В Волгограде 7 сентября на проспекте Ленина между центральной лестницей мемориального комплекса на Мамаевом кургане и Дворцом спорта возводят забор под строительство пятиэтажного ситуационно-аналитического центра ПАО «Волгоградоблэлектро». Общественники считают, что появление нового объекта испортит восприятие «Родины-матери», и негативно оценивают застройку подножия склона Мамаева кургана со стороны Первой Продольной.
«Социально ориентированный объект»
— Вчера я проезжал мимо Мамаева кургана и увидел, что на участке от Дворца спорта до мемориального комплекса возводят забор, — рассказал корреспонденту V1.RU председатель совета волгоградского регионального отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Валерий Котельников. — Вспомнил, как два года назад в СМИ писали, что там собираются строить торгово-офисный центр, который закроет «Родину-мать» со стороны проспекта Ленина. Сейчас тракторы растаскивают блоки, ведутся подготовительные работы к строительству забора для последующей согласованной стройки. Это будет тот же самый фуд-корт, как в Банковском переулке на входе в Центральный рынок. Только этот перегородит обзор главной высоты России с Первой Продольной.
Строиться будет пятиэтажный ситуационно-аналитический центр ПАО «Волгоградоблэлектро», проект которого был презентован в феврале прошлого года.
— Перед началом работ мы огораживаем территорию земельного участка, на котором будет строиться ситуационный центр компании, — любезно пояснили в компании.
В самом центре по завершении строительства, помимо офисов для сотрудников компании, откроют многофункциональный центр, кафе, магазины. На нулевом этаже здания будет подземная парковка. Будет функционировать конференц-зал.
— Здание планируется у подножия Мамаева кургана, параллельно проспекту Ленина рядом с веткой железной дороги, — сообщали в компании — проектировщике объекта. — Эти градостроительные факторы обусловили создание «сломанной» прямоугольной формы ситуационно-аналитического центра. На его фасаде будет интегрированная система светильников, расставленных в шахматном порядке. Она усилит динамичность формы в тёмное время суток, так как основной ракурс на здание — это вид со стороны проспекта. Это будет объект коммунально-бытового назначения. Социально ориентированный объект, где в том числе будут обслуживаться клиенты.
«Статую теперь можно будет видеть только в определённых точках»
Застройку данной территории защитники памятников и культурного наследия считают вредной и недопустимой.
— В советское время не случайно была открытая площадка от Дворца спорта до Метизного завода. Можно было ехать по проспекту и на всём протяжении проспекта Ленина видеть «Родину-мать», — говорит Валерий Котельников. — Но построили автоцентр, сейчас возведут ещё и этот офисный центр. «Родину-мать» со стороны Волги начали активно застраивать. Визуальный ряд полностью нарушен. То есть статую теперь можно будет видеть только в определённых точках.
Разрешили застраивать территорию шесть лет назад.
— Вообще эта зона должна относиться и относилась раньше к мемориальному парку, — говорит Валерий Котельников. — Это была зона регулируемой застройки, где было запрещено строить всё, что выше двух метров. Но в 2014 году данное ограничение сняли, и теперь там можно строить всё что угодно. Это было в апреле, и это был первый указ после назначения на должность исполняющего обязанности губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, хотя он подписан и не им лично. В истории его губернаторства в Волгоградской области первый указ посвящён именно изменению зон застройки Мамаева кургана.
Валерий Котельников считает, что целесообразнее было бы использовать застраиваемую землю под парк.
— Логичнее сделать там сквер, парк, зелёные зоны. Тут надо думать, а вот застроить проще всего. Всё делают ради прибыли, а на остальное всё равно. Такие знаковые вещи нельзя принимать так просто. Ещё раньше так же просто построили армянский ресторан «Аристократ», теперь этот центр, не удивлюсь, если расширится там же расположенная заправка, — отметил защитник объектов культурного наследия. — Я так думаю, что, когда у нас изменится нынешняя политическая воля, руководство, у нас много чему будет дан обратный ход. Потому что очень многое принимается без оглядки на законодательство. Либо законодательство переделывают под свои хотелки.
«Вылезли заправки, мойки, магазины»
Бывший архитектор Волгоградской области Александр Вязьмин отметил, что в своё время вопрос использования земли на проспекте Ленина до конца не продумали, а потом её просто застроили.
— Сам ансамбль «Героям Сталинградской битвы» не симметричен, поэтому идеи сделать справа от входной группы зеркальную копию мемориального парка никогда не было, — говорит Александр Вязьмин. — За всё время какого-то комплексного решения от Мамаева кургана до площади Возрождения практически не было. Самым главным объектом на этой территории всегда был Дворец спорта и площадь перед ним с огромным фонтаном, который потом почему-то посчитали ненужным. Изначально фонтан служил целям кондиционирования, а потом систему кондиционирования выстроили по другому, а он остался декоративным элементом. В лихие 1990-е кто-то посчитал, что фонтан совсем не нужен, и его продали как объект недвижимости. На месте фонтана вырос автомобильный салон, хотя там была большая площадь, соответствующая объёмам самого Дворца спорта. Потом там возник ещё один магазин, ещё позднее заправка.
Руководство Дворца спорта в середине 2000-х решило извлечь пользу из огромного участка перед зданием. Вначале его отдали в аренду под огромную сельскохозяйственную ярмарку, а в 2008 году и вовсе передали его путём хитрых схем компании «АЦ Русь-Авто» в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения «Мамаев курган — место ожесточенных боев 1942–1943 годов».
30 июня 2011 года администрация Волгограда выдала питерской бизнес-структуре разрешение на строительство дилерских автоцентров на этом участке.
Министерство культуры, прокуратура и другие надзорные органы в судах пытались аннулировать предоставление огромного участка земли частной компании. Судебные тяжбы идут до сих пор.
Александр Вязьмин уверен, что застройка подножия Мамаева кургана — не лучшее решение для развития города.
— Там очень долгие годы мозолил глаза и был на виду молочный комбинат, остатки заводика с безобразной ржавой крышей и непонятными трубами. Потом трубы убрали, завод перепродали, — отмечает Александр Вязьмин. — Сейчас он, слава богу, спрятался за железной дорогой. Но вылезли заправки, мойки, магазины. Конечно же, должно было быть комплексное решение по приведению этой части проспекта Ленина в полный порядок. Я думаю, что такая задача остаётся. Надо садиться и думать, может быть, объявлять конкурс по развитию данной территории. Мемориальный парк был привязан к ЧМ-2018, стадиону «Волгоград Арена». Понятное дело, что всё по нему было выполнено. А вот эта часть проспекта Ленина в эту программу не попала.
«Озеленение Мамаева кургана требует особого внимания»
Александр Вязьмин считает, что особого внимания требует озеленение Мамаева кургана в целом.
— А по-хорошему надо делать комплексный проект Мамаева кургана. Надо пересматривать всю территорию от проспекта Ленина до Второй Продольной: обновлять систему озеленения, делать новые прогулочные дорожки. Они, кстати, были намечены в своё время, — говорит архитектор. — Но до большого комплексного проекта руки ни у кого не доходят. Озеленение Мамаева кургана тем временем требует особого внимания. Так, как надо, сейчас выглядит достойно только входная часть и то, что входит в границы самого мемориала. А остальная часть Мамаева кургана, если посмотреть с вертолёта, выглядит страшно. И не поливается, и не очень ухаживается, и периодически горит. Выглядит эта зелёная фоновая территория мемориала не очень достойно.
В августе прошлого года директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев защитил в Минкульте РФ концепцию пятилетнего развития волгоградского музея, включающую выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ по всем объектам и создание на склонах Мамаева кургана пешеходных маршрутов.
— В границах между ветками железных дорог и Второй Продольной на площади 350 гектаров предполагается развитие лесопарковой зоны, — делился планами Алексей Дементьев. — С остановочными пунктами, рекреационными зонами, пешеходными дорожками, велодорожками, зонами спортивных и интерактивных площадок.
Земли между железной дорогой и проспектом Ленина в проект не входят, поскольку не относятся к территории музея-заповедника.
Историки уверяют, что застраивать Мамаев курган в дореволюционной России не хотели.
— Насколько мне известно, во времена Царицына никаких капитальных сооружений на склонах Мамаева кургана построено не было, — говорит краевед Роман Шкода. — Это была просто возвышенная точка. Вокруг люди селились, но на «гору» никто не лез. В царицынские времена построили завод «Урал — Волга», нынешний «Красный Октябрь». Вокруг него выросли посёлки. На месте стадиона был Нобелевский городок. Город тянулся вдоль Волги, а на склонах Мамаева кургана и за ним Царицына не было.
У подножия Мамаева кургана примерно в 1920-х годах появился посёлок Тир. Он был основан рядом с большим пустырём, где в те годы находился тир Красной армии. Скорее всего, именно поэтому посёлок назвали Тиром. В пользу этой версии говорят и названия некоторых улиц: Стрелковая, Снайперская. О необычной судьбе посёлка мы писали в отдельном материале.
А недалеко от строящегося пятиэтажного центра сохранилось несколько домов улицы Горной, появившихся в 1950-е годы. Их владельцы живут непосредственно на Мамаевом кургане.