СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Андрей Куприков, генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект»: «Мне за город обидно»

Поделиться

Успеет ли Волгоград подготовиться к чемпионату мира по футболу в 2018 году? Поможет ли австрийский асфальтовый завод волгоградским дорогам, и как долго еще прослужат коммунальные сети Волгограда? Об этом шел разговор с генеральным директором ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андреем Куприковым.

– Андрей Александрович, недавно вы выступили с инициативой сохранить исторический облик центральной части Волгограда путем полного запрета на какое-либо строительство и рекламные конструкции...

– На самом деле, идея витала в воздухе давно, и, думаю, меня поддержат девять из десяти жителей города. Окончательно она сформировалась тогда, когда в Волгоград приезжали уважаемые московские архитекторы, и мы попытались сфотографировать архитектуру центра Волгограда. У нас не получилось ни одного кадра, куда бы ни попадал рекламный щит с какой-либо невообразимой рекламой. Ее сейчас такое количество, что она начала изменять облик города. Мы все прекрасно знаем, что центральная часть Волгограда – это целостный архитектурный ансамбль, и стало очень обидно за город. А само качество рекламных конструкций оставляет желать лучшего.

По большому счету, город с этой рекламы ничего не зарабатывает. Рекламщики за три копейки арендуют землю, делают свой бизнес, захламляя город убогими, страшными конструкциями, которые не раз обрушались при сильном ветре. Представьте себе, вы построили дом, и тут кто-то приходит, ставит какую-то железяку, и на ней рисует голую женщину, рекламируя пылесос. Абсурдная ситуация. Она не менее абсурдна и по отношению к городу. Ведь город, его архитектурный облик, он принадлежит вам, мне и еще миллиону граждан Волгограда. Поэтому я считаю, что с этой вакханалией в области размещения рекламных носителей, реконструкции первых этажей помещений в центре города нужно заканчивать. Нужно вводить жесткие запретительные меры, выстраивать очень строгие регламенты, что можно, что нельзя, и отслеживать, чтобы они были обязательными для всех. Ведь проблема российских законов не в их строгости, а в их повсеместном неисполнении. Такие вещи неприемлемы, с ними надо заканчивать. А для этого нужна простая политическая воля.

– Контролирующие структуры усилили работу по выявлению и сносу самовольно построенных объектов. По данным городского комитета по градостроительству, незаконными признаны уже около 100 объектов, однако фактически сносу подверглись единицы самостроя. Есть ли тогда смысл в этой бумажной работе, если фактически решения судов не исполняются?

– Безусловно. Нужна даже такая работа. Она отражает суть законодательных процессов. Но интересно другое – ведь все эти объекты, незаконно появляющиеся на улицах города, строятся не за секунду, по мановению волшебной палочки. У меня вопрос к главам районов, к руководителям инспекций, надзорных органов – кто отвечает за строительство в городе и регионе. Они что этого не видели? Это все можно было пресекать на стадии фундамента, возведения коробки, кровли на любом из них. Сейчас же получается, что мы дали возможность людям реализовать свои амбиции и планы, а затем пытаемся все это снести.

Да, это законно, это все правильно, но это очень тяжело. Почему? Да очень просто. Чтобы снести, нужны деньги. Цена сноса объекта может доходить до 60-70 процентов стоимости его строительства. Это недешевое мероприятие. И происходить оно должно за счет бюджета. Если ему нанесен урон в результате нерадивости чиновников, может быть, затраты тогда стоит повесить на них? На ответственных лиц, которые допустили возникновение этих объектов? Почему получается, что мы халатность чиновников оплачиваем из своего кармана, ведь бюджет формируем мы? Если ты не справился, допустил удары по бюджету, будь добр, неси ответственность собственным карманом. Как только мы добьемся того, чтобы одновременно с вынесением постановления о сносе возбуждались уголовные дела в отношении чиновников с последующей конфискацией имущества и оплатой всех материальных издержек, у нас перестанут возникать «Миры люстр» и всякие другие чудесные объекты. Ведь они появились не вдруг, не за одну ночь. Вот на это надо упирать. Пока же этого сделано не будет, вакханалия будет продолжаться. Будут суды, апелляции, исполнительные листы, но самострои будут при этом и дальше стоять на своих местах. Вы видели, чтобы хоть что-то снесли? Единственный снос на моей памяти – откровенный бордель на набережной. Все это прекрасно помнят. Это просто стало притчей во языцех.

Большинство этих объектов возникают не просто так, а благодаря коррупционной составляющей. Проще говоря, за взятки. Чиновник не может разрешить, но за деньги он закрывает глаза, а когда начинаются возмущения людей, он хватается за голову: ах-ах-ах, это надо сносить. Это самый настоящий цинизм чиновников, отвечающих за строительство. Чтобы было понятно, что значит оформить земельный участок строго по букве закона, я приведу простой пример: один из детских садов Волгограда уже год не может получить разрешение на строительство детской площадки, чтобы детишки могли гулять. Участок всего 300 квадратных метров, а процедура оформления всех необходимых документов идет уже больше года. При этом никто не чинит никаких препятствий. Просто сама по себе процедура такая долгая. Причем, подчеркну, речь идет даже не о строительстве, а об устройстве площадки для детей. Вот вам и пример. Тем более это поразительно, когда за считаные месяцы в городе появляются вновь построенные рестораны, увеселительные заведения и так далее.

– В конце апреля Волгоград потрясла новость о том, что на городские дороги будут укладывать асфальт, произведенный на австрийском оборудовании. Поможет ли это изменить славу Волгограда как города без дорог?

– Готов поспорить, что дороги в Волгограде лучше не станут, а все заявления – не что иное, как рядовой пиар. Почему я в этом уверен? Да просто потому, что умею смотреть, запоминать и анализировать. Вспомните прошлый год, знаменитую поездку в Италию для ознакомления с опытом животноводства. Сразу после нее для отвода глаз была снята целая серия репортажей о том, что теперь по примеру итальянцев в Волгоградской области будет построена свиноферма. Показывали даже конкретную площадку под строительство. И где все это? Где реконструкция аэропорта и еще многое из того, что было обещано? Учитывая катастрофическое положение с дорожным хозяйством, дорожной сетью, нужно было сделать какую-то показательную акцию. Поскольку дороги сделать не смогли, то решили рассказать, что мы теперь построим завод, будем делать смесь, и скоро у нас появятся чудесные европейские дороги. Но я хочу напомнить господам чиновникам, что дорога состоит не только из слоя асфальтобетона, но и из многих других вещей, в том числе ливневой канализации, подготовки под дорожную одежду самой конструктивной части дороги и еще многих элементов. Конечно, на большую гниющую рану можно наклеить пластырь и сказать, что мы победили болезнь. Но вряд ли это решение проблемы.

– Андрей Александрович, у вас в «Живом Журнале» есть запись о том, что ипотечное кредитование близко к краху, что повлечет за собой крах в строительстве. Как это скажется на Волгоградской области, переживут ли волгоградские строители еще один удар?

– Что касается Волгоградской области, то ситуация со строительством здесь невеселая. Стройка сама по себе не одномоментное мероприятие, а циклический процесс. Проще говоря, один дом находится на стадии оформления земли, второй – проектируется, третий – на стадии котлована, четвертый – коробки, отделки, подключения сетей и так далее. Как только один из этих процессов останавливается – образуется брешь во времени, деньгах, людях. Если Волгоградская область сегодня станет предметом интереса инвесторов для строительства жилья, то запустить завтра этот процесс не получится. Нужно минимум год-полтора. А учитывая, что мы уже и так серьезно упали по объему ввода жилья, по закладке новых инженерных сетей и новых площадок, то отставание это будет только нарастать. Соответственно, строительная отрасль не загружена, строительные компании вынуждены уходить из региона туда, где эта работа есть.

Строитель не может ждать, когда у инвестора появится возможность оформления документов, получения площадки и разрешение на строительство. Но даже если мы сможем устранить эти препоны, то появится новая проблема – дома невозможно сдать, потому что они толком не подключены к сетям. А не подключены просто потому, что этих самых сетей нет, старые загружены до предела, а новые не строятся. То, что сейчас происходит в наших службах, предоставляющих точки подключения, я бы вообще назвал катастрофой. Как мы знаем, там, во-первых, постоянно меняется руководство, во-вторых, нет целенаправленной политики развития города, в-третьих, огромная коррупционная составляющая, по сути – банальное вымогательство за подключение. Формально эти деньги должны идти на развитие новых сетей. Но этого не происходит, поэтому застройщики вынуждены идти на точечное строительство, обрекая себя на скандал с местными жителями. Как следствие – новые дома садятся на старые, изношенные сети, цена квадратного метра астрономическая, а учитывая, что в регионе вообще спад в экономике, у людей нет средств брать ипотечные кредиты, в результате отрасль замирает. А вместе со стройкой останавливаются смежные отрасли: производство стройматериалов, металлургия и так далее.

Я вам задам вопрос как журналисту – вы можете мне назвать фамилию руководителей строительной отрасли города и области? Нет? И я не могу. Мы не знаем этих людей, чем они занимаются, чем занимаются департаменты и министерства. Вот ответ. Мы можем сейчас сесть в машину, домчаться до Краснодара или Ростова, и уже на подъездах к ним мы увидим, какое там количество башенных кранов и какой там масштаб строительства. Вот вам показатель. Это проблема не только и не столько общероссийская, сколько наша, региональная.

– Вы упомянули про то, что в городе практически не строятся сети, тем не менее, строительство домов продолжается. Когда настанет тот момент, когда сети не выдержат, и город, оставшись без воды, тепла и электричества, захлебнется в собственных нечистотах?

– Сложно сказать. Ведь сети строились при коммунистах, а они закладывали огромный запас прочности. Апокалипсис происходит, как правило, внезапно. Нагрузка на системы растет, доходит до определенной точки, а финал наступает незаметно. Не в виде какого-то большого бума, а в виде небольших, но часто случающихся аварий, чему свидетелями мы с вами являемся. Порывы на водопроводах, порывы на трассах теплоснабжения, канализации и так далее. Ливневая канализация – это вообще катастрофа. 300 километров ливневой канализации города не находятся ни у кого на балансе. Она ни у кого не числится, ей никто не занимается, туда все, кому не лень, сливают отходы, в том числе технологические, все это потоком идет на очистные сооружения, в Волгу. Это ненормально и вызвано, в первую очередь, параличом власти в городе.

Вернусь к вопросу о том, когда все это окончательно откажет. Думаю, процесс уже начался. Но одномоментного краха ждать не стоит. Будет цепь аварий на сетях. Смотрите сами. У нас ежегодно ремонтируются теплотрассы. Выкопали кусок, поменяли, закопали, запустили. Трассу рвет в другом месте. И так будет постоянно, потому что этим вопросом нужно заниматься системно. Еще один минус Волгограда – в протяженности его сетей. В свое время, когда у нас были централизованные сети, это было оправданно. Сейчас от этого нужно уходить, тем более, что существует целая масса интересных предложений. В качестве примера могу привести ту же компанию «ЛУКОЙЛ». Компания генерирует очень много тепла. Разумеется, ее крайне не устраивают потери при его доставке. Насколько я знаю, они давно выходят с предложением взять тепловые сети в аренду у города, вложить несколько миллиардов в их модернизацию. И я верю, что компания это сделает, потому что здесь есть ее прямой экономический интерес. Вопрос только в том, как власти оформить отношения с коммерческой организацией, чтобы это не нанесло ущерб горожанам, а имущество осталось в городе. Если все это продумать, то почему бы и нет? Видимо, потому, что этим просто некому заниматься.

«ЛУКОЙЛ» сделал очень интересное предложение для городского хозяйства. Я бы его принял и очень серьезно им позанимался, потому как это позволит сократить издержки, соответственно, сдержать повышение тарифов на теплоснабжение, тем самым снизив финансовую нагрузку для населения.

– Около года назад Волгоград стал одним из городов, где пройдет чемпионат мира по футболу в 2018 году. Успеем ли подготовиться к этому времени? Ведь осталось всего пять лет...

– Мне хочется быть оптимистом и верить в это. Но я всегда последовательно говорил, что для Волгограда в его нынешнем состоянии это крайне сложный и затратный проект. Это не значит, что я не патриот. Я очень люблю свой город. Но я объективно смотрю на вещи. Время пока еще есть, но, к сожалению, оно утекает с катастрофической быстротой. Я знаю, что по тому же стадиону еще практически не приступали к проектированию, не говоря уже о сопутствующей инфраструктуре. Эти вопросы курирует новый вице-премьер Роман Гребенников, как мы помним, «великий» специалист в области строительства и проектирования. Его успехи в области городского хозяйства мы все прекрасно знаем. Так что у меня очень пессимистические предположения на этот счет. Пока это направление не возглавит руководитель, который знает, что нужно и как этого добиться, толка не будет.

Вдобавок недавно открылся еще один немаловажный момент – все рассчитывали на то, что Москва поможет финансово. В Москве же ясно дали понять, что деньги выделят только на стадион, остальное нужно строить за свои. А областной бюджет у нас и так крайне дефицитный. Плюс долги. И особых перспектив по его наполнению нет. Поэтому существуют серьезные опасения, что все это не будет сделано, как надо. Есть риск того, что вся подготовка к чемпионату сведется к грандиозному авралу, закончится отставками, увольнениями, вмешательством крупных московских чиновников.

Пока что очевидно то, о чем я и мои коллеги говорили еще два года назад – при наличии существующей структуры власти и управления, которая не справляется даже с городским хозяйством, как можно говорить о крупных инвестиционных проектах? Думаю, здесь самое время вмешаться в первую очередь федеральному руководству и в сферу строительства, и в ЖКХ, и в подготовку к чемпионату мира.

Фото: Видео и монтаж Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter