СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

«Старую Сарепту» разрушит молчание чиновников?

Волгоград рискует потерять уникальный памятник архитектуры XVII века – комплекс застройки музея-заповедника «Старая Сарепта». Руководство музея утверждает, что за последние семь-восемь лет на ремонт или реставрацию зданий не было выделено ни копейки. Эксперты полагают, что проблемы зданий, находящихся в федеральной собственности, вызваны нежеланием региональных чиновников работать.

Поделиться

Уникальный архитектурный ансамбль музея-заповедника «Старая Сарепта» может быть полностью разрушен. Здания, входящие в состав комплекса, срочно требуют ремонта, поскольку нынешнее их состояние угрожает не только работникам музея, но и случайным прохожим. Сотрудники музея отмечают, что подобная неразбериха вызвана разделением статусов собственно музея и зданий, входящих в состав архитектурного комплекса. Сам музей находится на балансе министерства культуры Волгоградской области, а здания, числящиеся на балансе музея, признаны памятником архитектуры федерального значения, как следствие, средства на их содержание регион выделять не может, а федеральный центр по каким-то причинам – забывает. В результате в настоящее время здания находятся практически в аварийном состоянии, одно из них находится без крыши – листы металла сорвало еще по весне порывами ураганного ветра. Да и возле остальных впору вешать табличку, что к зданиям близко подходить не рекомендуется – опасно.

По словам директора музея Андрея Мальченко, ситуация с комплексом зданий музея «Старая Сарепта» близка к катастрофической.

«На сегодняшний день часть зданий музея находятся в аварийном состоянии, – говорит господин Мальченко. – Весенними ураганами снесло кровлю с трех зданий, сейчас они стоят фактически открытыми. Мы сообщили о случившемся областному правительству, и нам выделили деньги на проведение этих работ. Пусть пока на бумаге, но даже это уже очень много. Вообще же к зданиям, которым 250 лет, нужно относиться трепетно, вовремя ремонтировать и реставрировать. Пока же за последние семь-восемь лет из федерального бюджета на эти цели не было выделено ни копейки.

В прошлом году я разговаривал с министром культуры России Александром Авдеевым, он принял нашу заявку на финансирование в размере 56 миллионов рублей. Денег мы так и не получили. В этом году подали заявку на 26 миллионов, вдвое умерив свои аппетиты. Но пока тишина. Денег так и нет. Хочу отметить неравнодушие руководителей производственных структур, которые оказывают нам небольшую помощь. С их помощью мы привели в порядок памятник на площади Свободы, ликвидировали свалку и разбили на ее месте парк. Но этих денег недостаточно. Ведь в домах, построенных более двух веков назад, полностью изношены системы внутренних и наружных инженерных сетей, практически каждое здание нуждается в ремонте, реконструкции или реставрации. Этим нужно заниматься. Иначе памятники архитектуры могут превратиться в руины».

Поделиться

В министерстве культуры Волгоградской области отказались прокомментировать ситуацию со зданиями музея-заповедника, пояснив, что объект находится в собственности у Российской Федерации, и региональное министерство к ним не имеет никакого отношения.

Вместе с тем коллега Анатолия Мальченко, директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин уверен, что для получения федерального финансирования нужно стучать во все двери.

«Я всегда говорю, что если не слышат, значит нужно громче стучаться, – пояснил господин Васин. – Я, к примеру, фактически живу в Москве, выбивая деньги для своего музея. Но, кроме того, могу отметить, что если в Минкульт предоставляется качественный проект со всеми необходимыми пояснениями и комментариями, то деньги хотя бы на антиаварийные работы выделяются. Может быть, Анатолию Андреевичу нужно быть чуть-чуть поактивнее, и вопрос решится в его пользу».

Председатель правления ЗАО «Институт "Волгоградгражданпроект"» Андрей Куприков уверен, что проблемы музея кроются в нежелании региональных чиновников исполнять свои обязанности.

«На мой взгляд, здесь скрыто лукавство. Желающий что-то сделать ищет возможности, нежелающий – ищет причины. Договориться с федеральной властью о достойном содержании памятника, четко распределить ответственность, добиться своевременного финансирования – все это определяется умением и талантом регионального чиновника, – размышляет господин Куприков. – Это дело кропотливое, требующее времени и усилий. Проще говоря, этим нужно заниматься. В других регионах, как мы видим, это получается. Хотя мы живем в одном государстве и одном правом поле».

Поделиться

Аналогичного мнения придерживается и руководитель Росохранкультуры по Волгоградской области Константин Каркачев.

«Безусловно, будет обидно, если мы потеряем такие памятники архитектуры, которые есть в Сарепте, – пояснил господин Каркачев. – Но здесь достаточно забавная двойственная ситуация: дирекция музея – областное учреждение культуры. В то же время они используют федеральное имущество. Большая часть зданий, расположенных на территории музея, относятся к объектам культурного наследия Российской Федерации и являются федеральной собственностью. Вопросы финансирования реставрации решаются в рамках программы «Культура России», куда в установленном порядке подаются заявки, и по результатам их рассмотрения либо выделяются деньги, либо в удовлетворении заявки отказывается. Я, к сожалению, не осведомлен, насколько грамотно подавались эти заявки, но до 2007 года в определенной части в рамках этой целевой программы финансирование происходило. Что произошло потом – не знаю.

При всем при этом, если речь идет о противоаварийных работах, то они не такие затратные, и для того, чтобы предотвратить попадание атмосферных осадков в помещение, никто не запрещает использовать средства областного бюджета, поскольку учреждение это областного подчинения. В качестве примера успешного участия в этих программах могу привести соседей – Астраханскую область. Астрахань ежегодно в рамках этой программы получает от 800 миллионов до миллиарда. Большую часть поглощает Кремль, но и другим объектам тоже остается. И еще. Согласно данным на прошлый год, заявки на финансирование этой программы от Волгоградской области не подавались. Почему так получилось – не знаю. Свои руки и голову чиновникам и дирекции музея я приделать не могу. Знаю только одно – заявку на участие в программе должны подавать либо региональный орган, минкульт, или же дирекция, юридическое лицо, осуществляющее использование памятников».

Поделиться

Между тем член президиума совета Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена полагает, что высказывания директора музея Анатолия Мальченко абсолютно верны: музей испытывает хроническое недофинансирование: «Уважаемый Анатолий Андреевич Мальченко абсолютно прав! Те средства, которые выделяются на федеральном уровне (причем не ежегодно) и на текущие нужды из областного бюджета ни в коей мере не соответствуют реальным потребностям музея-заповедника, а главное, мирового значения историческому феномену гернгутских поселений, из которых (вот ведь ирония судьбы) Сарепта – одна из наиболее сохранившихся. Действительно 24 памятника архитектуры федерального значения компактно сосредоточены на небольшой территории. Послы и консулы Германии редко когда обходят вниманием Сарепту во время своих визитов в Волгоград. Кирха с органным залом, уникальная музейная экспозиция, рассказывающая о том, что многое в Сарепте было «впервые». И не только в России, но и в Европе, а то и в мире. А чего стоит только одно упоминание основания крупнейшей в мире скульптурной композиции «Эквилибрио», пять частей которых формируют крест примирения в послевоенной Европе. И это тоже в Сарепте. Да в любом другом регионе из такого богатства сделали бы туристическую жемчужину. И за свои средства и за привлеченные федеральные. На сегодня выходит, что Германия при восстановлении Кирхи и бывшего Дома общинной управы за два года в середине 1990-х вложилась в реставрацию больше, чем Министерство культуры и Российская Федерация вместе взятые за 20 лет! Значит, все эти годы в Волгоградской области приоритеты в финансировании были не в пользу культуры. Разрушение не то что неотремонтированных, но даже незаконсервированных зданий – вопрос времени. «Гомеопатия» микрофинансирования Сарепту не спасет. Ей нужен стратегический партнер, например, в виде «Газпрома», «Роснефти», на худой конец ЛУКОЙЛа. За четыре-пять лет Сарепта при реализации всех идей её нынешнего руководства (возрождение производства бальзама, открытие школы ремесел, размещение в исторических зданиях функций, схожих с первоначальными, открытие своей гостиницы – постоялого двора, размещение конгресс-центра в исторических зданиях завода «Глич», особая этнографическая экспозиция «Сарепта и калмыки» и так далее) может превратить ее в музей-заповедник для активно-познавательного семейного отдыха на целый день, а то и выходные (с ночевкой), который по посещаемости будет уступать только музею-заповеднику "Сталинградская битва"».

Фото: Фото из открытых источников

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter