Юные Кулибины решают задачи, которыми заняты мировые компании
Юные Кулибины решают задачи, которыми заняты мировые компании

Не обращая внимания на выросших словно из-под земли гостей, двое школьников с жаром обсуждают своего нового робота: «А если так припаять?». Понять их птичий язык или, тем более, разобраться в хитросплетениях проводов — задача не для дилетанта. Оценив техническую безграмотность собеседников, робототехники переходят на «light — уровень». 

— Мы строим робота-пожарного, который будет искать и тушить свечу в большом доме, — рассказывает юный Кулибин Дмитрий Горшенев. — Задача, прямо скажем, непростая. Ему предстоит пройти по лабиринту и не снести никаких конструкций. Понимаете, робот — штука примитивная. Будет делать лишь то, что ему сказали и чему научили. А свеча — это не калиброванный источник света. Светит то ярче, то тускнее — это раз. Меняется в размерах — два. Стоит подуть ветру или загореться вспышке, и наш робот может «потеряться». Чтобы не попасть впросак, прорабатываем все варианты.

Разобраться в сплетении проводов могут только сами изобретатели
Разобраться в сплетении проводов могут только сами изобретатели

Снарядить необычного пожарного обычной водой у юных изобретателей не получилось. Желая блеснуть на конкурсе роботов не только технической мощью, но и оригинальностью, ученики школы робототехники решили: Будем тушить спреем. Но снова незадача. Оказалось, что эта гениальная идея в прошлом году уже осеняла головы конкурентов.

— В итоге они решили, что пожарный будет поливать свечу газовым баллончиком с углекислотой. Ребята стараются сделать робота самостоятельно. Иногда, правда, просят старших коллег помочь с программированием. Но на деле оказывается, что куда проще найти ответ экспериментальным путем, чем разобраться в эмоциональных подсказках других учеников, — уверен руководитель детской школы робототехники Александр Галкин. — Наш пожарный сделан на платформе arduino. Каждая деталь подбирается отдельно (и никаких готовых конструкций). Понять, куда идет тот или иной проводок, сейчас смогут только сами изобретатели.

В школе робототехники нет ни одной взрослой работы
В школе робототехники нет ни одной взрослой работы

Если вы собрались на экскурсию в школу робототехники, готовьтесь удивляться. И оригинальным идеям, и возрасту начинающих изобретателей. Сортировщик кубиков, распознающий разные цвета, хлебопечка или недетское предложение об автоматизации работы волгоградской подземки — дело рук учеников начальной школы.

— У нас нет ни одной взрослой работы. Наша главная задача — вырастить из них изобретателей и научить пользоваться теми знаниями, которые они получают в школе, — комментирует Александр Галкин. — Сначала мы задаем своим ученикам тренд и отрабатываем с ними классику робототехники. Когда у них появляется не только опыт, но и знания, они могут выбирать свое собственное направление.

Роботы - пауки работают как навигатор и ищут единственно правильный путь
Роботы - пауки работают как навигатор и ищут единственно правильный путь

Наряду с изобретениями, над которыми работают мировые компании, в школе рождаются по-детски озорные и шуточные роботы. В компанию к дружелюбной собаке, которая по замыслу юных изобретателей должна делиться конфетами, ученики положили бластер, появившийся из старой растерзанной дрели.

— Кто-то работает над машинкой, которая сама останавливается перед светофором, а кто-то мастерит такую вот роботизированную игрушку, — рассуждает Александр Галкин. — Здесь не так важно, собираешь ли ты робота из металла или делаешь его из обычной картонки. Главное включать не только логику, но и фантазию.

А вот и первые творения юных конструкторов
А вот и первые творения юных конструкторов

После такого эффектного представления у многих посетителей возникает лишь пара вопросов: в какой лаборатории куют робототехников и можно ли ученикам с мирскими знаниями попасть в их касту?

— Безусловно, у нас есть одаренные дети, — комментирует Александр Галкин. — Но большинство учеников — обычные ребята, которые начинают знакомство с робототехникой с обычного «Lego». На занятия приходят четырехлетние дети, которые сперва просто играют, а потом вполне серьезно обсуждают: из чего состоит тот же трансформер? Как его можно сделать? Юные робототехники начинают креативить и выдавать на гора какие-то оригинальные и интересные идеи.

С чего начинается робот?

За десять минут до занятий младшая группа юных изобретателей, многим из которых стукнуло всего по пять лет, кажется обычной группой в детском саду: такой же шумной и не в меру активной. Чтобы повзрослеть, маленьким «почемучкам» стоит достать своих первых роботов: на полках пестрит разноцветный богомол, который двигает лапами, акула «Страшная молния» с необычной легендой и еще с десяток питомцев роботизированного зоопарка.

— Обучение самых маленьких конструкторов (некоторым из них всего 3,5 года) начинается с правильной укладки кубиков, — рассказывает о тонкостях педагогического процесса преподаватель дошкольный группы Екатерина Галкина. — Постепенно мы знакомимся с механизмами — дети собирают шестеренки, работают с зубчатыми и червячными передачами. Некоторые соблюдают инструкцию, а другие отбрасывают все листки и мастерят что-то свое.

Самым маленьким изобретателям еще не исполнилось четырех лет
Самым маленьким изобретателям еще не исполнилось четырех лет

Если на первых порах начинающим изобретателям разрешают отвлечься от теории и погонять машинки, то уже с первого класса все игры сменяются серьезной наукой. На очереди — программирование!

— Занятие учеников постарше начинается с постановки задачи: робот должен подняться на канат. Из «ингредиентов»: лего, один брик, три мотора и фантазия, — уточняет преподаватель школы робототехники Никита Бажов. — Отработав механизмы захвата, изобретатели начинают строить основную конструкцию. Проверено опытным путем: самые простые конструкции оказываются и самыми надежными. Это все равно что автомат Калашникова: простой, но проверенный временем. После занятия я чаще всего слышу две фразы: «Можно забрать робота домой?» и протяжное «Не разбирайте моего робота. Он самый родной».

По словам педагогов, поиграть в детских роботов приходят даже их родители
По словам педагогов, поиграть в детских роботов приходят даже их родители

Наблюдая за роботами — пауками, которые должны, словно канатоходцы пройти по строго очерченной линии, педагоги рассказывают о творческих дуэтах. По их словам, с возрастом изобретатели перестают быть одиночками и, понимая свои слабые стороны, ищут напарника — один на пятерку закручивает болты, а другой мастерски пишет программы.

— Когда у ребят есть свободное время, они пытаются прокачивать свои слабые стороны. Но все равно у каждого из них есть своя фишка, — уверен Никита Бажов. — Впрочем, есть и те, кто самостоятельно строит робота «от сих до сих». С одной стороны, это даже удобнее: только ты знаешь, что происходит в каждой части робота. Но все же тратишь на его строительство гораздо больше времени. Кстати, если юный роботехник за неаккуратные и отваливающиеся детали на соревнованиях лишится пары-тройки лишних баллов, то взрослый конструктор останется при своих. Главное, чтобы все работало словно часы, и примитивная машина с полуслова понимала своего мастера.

Первые шаги в детской робототехнике
Первые шаги в детской робототехнике