СЕЙЧАС +8°С
Все новости
Все новости

Александр Андреев, руководитель компании Metr Development Group: «Волго-Ахтубинской пойме нужны продуманные границы и уход»

Поделиться

Письмо Министерства природных ресурсов России о запрете изменения границ природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» вызвало широкий общественный резонанс среди жителей поймы, которые несколько лет добиваются права осваивать земельные паи, полученные при приватизации существовавших в пойме сельхозпредприятий. Свое мнение на ситуацию вокруг поймы высказал руководитель компании Metr Development Group, руководитель экспертной группы Агентства стратегических инициатив (застройщик поселка «Лебяжья поляна») Александр Андреев.

Вначале было слово

«История природного парка начинается в 1995 году с закона «Об особо охраняемых природных территориях». Следующий весьма интересный документ – постановление главы администрации Волгоградской области «Об утверждении границ природного парка "Волго-Ахтубинская пойма"». И с этого момента начинаются нестыковки. Парк вроде бы создали, а границы, согласно этому постановлению, определены не были. Их не существовало до 2010 года. Все понимали, что есть парк, но где он начинается и где заканчивается, никто толком не знал. Хотя работы по определению функционального зонирования и границ парка начались еще в конце 90-х».

Кстати, о «Лебяжьей поляне»

«В 2007 году мы обратились в администрацию Среднеахтубинского района за согласованием межевого плана и перевода земель в разрешенный вид использования «для ведения дачного строительства», согласно схеме функционального зонирования, в чем нам было незаконно отказано, но арбитражный суд восстановил справедливость, обязав администрацию согласовать межевой план и поменять разрешенный вид использования. Суд, изучив все материалы дела, вынес решения в строгом соответствии с действующим на тот момент законодательством. Мы действовали и действуем в рамках законов и логики. Нас неоднократно проверяли, но не находили серьезных нарушений. Согласитесь, с трудом можно поверить, что бывшие сельхозугодья являются ареалом обитания эксклюзивных растений и животных.

По сути все те граждане, кто до 2010 года начал строительство, не нарушая действующего законодательства, имеют полное право спокойно жить. Ведь и Краснослободск построился до 2010 года. И самое что смешное – в свое время это была чуть ли не наша инициатива – установить границы парка. А сейчас мы фактически наступили на собственные грабли. Вышло постановление, границы парка появились, и начались масштабные проверки. Впрочем, мы к ним готовы. У нас все по закону».

Сюда нельзя!

«В 2010 году появились изменения в законе Волгоградской области о природном парке, в котором устанавливались границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», а также повлекшие за собой запрет на строительство на территории поймы. В свою очередь это запустило справедливые процессы отстаивания гражданами своих прав на использование земельных участков и вывода сельхозугодий из территории парка. На мой взгляд, разумное и логичное решение. Ведь в пойме живут тысячи бывших работников колхозов, которые всю жизнь работали на этой земле. А сейчас, после того, как она оказалась в их собственности, ее использование сильно ограничивают. Поверьте, никто не собирается уничтожать многолетние дубравы, а на их месте возводить поселки. Дубрава – это грандиозное конкурентное преимущество для поселка, если кто и будет строить рядом с дубравой, так они, без сомнения, ухаживать за ней будут. Тем, кто не верит в благоразумие русского человека, хозяина, могу сказать только одно – не мерьте по себе.

Главы сельских администраций завалены обращениями от жителей, которые беспокоятся, что им не дают работать на их же земле. В свое время люди получили землю, пастбища, поля, земли лесхозов ведь не раздавал никто, а если что-то и попало, то небольшие по размеру участки с малоценными породами. Зона особо охраняемых территорий находится достаточно долеко от населенных пунктов. Пример тому – Лещевский заказник. Причем Лещевский заказник – это, пожалуй, одно из тех мест, где реально что-то делается, охраняется территория, стоят кормушки для животных, висят аншлаги.

И при этом, говоря о сохранении флоры и фауны, у нас строится трасса федерального значения. Нелогично получается. Федеральную трассу строить можно, а дачу, причем на собственной земле, нельзя. Неразумно. И нелогично. По моим ощущениям, сейчас на этой волне кто-то хочет сделать себе политический капитал. Но при этом совершенно никто не задумался о жителях, гражданах России, которые живут и работают в пойме еще со времен Степана Разина».

Надуманные проблемы и их преодоление

«В поселке «Лебяжья поляна» на публичных слушаниях по поводу вывода земель поселения из природного парка все как один жители поселка сплотились и проголосовали за. Это разумно. Люди живут на территории природного парка. Им нужны вода, газ, школа, вывоз мусора и так далее. Да, нахождение на территории природного парка накладывает некие ограничения на жизнь, которые могли бы быть и незаметными, если бы кто-то не создавал надуманных проблем. По закону в парке могут быть представлены все формы собственности, и то, что сейчас уже застроено, построено не на особо охраняемых природных территориях. К поселкам подведены линии электропередач, газопроводы, дороги. И если мы говорим о сохранении поймы как парка, то ему нужны в первую очередь разумные границы, финансирование и охрана. Тогда он сможет качественно выполнять наряду с сохранением флоры и фауны одну из своих основных задач – организовывать отдых граждан.

Я в основном являюсь критиком экономических решений регионального руководства, но, на мой взгляд, разумно то, что пытается сделать сейчас региональное правительство, вывести из поймы эти самые 17000 гектаров сельхозугодий. Которые, к слову, являются очень и очень незначительной частью всей Волго-Ахтубинской поймы, протянувшейся на 400 км до Астрахани и не ограниченной только размерами парка.

Мы говорим, что пойма – рекреационная зона, но при этом видим полное отсутствие развития туризма. Посмотрите на Астрахань – там все усыпано базами отдыха, куда регулярно ездят сотни тысяч туристов. Нет, к нам они ездят тоже, но останавливаются дикарями. А ведь нужно всего-то создать мало-мальски приличные условия. Нет. Мы будем оголтело защищать волюнтаризм, псевдоэкологов и говорить, что развитие сельхозугодий мешает сезонной миграции зайцев.

Еще один пример – Йеллоустоунский национальный парк, США. Там проложено 235 километров дорог, его ежегодно посещают 2,5 миллиона человек. Хотя статус у него гораздо более серьезный, чем у поймы. И туда идет регулярный поток туристов. У нас же в пойме трущобы из сухостоя, некому делать рубку ухода. В этом тоже виноваты те, кто строит дачи?

На самом деле, наибольший вред пойме приносит маловодье. Почему оно происходит – все прекрасно знают. Разумные экологи говорят, что антропогенное воздействие на пойму минимально. А с учетом прекращения сельскохозяйственного производства – сократилось еще больше. Более того, человек способен наоборот помочь природе. В качестве примера могу привести охотхозяйства поймы, которые передали в управление рачительным хозяевам, за два года популяция животных и птиц в таких хозяйствах выросла в разы. Потому что есть уход и есть охрана. Я никак не могу понять, как строительство дачного поселка может повлиять на поголовье косуль».

Либо мост снести, либо СНиП поменять

«Некоторые архитекторы говорят, что в пойме ничего строить нельзя, потому что она расположена ниже уровня ГЭС. Но что там происходит сейчас? Несколько десятков поселений, город Краснослободск, продолжающееся строительство моста через Волгу. Но, согласно СниПам, на которые ссылаются архитекторы, там вообще ничего строить нельзя. Тем не менее федеральная трасса-то строится.

Я еще раз подчеркиваю – при грамотном подходе человек только облагораживает природу. Приведу простой пример. В 90-е мои родители купили дачу в Пичуге. Тогда это была степь, заросшая полынью. Сейчас же там – зеленые дачи, все благоустроено и ухожено. То же самое и с нашим поселком. Территория участка – 84 гектара, 20 из них отведены под парк. Мы благоустроили фактически засыхающую землю, вывезли оттуда тонны мусора, облагородили территорию. Думается, и любой другой человек, который вырос на земле, сделает точно так же. Так давайте не будем запрещать ему работать на земле. В итоге ведь мы ее потеряем. Да и не по-хозяйски это. По-хозяйски, наоборот, отдать людям землю, позволить им ее обрабатывать, строиться на ней. Тем более что вывести из состава парка предлагалось территории, прилегающие к населенным пунктам, которые так или иначе уже ощутили на себе влияние человека».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter