СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Галина Шипилова, эксперт: «Застройщикам дали зеленый свет на волгоградской Набережной?»

Участники общественных движений «За сохранение культурного наследия Волгограда» и «Народный стройконтроль» просят волгоградских депутатов добиться временного запрета на выделение земельных участков под строительство до момента утверждения зон охраны объектов культурного наследия Волгограда. Почему общественники обратились за помощью к народным избранникам? И насколько важен этот запрет для всех горожан? На эти и другие вопросы 34metra.ru ответила председатель движения «За сохранение культурного наследия Волгограда», эксперт по культурному наследию Галина Шипилова.

– Галина Александровна, объясните, пожалуйста, какой помощи вы ждете от депутатов?

– Мы, общественники, добиваемся, чтобы правительство Волгоградской области в лице министерства культуры приняло какой-то документ, который объявил бы мораторий на строительство на всей территории Волгограда до утверждения зон охраны объектов культурного наследия. Мы считаем, что это необходимо сделать как можно быстрей. И хотим, что депутаты нам помогли поднять данный вопрос на уровне губернатора. Кроме того, мы предлагаем сейчас вернуться к старому, так и не утвержденному проекту зон охраны объектов культурного наследия, разработанному еще в 2008 году ООО «НПИ «ЭНКО» и ЗАО «Институт реконструкции исторических городов «ИНРЕКОН» по заказу мэрии. По мнению специалистов, его вполне можно использовать, так как нового все равно пока нет. Тем более что в 2007 году на старый проект тоже было потрачено немало бюджетных средств.

– Зоны охраны, охранные зоны... Все это, видимо, понятно специалистам. Но каким образом остальных жителей города затрагивает этот вопрос?

– Может быть, я скажу крамольную вещь, но сегодня практически на всей территории Набережной можно осуществлять застройку. Лишь небольшой ее участок, начиная от парадной лестницы, пропилеев, а точнее от улицы Краснознаменской до 13-ой Гвардейской, и сверху от улицы Чуйкова до проезда автомагистрали, находится под запретом. На остальной же территории ограничений не существует.

– Но почему не существует? По какой причине?

– В том-то и дело, что причина непонятна. Дело в том, что еще в марте 2011 года по решению суда минкультуры по региону обязали утвердить охранную зону конкретно по Набережной. Прошло уже почти два года. И что же? Охранной зоны до сих пор нет.

– Выходит, решение суда до сих пор не исполнено?

– Я полагаю, что да. Однако справедливости ради надо сказать, что еще в марте 2012 года министерство культуры разработало проект охранной зоны Набережной от улицы Чуйкова до улицы Советской. А также ее территорию от Краснознаменской до ЦПКО и от Чуйкова до берега Волги. И фактически вся волгоградская Набережная входила в эти границы. Как ни абсурдно, если бы проект был утвержден, это давало бы нам, горожанам, уверенность говорить, что застройка Набережной не разрешена. То есть от минкультуры зависело, утвердить данный документ и сохранить нашу Набережную, которая является памятником архитектуры.

– Выходит, что тем самым минкультуры дало зеленый свет застройщикам?

– Совершенно верно. Что интересно, следом за минкультуры свою лепту в это внес и Комитет по градостроительству и архитектуре мэрии Волгограда. Сразу после утверждения в ноябре 2012 года нынешней зауженной границы территории Набережной в правилах землепользования и застройки Волгограда тут же появились изменения в отношении нижней ее террасы – она была отведена под застройку. Помимо этого застройщики получили еще два участка. Один вокруг ресторана «Маяк», а второй – в откосе берега у моста, рядом с детскими больницами. По правде говоря, понять логику и минкультуры, и комитета по градостроительству в данной ситуации трудно.

Более того, минкультуры, как известно, принял более чем странный документ – зоны охраны без охранной зоны, позволяющий, по сути, застраивать Набережную. И пусть в голове подобное не укладывается – это факт. Меня уверяют, что утверждение зон охраны законно, ведь оно основывается на проекте. Но дело в том, что, например, я, эксперт по культурному наследию, его не видела. Хотя могла бы подготовить по нему экспертизу. Но из почти 60 экспертов страны, кому был направлен этот проект, я одна, наверное, его не получила... Несмотря на то, что проект, подчеркну, волгоградский.

– А на других объектах есть что-то подобное?

– У нас весь город фактически без охранных зон! Представьте, что более чем из 400 памятников у нас вместе с нынешней Набережной лишь четыре охранных зоны. Почему такое происходит? Хороший вопрос. минкультуры объясняет это следующим образом: нет финансирования на работу, проект разработан, но не прошел экспертизу... Но даже в тех случаях, когда проекты были выполнены и направлены на утверждение, они «зависали в воздухе»! А ведь на них были выделены и потрачены из бюджета немалые денежные средства...

Меня крайне огорчает, что памятники, внесенные в список, утвержденный Волгоградской областной думой еще в 1997 году, до сих пор не имеют зон охраны. Я сама живу в Волгограде десять лет, приехала из Великого Новгорода. Города, в котором к памятникам относятся трепетно. И мне удивительно: как это так? Памятники есть, а никаких охранных зон вокруг них нет! Не говоря уже о том, у нас в городе рядом с памятником могут поставить современное здание. Вы можете такой ужас наблюдать, например, на углу улиц Комсомольской и Советской. Памятник архитектуры «Жилой дом братьев Серебряковых». Там раньше, если помните, был ресторан грузинский. На мой взгляд, это недопустимо. Мало того, что вокруг этого памятника должна быть охранная зона, на территории которой, повторюсь, запрещено строительство вообще. Так же должна быть и следующая зона – зона регулирования застройки. То есть зона, которая ограничивает по высоте и другим параметрам.

– Получается, что затраты на неутвержденные проекты по разработке охранных зон, это деньги, выброшенные на ветер?

– Выходит, что так. А ведь над этими проектами работает целая организация – областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры называется. Она входит в структуру министерства культуры и получает финансирование от государства на разработку проектов зон охраны памятников истории и культуры.

А по Набережной вы, наверное, слышали, что я с июня прошлого года буквально каждый день отслеживала процедуру по утверждению территории и зон охраны. Причем я разбиралась с ней после того, как начались изменения в правилах землепользования застройки. Я стала прослеживать общественные слушания. Как они проходят – это вообще отдельная тема. Но я хочу сказать, что проследить, отследить информацию для того, чтобы потом прийти и проголосовать за или против застройки, – чрезвычайно сложно. Я хочу еще раз подчеркнуть, что на разработку проектов зон охраны были потрачены государственные деньги. Как, впрочем, и на проект зоны охраны, который разрабатывался в составе генерального плана города и был принят в 2007 году. Но, как говорят в министерстве культуры, этот очень важный документ так и не был утвержден. И хотя комитет по градостроительству и архитектуре уверяет нас, что его и не надо было утверждать, этот проект зон охраны – общий по всему городу – как бы не существует.

– А общественные слушания, по-вашему, имеют вес сейчас или нет? Для чего они нужны?

– Допустим, какой-то участок переводят под застройку. Так вот, любой гражданин может прийти и повлиять на это решение. Правда, сегодня это единственная и очень слабая возможность. Потому что общественные слушания не обладают каким-либо юридическим статусом и носят рекомендательный характер. Ведь принятое на них решение могут учесть, а могут и не учесть. Но меня, честно говоря, волнует другое – как они проходят. Это же совершенное безобразие! Во-первых, нет никакой информации. Это притом, что, по словам чиновников, у них все по закону. Ну да, зоны охраны по Набережной они приняли, все по закону. Они разработали проект, у них экспертизу он прошел. Но... какой проект? Какая экспертиза? Как можно было его принять? Непонятно... И я как эксперт говорю, что такого не может быть! Это какой-то нонсенс, непонятное явление! Как можно было принять зоны охраны, в которых нет охранной зоны?! Любой архитектор вам скажет, что это самая строгая зона. А ее-то как раз и нет...

И здесь я не могу не коснуться правил землепользования и застройки в Волгограде – документа, который существует в составе генерального плана города и который оговаривает все требования к застройке. На основании его оформляются потом документы на участок. И комитет по градостроительству и архитектуре говорит, что, мол, мы все делаем в соответствии с Градостроительным кодексом – там есть процесс по внесению изменений. На что я все время говорю на всех общественных слушаниях: как можно принимать такой документ в составе генплана, а потом его все время менять? Вы зайдите на сайт городской администрации и посмотрите. Там же почти каждый день внесение изменений! Это значит, что сегодня любой человек может сделать заявку в специальную комиссию при мэрии на любой участок в городе. Хоть даже на Набережной. И я вам расскажу, как это можно сделать.

– То есть вы знаете, как сегодня можно незаконно получить участок?

– Так ведь сейчас минкультуры, по сути, разрешило застройку Набережной! Поэтому сейчас на нижней террасе, прямо напротив лестницы, можно построить то же кафе. Или, к примеру, высотную гостиницу – прямо рядом с музеем-заповедником «Сталинградская битва». Но строить или не строить – решает, конечно, эта комиссия. Однако на примере того же «Маяка» ситуация сложилась очень странная. Ну как можно было вокруг узенького клочка земли вокруг ресторан позволять какую-то застройку? Я вот согласиться с этим никак не могла. Но во время общественных слушаний таких, как я, было всего восемь человек. Так что большинством голосов решение было принято в пользу застройщика. Что интересно, большинство составляли рабочие офсетной фабрики, представители каких-то организаций... Любопытно, что этот участок земли вокруг «Маяка» входил в территорию Набережной по проекту, который в это время «завис» на антикоррупционной экспертизе!

Невольно задаешься вопросом: что происходит в комитете по градостроительству и архитектуре? Чиновники не только не учитывают проект зон охраны, который был разработан в составе генплана. Они даже не смотрят на то, что находится в разработке со скандалом, с решением суда. В территорию Набережной и по первому, и по второму проектам входит этот «Маяк». То есть строительство запрещено. Тем не менее комиссия большинством голосов его разрешает. В правила землепользования тут же вносится этот участок. А ведь должно быть заседание думы по этому участку... Прошло оно или нет – я, честно говоря, не в курсе. Но я вижу на сайте мэрии, что вокруг «Маяка» – зона застройки... И я могу сказать только одно: я как эксперт на такого рода проекты никогда не соглашусь.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter