СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Царицынская пойма

Исторически сложилось так, что Царицын – Сталинград – Волгоград не просто развивался вдоль Волги. Город представлял собой отдельные части, которые друг от друга отделялись достаточно глубокими балками, оврагами, долинами рек...

Поделиться

Поделиться

Исторически сложилось так, что Царицын – Сталинград – Волгоград не просто развивался вдоль Волги. Город представлял собой отдельные части, которые друг от друга отделялись достаточно глубокими балками, оврагами, долинами рек. И надо сказать, что и центр города, который сегодня все воспринимают как два района: Центральный и Ворошиловский – был разделен глубокой поймой реки Царица. Сегодня мы узнаем, действительно ли эти две части были разделены? Для этого вернемся с руководителем отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергеем Сена.

Если мы вернемся на 100-150 лет назад, то увидим абсолютно другую картину. Тогда пойма Царицы не была границей, пустым местом как сейчас. Наоборот, такое впечатление, что вся жизнь которая была в центральной части и Зацарицынском форштадте, как будто скатывалась в долину и приобретала какие-то новые черты. Причем такое впечатление, что на протяжении многих десятилетий XIX века и начала XX века самые разные функции боролись за право присутствовать в пойме Царицы и на ее берегах.

То есть с одной стороны это как бы край центральной (Первой) части Царицына. С другой стороны – это край Второй (зацарицынской) части и, вроде бы, естественным было туда «вытолкнуть» производственную функцию. Так, собственно, и было. Здесь были многочисленные паровые мельницы, маслобойни. Кстати, с конца XIX века сохранилось замечательное краснокирпичное здание, в котором размещается сегодня кондитерская фабрика «Конфил». Чуть поодаль, около нынешнего (нового) Астраханского моста многие производственные здания даже сегодня сохранились. Только мы их не видим, так как они были засыпаны в 1960–1970-е годы. Например, при строительстве кольца скоростного трамвая здание паровой мельницы, руины которого сохранялись до того времени, были использованы в качестве своеобразной подпорной стенки, то есть конструкции, которая укрепляла склон.

Но, при этом, ближе к Волге была масса домиков царицынских купцов, обывателей, ремесленников. Они спускались практически к самой воде. Можно даже сказать, что в конце XIX века сформировался небольшой кусочек Царицынской набережной, состоявший сплошь из жилых домов.

На противоположной стороне, там, где мы сегодня видим здание Дворца пионеров и торгового комплекса «Пирамида», располагались замок промышленника Миллера и знаменитый сад «Конкордия», с его великолепным театром. То есть, фактически, берега обживались самыми разными функциями: и производственной, и жилой, и, как мы сегодня говорим научным языком, рекреационной.

При этом сама долина не была таким мощным препятствием для гужевого транспорта в XIX веке. Помимо старого Астраханского моста, следы которого читаются и сегодня и о которых мы еще поговорим, существовало несколько мест, где можно было пересечь долину Царицы. Одно из них достаточно знаменито тем, что это был один из самых протяженных подъемов города – Кулыгинский взвоз. Он начинался в районе нынешней кондитерской фабрики, спускался вниз и дальше, длинным затяжным подъемом поднимался к месту, где сегодня располагается «желтый дом».

Однако долина Царицы долгое время была преградой для такого прогрессивного вида транспорта, как железная дорога. Волго-Донская железная дорога была открыта в 1862 году. В 1870 из Центральной России пришла Грязе-Царицынская дорога. В начале 1890-х годов строилась Владикавказская ветка Тихорецкой железной дороги. Но соединены они были только на рубеже XIX–XX веков: шел 1898 год, когда был введен в эксплуатацию мост через Царицу. На старых фотографиях мы видим, какое это было грандиозное сооружение. В Царицыне его гордо называли «Виадук». И как многое из того, что было в Царицыне – Сталинграде, мост через Царицу не исчез. Чтобы увидеть, нужно внимательно поискать следы этого прошлого. От железнодорожного моста сохранились береговые устои: правый и левый. Увидев их одновременно можно представить себе размах этого грандиозного сооружения, которое перекинулось в конце XIX века через Царицу.

Поделиться

Посмотрев на долину реки Царица сверху, мы с Сергеем Сена спустились на ее дно, оказавшись как будто в другом мире. И здесь до сих пор, оказывается, можно найти приметы старого Царицына. Например, разрушенное здание, в руинах которого видна красная Царицынская кладка. Интересно, что это здание можно отыскать и на старых Царицынских открытках.

Все, что окружает долину, смотрится отсюда потрясающе. Мы смотрим отсюда, как бы с большой глубины снизу вверх. И пропорции совершенно другие, но самое главное, что та обильная зелень и пение соловьев будто переносят нас совершенно в другое время.

Конечно, сейчас существует немало предложений по поводу того, как должна выглядеть пойма. Но какой бы она ни стала, эта парковая сущность должна оставаться здесь превалирующей. Это зеленый оазис, своеобразные легкие, причем здесь в любое время года есть небольшой ветерок. Это свойство степей, прилегающих к нашему городу, которые ищут выход своему дыханию. Поэтому здесь даже в самый жаркий день по-особенному хорошо.

Долгое время единственной приметой жизни здесь, в пойме реки Царица, была детская железная дорога. Она привнесла элемент жизни в этот затерянный мир. Много было попыток, уже после войны, дать этому месту жизнь. Если мы посмотрим на творение Ефима Иосифовича Левитана, бывший Дворец пионеров (ныне ГДЮЦ), то от него лестницы спускались и спускаются в пойму и, вдруг, обрываются, так и не достигнув дна. В другой части поймы об этих попытках напоминает уже руинированное здание «Комплекса по обучению детей плаванию». Такое достаточно сложное название было у еще одного здания, которое проектировал для этого места Левитан.

На склонах зацарицынской части, где находится трамвайное кольцо, сделана еще одна попытка оживить это место: в бывшем депо, которое принадлежало детской железной дороге, устроили фитнес-центр.

А в месте, которое Сергей Сена называет гордо «нижнее течение реки Царица», сохранились ещё несколько следов старого Царицына. Прежде всего, возвышенное поперёк поймы место. Это ни что иное как старый Астраханский мост. Не тот Астраханский мост, по которому сейчас ездят троллейбусы и автобусы, а тот мост, который в 1913 году был перестроен из старого деревянного, чтобы пропустить первую линию трамвая.

Надо сказать, что сегодня мы с вами увидели множество мостов или их следов в пойме Царицы, нельзя не упомянуть еще об одном мостике старой железной дороги. Это мост 1862 года. Самое удивительное, что следы и этого моста сохранились здесь, уже ближе к Волге. Железнодорожный мост, который находился на этом месте, помнят и многие ныне живущие волгоградцы. Наверное у очень многих людей он связан с какими-то городскими историями, историями их жизни.

А наша сегодняшняя городская история была посвящена пойме Царицы и тем историям, которые она могла бы рассказать. Этот оазис в центре города требует особого, бережного отношения к себе.

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter