Сегодня в пойме реки Царица вВорошиловском районе Волгоградаоткрывается новый бизнес-центр «Дельта»– первый проект офисной недвижимости,реализованный торгово-промышленнойгруппой «БИС». До последнего временистроительные амбиции компанииограничивались жилыми домами, но свойсамый масштабный проект торгово-промышленнаягруппа позиционирует как бизнес-центркласса «В+». С открытием «Дельты»территория волгоградских офисовприрастет еще на 7000 квадратных метровофисных площадей.
Как сообщили 34-metra.ru в ТПГ «БИС», своимбудущим арендаторам «Дельта» предлагаеткачественно новый офис. Инженерноенаполнение бизнес-центрапредполагает самые высокотехнологичныедостижения современности: автономноетеплоснабжение, централизованнаясистема кондиционирования и вентиляции,в офисах обеспечен высокоскоростнойдоступ в Интернет, качественная телефония,к зданию есть удобные подъездные путии большая охраняемая парковка. На первомэтаже расположен охраняемый и отапливаемыйкрытый паркинг на 46 автомобилей.Арендаторам предлагается широкий выборофисов различной планировки – какготовых, так и под отделку. Сами офисыимеют свободную планировку – стены иперегородки каждый собственник можетвозвести по собственному желанию,создавая для себя наиболее комфортнуюсреду в помещениях от 30 до 10 000 квадратныхметров. Дополнительный плюс – удобноерасположение вблизи крупной транспортноймагистрали в непосредственной близостик мосту через реку Царица.
И все же для будущих арендаторов всеперечисленные факторы вряд ли станутрешающими. Окончательный выбор чащевсего делается в пользу предложений снаиболее выгодным соотношением цена –качество, и заполняемость здания будетнапрямую зависеть от того, насколькоинтересным будет в этом плане предложениезастройщика.
Оценивая перспективы в плане аренды, заместитель генерального директора бизнес-центра «Дельта» Александр Емельянов пояснил34metra.ru, что в категориюбизнес-центров классов«А» и «В+» в Волгограде сегодня попадаютлишь два здания – недавно открывшийсяPremier Buildingи «Дельта». На их долю в суммарном объемеофисного пространства Волгограда онотводит 6-7%. И востребованность офисовтакого уровня, по его словам, будетнапрямую зависеть от экономическойсоставляющей или от успешности малогои среднего бизнеса, на представителейкоторого и ориентированы подобныепроекты. В планах девелоперов –обеспечить к концу этого года35-40-процентную заполняемость офисов, втечение года выйти на цифру 80-90%.
Насколько реальны эти перспективы, икак повлияет появление нового операторана среднерыночные цены? Ответ на этотвопрос мы узнаем лишь со временем,поскольку только за последние два годауже произошел серьезный ценовой сдвигарендных ставок в секторе офиснойнедвижимости. Так, еще в начале прошлогогода, согласно данным компании MACON RealtyGroup, средняя арендная ставка на качественныеофисные помещения класса «В» в Волгоградесоставила 1013 рублей за квадратный метрв месяц.
Однако уже тогда аналитик департаментаинвестиционного консалтинга MACON RealtyGroup Леонид Папалазариди заявил, чтов краткосрочном периоде компанияпрогнозирует снижение арендных ставокпо некоторым, ранее переоцененным,бизнес-центрам Волгограда на 10-12%.Реальность превзошла эти ожидания.Сегодня стоимость аренды в офисах класса«С» составила 450-600 рублей за квадратныйметр в месяц. Сопоставимые ценыпредлагаются и потенциальным арендаторам«Дельты», но уже за помещения класса«В+»: стоимость аренды квадратного метраздесь начинается от 450 рублей в месяц.Комментируя 34metra.ru этуцифру, Александр Емельянов подчеркнул,что невысокая цена – вклад компании вразвитие малого и среднего бизнесаВолгограда, его социальная составляющаяи принципиальная позиция компании.
Однако помимо желания привлечьарендаторов на начальном этапе, у этойпривлекательной цены есть и другоеобъяснение: согласно выводам того жеисследования MACON Realty Group, Волгоград имеетдостаточный уровень предложения, чтобыпокрыть существующий спрос. А это значит,что новым застройщикам, в числе которыхоказались и ТПГ «БИС», будет сложноустанавливать более высокие цены иарендные ставки.
Еще в 2006 году, когда строительствобизнес-центра тольконачиналось, по количеству офисныхплощадей на одного горожанина Волгоградв 2,5-3 раза отставал от своих ближайшихсоседей – Ростова-на-Дону и Краснодара.Более 90% офисных площадей того временисоответствовали классу «С» и былипереоборудованы под офисы из зданийсоветских институтов и заводоуправлений.Из четырех последующих лет двагода пришлись на кризис, и это не моглоне отразиться на рынке офиснойнедвижимости. Часть проектов, начатыхв докризисные годы, так и осталисьнереализованными, часть заморожены попричине потери инвесторов. Крупныеинвесторы, в числе которых оказалась иавстрийская компания Europolis, признали,что были слишком оптимистичны в своихпрогнозах и отказались от финансированиястроительства. Мотивируя свои решения,некоторые эксперты заявляли тогда, чтов Волгограде полностью отсутствуетспрос на офисную недвижимость. Частьэтих прогнозов «Дельта» опровергла ужефактом своего воплощения. Прогнозы наспрос только предстоит проверить.
- Впрочем, игроки, недавно вышедшие на рынок офисной недвижимости города со своими предложениями класса «А», утверждают что спрос на высококачественные площади в Волгограде еще не удовлетворен до конца, и места хватит на всех.
- «Безусловно, Волгоград нуждается в офисных площадях высокого класса, – уверена менеджер по аренде и продажам офисов ООО «Волгоград СИТИ» Диана Суру. – В середине октября будет открыт бизнес-центр класса "А" – "Волгоград СИТИ", и мы с уверенностью можем подтвердить, что есть арендаторы, которые ждут именно нашего предложения, поскольку нуждаются в офисах высокого класса. По нашим прогнозам, к середине следующего года мы выйдем на уровень заполняемости 50%, а к концу следующего года полностью заполним центр арендаторами».
-
- Аналогичного мнения придерживаются и в компании PREMIER BUILDING.
- «Если судить по востребованности площадей класса "А" на примере PREMIER BUILDING, то она достаточно высока, поскольку уже на начало октября мы вышли на 80% заполняемости, – консультант по развитию компании PREMIER BUILDING Андрей Кизилов. – Что же касается судьбы новых объектов офисной недвижимости, то она напрямую зависит от инфраструктуры. К примеру, для наших арендаторов ключевым фактором выбора офисов стала престижность и вопрос поддержания определенного имиджа компании. И цена в этом случае является далеко не главной позицией. Думаю, что в ближайшее время стоимость аренды квадратного метра офисов класса "А" существенно не изменится хотя бы потому, что новым операторам понадобится время для того, чтобы отладить все нюансы».