Пять раз единственный в городе светский орган мог замолчать навсегда из-за потопов в областной филармонии. Сейчас над ним снова нависла угроза – по мнению хранителя инструмента, в ближайшее время музыкального «короля» могут разобрать и выбросить на улицу.
Единственный в Волгоградской области настройщик Александр Кравчук при встрече сразу же достает из портмоне старую визитку с гордой надписью «Хранитель органа». То, что рядом лежит предписание о его сокращении с должности, мастер предпочитает не вспоминать.
– Орган очень долго считался вражеским и никому не нужным инструментом. По-моему, сейчас ситуация повторяется, – начинает Александр Кравчук. – Я помню, как еще студентами украинского музыкального училища мы спасали музыкального «короля», которого безжалостно разбивали в костеле. Не знаю, каким чудом наш руководитель договорился с властью, но мы забрали орган к себе в училище. Играл он, конечно, очень фальшиво. Но уже тогда я понял, какая это мощь. И заболел...на всю жизнь.
Александр Кравчук, влюбленный в органную музыку, до сих пор помнит, как услышал об установке в Волгограде нового органа и сразу же побежал устраиваться в областную филармонию. Тогда мужчине резко отрезали: «Настройщики нам не нужны». Спустя 40 лет единственный в области хранитель инструмента снова услышал эти слова.
– Когда в 1989 году чехи собирали у нас орган, я приносил им пиво, чтобы просто посмотреть на завораживающую работу мастеров. Кстати, многому у них научился, –вспоминает Александр Кравчук. – Когда наши руководители зашли внутрь инструмента, то быстро поняли: без знающего человека здесь никуда. Меня пригласили на новую должность и торжественно вручили ключи от инструмента.
Болезни органа
Александр Кравчук не любит говорить о политике нового руководства областной филармонии. Часами он может рассказывать только о своем родном инструменте. В трех комнатах органа, которые за сорок лет работы стали его второй квартирой, хранитель настраивает шесть тысяч труб. По одной нестройной ноте мастер сразу может определить «болезнь» инструмента.
– Меня приглашали настраивать органы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и даже Ханты-Мансийске. Я видел, как к нему относятся в больших концертных залах. Там он действительно король, которого обслуживает целая свита, – рассказывает Александр Кравчук. – А наш орган стоит в хлеву. Около него постоянно пляшут. Декорации ставят, поднимают туда-сюда эту пыльную кулисную тряпку. О каком порядке может идти речь?
Чтобы очистить орган от пыли, хранителю нужно достать все шесть тысяч труб – работа титаническая и дорогая. В последний раз генеральная уборка внутри инструмента проводилась пять лет назад. На помощь Александру Кравчуку приезжали чехи, которые вместе с мастером кропотливо очистили от пыли каждую деталь этого огромного механизма.
– Сейчас органу срочно нужна такая же очистка, – уверен Александр Кравчук. – Я могу протереть передние трубочки. Но если проводить уборку избирательно, то будет нарушено звучание. Капитальная чистка обойдется областной филармонии примерно в три миллиона рублей. Сумма немаленькая, но ведь нам нужен инструмент? В ответ я слышу только лишь: «Что ты возишься со своим органом? Он всем мешает». Намного проще убрать его совсем и освободить сцену для приезжих звезд. За последние несколько лет мне не выделили ни копейки на содержание инструмента. Даже отвертки и инструменты я покупал за собственные деньги.
За своей орган хранитель Александр Кравчук болеет не только душой. После того, как «короля» музыкальных инструментов залило водой, настройщик сразу попал в больницу.
– Вы представляете, какой абсурд. Прямо над органом установлено 33 лейки пожарной сигнализации. Спрашиваю «Зачем?» Положено по проекту. Пять раз у системы срабатывали какие- то клапаны, и на орган выливалась вода. Знаете скрипку Страдивари? Представляете, если над ней поставить какую-то лейку? А над органом, получается можно, – возмущается Александр Кравчук. – Вода и огонь для него – верная гибель.
Есть ли будущее у волгоградского органа?
Зарплата 10 тысяч рублей, сокращение помощника и единственного в филармонии штатного органиста. Обо всех этих проблемах Александр Кравчук забывает, когда осторожно прикасается к клавишам своего любимого инструмента. Хранитель видел «королей» музыки почти во всех городах России и может точно сказать: волгоградский инструмент самый романтичный и мягко звучащий.
– Раньше я занимался органом и днем, и ночью. С закрытыми глазами могу найти в нем любую трубочку, – эмоционально рассказывает Александр Кравчук. – Меня просто завораживает, насколько богат этот инструмент. За 27 лет мы до сих пор не слышали всех его звучаний. Теперь и не знаю, услышим ли.
Меж тем новое руководство областной филармонии сразу после разговора Александра Кравчука с корреспондентами V1.ru пообещало ему сохранить орган и восстановить в должности.
– Меня заверили, что после моего сокращения меня сразу примут на работу в организацию-правопреемник областной филармонии и даже пообещали начать новый органный сезон, – уточняет Александр Кравчук. – Вообще-то без работы я бы не остался – меня зовут во многие города России, в Германию. Для них я уважаемый мастер, а здесь – никто. Но куда я могу уехать, если без меня наш орган может совсем зачахнуть?
Фото: Алексей Волхонский