора философских наук Андрея Макарова, перспектива отдать пойму даже под самую «прорывную» для экономики Волгограда застройку еще более опасна для города, чем ее нынешнее «зарезервированное» состояние.

«Я категорически не согласен, что Волгоград – это бессильный город, – заявляет известный волгоградский философ, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров. – Волгоград не слабый город, а во многом обессиленный. В нем нет ресурсов. Нет людей, которые могли бы вложить деньги в социальный проект. Или нет организаторов, которые могли бы таких людей найти и привлечь. Точно такая же бедность в Волгограде и на кадровые ресурсы. Где те архитекторы, где тот хоть минимально ответственный строительный бизнес, который способен в случае отдачи ему поймы под застройку не сделать из нее страшного места?»

Господин Макаров выразил уверенность, что достаточно сравнить работы и проекты довоенных и послевоенных архитекторов Сталинграда с так называемыми современными архитекторами.

«Это даже не разница. Это небо и земля! Это с одной стороны архитектура и какой-то убогий дизайн с другой, – считает Андрей Макаров, – Все, что строится в Волгограде после 80-х годов, невозможно назвать иным словом, кроме «убожество». Да, город не имеет ресурсов. Но прежде всего он не имеет ресурсов ответственного строительного и архитектурного сообщества.

Да, Волгограду нужны большие проекты. Но дальше в словах господина Шкоды начинается лукавство. Кусты поймы Царицы – это якобы проблема. А кусты Кировского района – это не проблема Волгограда? «Большой проект, который сдвинет город» – но почему он должен быть только применительно к застройке в центре? Оказывается, что-либо можно сдвинуть в Волгограде, только влезая в центр с коммерчески выгодным проектом. Я уверен, что тот, кто не будет вкладываться в благоустройство города, просто снимет сливки и не более.

Да, Волгограду нужен большой проект. Но я бы наложил вето на большие проекты в центре города, тем самым просто защищая историческую справедливость. Волгоград – это не центр города. Поэтому, пожалуйста, стройте, развивайте производство, жилища, парки за рамками границ ТЮЗ – гидромелиоративный техникум – дополотновская часть –центральная набережная.

Волгограду для того, чтобы сдвинуться, нужны не только и не столько деньги. Нужно вернуть доверие волгоградцев, включая деловых людей и элиту города. Любые точечные застройки в центре города это доверие подрывают. Да, мы бедные. Но мы не должны от этой бедности быть готовы нести на базар фамильные ценности, продавая последние участки исторического города. Поэтому пойму реки Царица необходимо зарезервировать до ближайшей возможности и, неважно, когда она наступит, исключительно для парковой зоны».

Временное, ставшее вечным

Господин Шкода не только не согласился с навязываемой ему ролью противника парков, но и выразил глубокое сомнение в необходимости «резервирования до лучших времен».

« Я не являюсь противником парков. Я не хочу украсть у детей праздник и в душе искренне считаю, что парки – это замечательно, – говорит Роман Шкода. – Но речь идет конкретно о пойме реки Царица и ее дальнейшей роли в жизни города. По моему мнению, нет в Центральном районе острой потребности в парках. Есть Горсад, есть очень протяженная парковая зона от ресторана «Маяк» до музея-панорамы «Сталинградская битва». В Центральном районе – старая советская планировка, там с парками пока все нормально.

Волгоградцам можно мечтать о дельфинарии, но в нынешнем городе вряд ли кто-то вложит большие средства в его строительство. Волгоград не Гонконг, и найти инвестора, готового превратить пойму реки Царица в Диснейленд, который, кстати, вполне сравним с ней по площади, невозможно. Разве что выходец из Волгограда неожиданно окажется родственником основателя компании Apple и его единственным наследником. Но в такой счастливый для города поворот судьбы я не верю».

Категорически не согласен волгоградский краевед и с предложением философа о резервации поймы «до лучших времен».

«У слова «резервировать» есть одна проблема – ничто так не постоянно, как временное, – сетует Роман Шкода. – Знаменитая наша затрибунная часть площади Павших Борцов зарезервирована еще с 1944 года под строительство большого здания Дома советов. Крайне высоки шансы, что и наши правнуки увидят эту затрибунную часть все еще зарезервированной. То же самое будет происходить и с поймой Царицы ровно до тех пор, пока мы не найдем в себе силы и не отважимся что-то с ней сделать».

В свою очередь господин Макаров выразил глубокое сомнение в целесообразности называть имеющиеся в Волгограде озелененные территории именно парками и заявил о необходимости каждого современного человека достигать единения с природой.

«Человек на 80% – это природа. И ему нужно природное соответствие, – уверен господин Макаров. – Настоящий парк – это место, в котором вы не сталкиваетесь с цивилизацией. Вы не слышите в нем шума автомобилей, вы находитесь в нем без выхлопных газов, без вида на безобразные здания, которыми в последние десятилетия покрывается Волгоград. Парк – это место, где нет присутствия технической цивилизации. А то, что сейчас пытаются называть в Волгограде парками, на самом деле не более чем городские скверы. Даже скверов в городе сейчас недостаточно, а вот парков нет вообще. И если парк не нужен бизнесменам, то он нужен горожанам. Можно и нужно пожертвовать интересами бизнеса, но нельзя жертвовать интересами миллиона жителей города. И если кому-то не нравится слово "резервирование", то мне было бы симпатично начать закладку парка в пойме Царицы хоть завтра. Но пока в Волгограде царят настроения массовой застройки последних коммерчески привлекательных участков центра, это нереалистично».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter