С 1 июля этого года, согласно федеральному закону
от 27 июля 2010 года №210-ФЗ (ред. От 06.04.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (принят ГД ФС РФ 07.07.2010) чиновники различных госслужб больше не имеют право посылать граждан самостоятельно обходить всевозможные инстанции. Закон обязует госслужащих получать всевозможные справки и ответы на запросы друг от друга по конкретному человеку самостоятельно, посредством электронного документооборота.
Мало того, теперь по Интернету можно оформить прописку, согласовать перепланировку квартиры, получить выписку из домовой книги и другие справки в учреждениях ЖКХ. По мнению разработчиков законопроекта, принятие закона об электронной подписи способствует развитию интерактивности.
Перечень услуг, которые теперь должны представляться в электронном виде, утвержден Российским правительством. Через Интернет можно будет подать документы для согласования перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое. Ответы с решениями об отказе или успешном выполнении процедуры тоже будут приходить через сеть. В онлайн-режиме можно будет получить копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справки и другие документы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Застройщикам станет проще получить информацию о порядке проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также сведения из реестра выданных заключений госэкспертиз.
Как отмечается в соответствующем распоряжении, эти услуги должны оказывать государственные и муниципальные учреждения субъектов Российской Федерации. Кроме сферы ЖКХ и строительства в перечень интерактивных попали образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание населения. К примеру, с помощью Интернета можно будет узнать об успеваемости ученика, подать заявление на зачисление в детский сад, записаться на прием к врачу.
В силу того, что получение данного документа не требует специальных инструментов, как, например, наличие электронной подписи, и при этом стоимость справки в электронном виде ниже аналогичной бумажной, услуга также оказалась востребованной.
Также на портале государственных услуг Росреестра функционирует справочно-информационный сервис «Интерактивная публичная кадастровая карта», предоставляющий пользователям сведения из Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации. Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения.
«На портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, предназначенном для обеспечения информационного взаимодействия органов кадастрового учета и регистрации прав и лиц, заинтересованных в получении или предоставлении данных для учетных систем (Единого государственного реестра прав или Государственного кадастра недвижимости), можно получить общедоступную справочную информацию по объектам недвижимости в режиме онлайн, а также осуществить запрос и получить юридически значимый документ в электронном виде, подписанный электронно-цифровой подписью уполномоченного должностного лица. Проверка корректности электронно-цифровой подписи и возможность формирования печатного представления выписки, полученной в электронном виде, осуществляется также через портал, посредством определенного сервиса», – сообщили в пресс-центре Росреестра.
Однако, именно электронная подпись ставит под сомнение использование других сервисов простыми гражданами. «По идее, в каждом госучреждении, которые работают с людьми, должны быть центры по созданию электронных подписей, но по последним данным, электронные подписи есть у нескольких специалистов Росреестра – и все, – сообщил конфиденциальный источник. – Сейчас вроде как все активно готовятся к переходу на онлайн-документооборот. Как это будет выглядеть в реальности, покажет уже ближайшее будущее».
Интересно, что налоговики решили пойти еще дальше – присоединиться к пользователям социальных сетей. «Российская газета» сообщает, что онлайн-сервисы налоговой службы появятся в социальных сетях. А в личном кабинете электронного портала Nalog.ru можно увидеть, что известно в налоговых органах о земельных участках, дачах или квартирах, имеющихся у человека, на основании каких данных рассчитываются налоги и то, насколько они соответствуют действительности.
Однако зачастую граждане опасаются пользоваться новыми технологиями, особенно много подозрений вызывает временная регистрация через Интернет. Ситуацию подогревают публикации в блогах, якобы таким образом в квартире могут прописаться десятки нелегалов. В Петербурге в марте этого года люди стали приходить в управление миграционной службы с требованием обезопасить их от возможных аферистов. После этого депутаты выступили с предложением об отмене интернет-прописки и советовали собственникам подать заявление с требованием никого не прописывать без ведома хозяина жилья.
В итоге в начале апреля ФМС России уточнила регламент предоставления услуги: теперь регистрация по месту пребывания производится только с согласия владельца квартиры. Заявитель должен принести лично или прислать по почте подписанный обеими сторонами и договор найма жилья, и письменное согласие собственника. Документы должны быть заверены нотариусом.
Еще одно возможный недостаток онлайн-услуг – личные данные могут потеряться или попасть в чужие руки, например, в процессе регистрации на портале Gosuslugi.ru. По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, которые публикует «РГ», код активации учетной записи, который дает доступ к различным услугам, отправляется пользователю «бумажной» почтой, обычным письмом. А оно может попасть в незакрытый почтовый ящик, откуда любой человек может достать конверт и активировать учетную запись под именем другого гражданина.