СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Высотки: от Царицына до Волгограда

Окинув взглядом историю мирового и отечественного градостроительства, можно обратить внимание на то, что человек, создавая свои города, удовлетворял не только утилитарные потребности, возводя города-крепости или торговые посады, но и стремился каким-либо

Поделиться

Окинув взглядом историю мирового и отечественного градостроительства, можно обратить внимание на то, что человек, создавая свои города, удовлетворял не только утилитарные потребности, возводя города-крепости или торговые посады, но и стремился каким-либо образом сделать их образ запоминающимся. Важную роль в этом играло использование сочетания низких и высотных зданий. Сегодняшние «Городские истории» расскажут о высотных зданиях, или доминантах, Царицына, Сталинграда и Волгограда.

«Мы начнем рассказ с одного из любимых мест «Городских историй» – просторного устья нынешней Советской, бывшей Астраханской улицы, рядом с поймой Царицы, – говорит руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Когда-то это была главная продольная улица Царицынской крепости, которая с одной стороны имела такую мощную преграду, как Волга, менее мощную, но тем не менее тоже значительную преграду в виде поймы Царицы и оврагов, которые окружали ее с севера и запада. Вся эта система создала условия для того, чтобы на этом своеобразном пятаке не только построить крепость, но и создать запоминающийся по своему силуэту город. И этому способствовал достаточно стандартный для того времени набор зданий и сооружений».

Поделиться

Помимо крепостных башен высотками тогда были еще и храмы. Известно три основных царицынских храма – Троицкий, Успенский и храм Иоанна Предтечи, из которых по существу только последний в воссозданном виде дошел до нашего времени. Эти храмы были теми самыми доминантами, купола которых виднелись за много верст вверх и вниз по течению Волги, да и прекрасно просматривались со стороны степи.

«Шло время, город рос, и XIX век уже создал новую систему высоток, новую систему доминант, большинство из которых, опять-таки к сожалению, до нас не дошли, – рассказывает господин Сена. – Конечно, это опять же храмы, культовые сооружения, причем построенные в разных стилях. Это и классицистические здания Покровской церкви, которая располагалась практически на месте нынешнего рынка, и Скорбященская церковь в нынешнем Комсомольском саду. Это целый ряд храмов, которые возникали уже в конце XIX – начале XX века, – Сергиевский храм, который, как бы мы сегодня сказали, располагался в заполотновской части Центрального района, сохранившаяся Казанская церковь, тогда выполнявшая роль кладбищенской церкви и стоявшая в окружении малоэтажной деревянной застройки, и еще целый ряд храмов.

Поделиться

На протяжении XIX века система высотных ориентиров значительно развилась. Появилось еще множество зданий в конце века. Это пожарные части, которые, естественно, выделялись тем, что центральными высотками были башни для пожарного дозора – то есть так называемые пожарные каланчи. Сравнительно недавно была отреставрирована одна из них, пожарная каланча первой пожарной части. Сохраняется до сегодняшнего дня и каланча второй пожарной части зацарицынской части города».

Все эти высотки были отлично видны около ста лет назад. Но город действительно поднимает этажи, и его высотные здания уже стали не столь заметны. Надо сказать, что сильный толчок к созданию нового силуэта был сделан в послевоенные годы. Здесь прослеживается интересная эволюция: если в XVII-XVIII веках силуэтом обладал непосредственно город в целом, а в XIX веке его отдельные районы фиксировались крупными высотными объектами, то в 20 веке, в так называемую сталинскую эпоху и особенно после Великой Отечественной войны, этими высотками стали закрепляться пересечения улиц.

Поделиться

Одним из примеров тому может стать знаменитое здание, которое среди архитекторов называется масляевской башней, построенное в 1949 году по проекту известнейшего архитектора Вадима Масляева. При рассмотрении периода послевоенного становления до конца 1950-х годов можно насчитать множество подобных башен, которые фиксируют или углы, или какие-то знаковые переломные участки. И в первую очередь можно выделить переломные участки Первой Продольной магистрали – это и знаменитое здание в зацарицынской части на улице Рабоче-Крестьянской, 14, и высотка на пересечении проспекта Металлургов и проспекта Ленина.

В подсознании у горожан зачастую Первая Продольная прямая, как стрела, но на самом деле это достаточно извилистая линия, и задачей архитекторов было расположить высотки таким образом, чтобы они фиксировали каждый угол и каждый переломный момент. И надо сказать, что традиция, которая сформировалась в первые послевоенные годы, была подхвачена волгоградскими архитекторами и в 1960-1970 годы.

«Потом пришло новое время, 1990-е годы, а затем и XXI век. Появились новые высотные здания, которые стали активно формировать новый силуэт нового века, – продолжает реставратор. – В разные годы высотные здания в Царицыне, Сталинграде, Волгограде выполняли разные функции. Сегодня высотка – это скорее примета нового времени, когда стоимость земли стала весьма значительной и нужно более интенсивно использовать земельные участки. Как не стремиться вверх? И тем не менее сугубо архитектурное значение остается за высотными зданиями. Именно они определяют облик нашего города, играют роль ориентиров и запоминаются гостям города».

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter