СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Дома-памятники нужно охранять от жителей

Здания Волгограда, имеющие архитектурную и историческую ценность, в процессе человеческой жизнедеятельности меняют облик

В Волгограде более 300 памятников архитектуры и градостроительства. Как и кем они охраняются и от кого их нужно охранять?

Здания Волгограда, имеющие архитектурную и историческую ценность, в процессе человеческой жизнедеятельности меняют облик. Чаще всего фасады таких домов портят сплит-системами, пластиковыми окнами и дверями, остеклением балконов, рекламой. Какие нормативные акты регулируют деятельность человека по отношению к внешнему облику зданий, имеющих ценность? В столице, к примеру, есть постановление «О мерах по формированию и сохранению художественного облика Москвы». А как в Волгограде? На этот вопрос 34metra.ru отвечают руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов в ЮФО Сергей Сена и начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия комитета по культуре администрации Волгоградской области Александр Ситников.

«Вся деятельность на памятниках истории и культуры, в общем виде именуемая «сохранение объектов культурного наследия», является делом государственным и регламентируется федеральным законодательством, – говорит Сергей Сена. – А именно законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлениями правительства РФ, приказами министерства культуры и Росохранкультуры.

А также региональным законодательством: законами Волгоградской области от 01.07.2009 года №1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области», от 14.07.2008 года №1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области». Волгоград, который в отличие от Москвы не является субъектом Российской Федерации, может только «встраиваться» в федеральное и областное законодательство и, естественно, подчиняется ему».

Если есть закон, охраняющий облик зданий – значит, он в чем-то должен ограничивать собственников охраняемой недвижимости. Могут ли они без оглядки остеклять балконы, выводить наружу коробки сплит-систем?

«Юридическая конструкция охраны памятников истории и культуры, среди которых наиболее заметными являются памятники архитектуры, такова, что помимо базового закона, о котором было сказано выше, существуют и уточняющие его постановления правительства России, приказы министерства культуры и федеральной службы – Росохранкультуры, – отвечает Сергей Сена.

Помимо общих требований и регламентов, распространяющихся на все без исключения объекты культурного наследия, существуют и специфические требования по их сохранению, которые относятся к отдельно взятому памятнику. Перечисляются такие требования в охранных обязательствах, которые собственники объектов культурного наследия «выдают» государственному органу, «специально уполномоченному в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны» на территории Волгоградской области. Таким специально уполномоченным органом является комитет по культуре администрации Волгоградской области. То есть владеть объектами культурного наследия может кто угодно, а вот условия сохранения и использования, также, что очень важно, ответственность за различного рода нарушения устанавливает государство.

В охранных обязательствах специалистами с учетом экспертных мнений прописывается так называемый «предмет охраны» – перечень того, что мы в данном памятнике ценим, «любим» и, соответственно, охраняем. Для объектов разной ценности те же окна могут охраняться целиком, то есть в «авторском» виде: материал, расстекловка, цвет, или только в одном из аспектов, например, расстекловочная схема. При этом, к примеру, материал из которого сделано окно, при условии, что оно выглядит так же, как и первоначальное, не будет иметь значения.

А вот застекление балконов, установка на фасадах наружных блоков сплит-систем юридически не допустимы. И получается, что граждане, сделавшие это, подпадают под действие 243 статьи Уголовного кодекса РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». То есть бабушки и дедушки, застеклившие свой балкон в здании, памятнике архитектуры, являются уголовными преступниками».

В своем ответе представитель комитета по культуре не так категоричен.

«В соответствии с федеральным законодательством объект культуры должен сохраняться в неизменном виде, – комментирует Александр Ситников. – Проблема это острая и требует решения. Специфика нашего климата: жаркое лето, ветреная погода, зимние морозы. В связи с чем сложно обходиться без сплит-систем, без дополнительного остекления. Поэтому решать ее нужно комплексно. Если принято решение об остеклении или установке сплит-системы, должен составляться проект. Думаю, в итоге нужно приходить к тому, чтобы сплит-системы были закрыты специальными экранами, с тем чтобы изменение архитектурного облика при этой вынужденной мере было минимальным.

Наше управление создано год назад, поэтому к этой проблеме мы будем приступать в ближайшее время».

– По каким критериям здание зачисляется в ряд объектов историко-культурного наследия? Сколько объектов включено в подобный перечень Волгоградской области?

«Конечно, существует целая процедура, согласно которой объект может быть признан памятником истории и культуры, – говорит Сергей Сена. – И прописана она в уже упомянутом ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Однако на территории Волгоградской области и, соответственно, Волгограда последним крупным документом, согласно которому здания и сооружения были поставлены на государственную охрану как памятники истории, архитектуры, градостроительства и археологии, было постановление Волгоградской областной думы №62/706 от 5 июня 1997 года. И правила постановки на охрану тогда были несколько иными – они описывались законом РСФСР 1978 года. Кроме указанного постановления Волгоградской областной думы в разные годы, начиная с 1960, выпускались постановления Совета министров РСФСР, постановления волгоградского облисполкома, которые ставили на государственную охрану отдельные объекты или группы объектов. Все они и по сей день обладают соответствующим статусом, лишить которого, независимо от того каким документом, кто и когда ставил объект на охрану, может только правительство Российской Федерации.

Если говорить о количестве объектов культурного наследия на территории Волгограда, то их точный учет ведет управление государственной охраны объектов культурного наследия Комитета по культуре администрации Волгоградской области. Но, например, только памятников архитектуры и градостроительства в Волгограде – 303, причем, отдельных объектов, зданий и сооружений, значительно больше, поскольку, например, за одной строчкой «Ансамбль Аллеи Героев» скрывается пять зданий – пять адресов. Вот и выходит, что на государственной охране только в номинации «архитектура и градостроительство» состоит около 500 объектов, а с учетом памятников истории, фиксирующих событие, произошедшее в том или ином здании, их количество достигает 600. Но еще раз подчеркиваю, что точный учет ведут специалисты областного комитета по культуре.

«2646 памятников истории культуры регионального значения поставлены на государственную охрану в соответствии с постановлением Волгоградской областной думы, – комментирует Александр Ситников. – Это объекты, обладающие культурной ценностью для региона, муниципалитета или страны. Есть еще одна категория – это объекты всемирного наследия и особо ценные объекты культурного наследия РФ. 40 лет требуется для того, чтобы объект мог быть признан объектом культурного значения. Это требование не распространяется лишь на здания и сооружения, связанные с известными личностями».

Кто должен следить за сохранностью охраняемых зданий, контролировать изменения, которые с ними происходят? И были ли судебные разбирательства по этому поводу.

«Управление государственной охраны объектов культурного наследия комитета по культуре администрации Волгоградской области как раз и является контролирующим органом, в обязанность которого входит учет, контроль и выявление нарушений в сфере сохранения объектов культурного наследия. Раз в пять лет в соответствии с законодательством мы осуществляем контроль за сохранением памятников, – говорит Александр Ситников. – С целью принятия мер по его сохранению, побуждению собственника к тому, чтобы он осуществил действия, связанные с ремонтом, реставрацией, консервацией. Органы внутренних дел, прокуратура также осуществляют подобный контроль.

Судебная практика пока не большая. К примеру, здание по улице Клинской – купеческий особняк, был приобретен частным лицом. В результате ненадлежащего использования произошло возгорание, в результате чего был нанесен ущерб памятнику. Мы подали в суд, к сожалению две инстанции нам не удалось выиграть, тем не менее мы руки не складываем. Будем добиваться того, чтобы побудить собственника воссоздать памятник культурного наследия.

Это пример негативный. Есть и абсолютно правильные решения, когда владелец с пониманием относится к тому, что в собственности находится не просто здание, а здание, имеющее историко-культурную ценность. Как пример – улица Волгодонская, 7. Собственники, которым нужно здание для офиса, действуют строго в соответствии с законодательством и разработали проект, который прошел экспертизу. Через год, думаю, мы сможем увидеть воссозданное здание. Таким, каким оно было на рубеже 19-20 веков. Большая работа проводится на углу улиц Советской и Комсомольской, в доме братьев Серебряковых. Здание планируется использовать под банковский офис.

Даже собственник квартиры должен иметь проект. Для этого нужно обратиться к специалистам, имеющим лицензию, которая выдается Росохранкультурой, и разработать проект, связанный, например, с установкой сплит-системы на фасаде здания, так как фасад является частью охраняемого здания. С тем чтобы уже в дальнейшем не разрушить архитектурные элементы памятника.

Росохранкультура имеет официальный сайт, где есть информация обо всех организациях РФ, имеющих лицензии. На территории Волгоградской области таких организация немного, всего четыре».

«Примеров условно «неиспорченных» памятников истории и культуры – единицы, – говорит Сергей Сена. – К ним можно отнести здания мемориально-исторического музея на Привокзальной площади (бывший особняк Репниковой), административного здания «ЛУКойл-Волгограднефтегаз» на Комсомольской улице, бывший дом мещанина Самохвалова по улице Порт-Саида, 9а и ряд других. Практически все памятники архитектуры – жилые многоквартирные дома – испорчены. Некоторые из них удается чуть-чуть подправить в процессе проведения капитального ремонта за средства Федерального фонда реформирования ЖКХ, но это – полумеры. Все упирается в менталитет жителей, которые ни за что не хотят расставаться со своими «курятниками» выстроенными на балконах и лоджиях».

Остекление балконов порой меркнет перед рекламными конструкциями и входными группами, зазывающими на первые этажи. Каким образом бороться с подобным варварством?

В ответе на этот вопрос Сергей Сена снова более категоричен.

«Одной из проблем в деле сохранения исторического облика зданий Волгограда является наружная реклама, которая федеральным законодательством на объектах культурного наследия запрещена, – говорит архитектор. – Единственно, что не следует путать рекламу и информационные вывески, без которых ориентироваться в городском пространстве было бы затруднительно. Здесь успехи за последние два года заметнее: демонтировано множество незаконной, и мешающей увидеть архитектуру, рекламы. Новые вывески проходят обязательную процедуру экспертизы и согласования. И если кто и «проскочил», то, не сомневайтесь, «кара будет неотвратима».

«Проблема сталинской застройки, все первые этажи – это жилые площади, – отвечает Александр Ситников. – Классический пример, когда первый этаж здания отводится под общественные помещения: места питания, офисы, магазины. У нас же таких домов очень мало: в то время максимально старались обеспечивать жильем. Законодательство, с одной стороны, позволяет переводить жилые этажи в нежилые, с другой, говорит, что облик должен оставаться неизменным. Возникает дилемма. Объект общественного пользования должен иметь два выхода. Это была квартира, соответственно выход планировался один. Происходит прорубание проемов и устройство входных групп.

Есть помещения, приспособление которых происходило с разработкой проектов и проведением работ лицензированными организациями. И здесь видно минимальное воздействие на памятник. Это простые лестницы, которые служат лишь функциональным целям, а не для того, чтобы подчеркнуть статус магазина, ресторана или офиса. Конфигурация, планировка и восприятие здания не меняются.

А есть входные группы помимо крупногабаритных лестниц имеющие рекламные конструкции, закрывающие часть фасада. Это, в основном, проблема культуры собственника. Рекламой должны быть задействованы только оконные группы, без выхода на фасады здания».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter