Уже в ближайшее время волгоградцы станут свидетелями кардинального преображения центральной части города – Привокзальной площади, которую освободят под прогулочную зону и сделают пешеходной. Внешний и внутренний ремонт ждет и само здание железнодорожного вокзала, который был отстроен еще в послевоенные годы. Полгода назад не стало художника, который был одним из создателей уникальных потолочных фресок вокзала.
Автопортрет Михаила Пышты
Михаил Пышта написал и другие яркие штрихи в портрете Волгограда: панно и мозаики в здании Центрального рынка, на Волжской ГЭС, Аллее Героев, Дворце профсоюзов. И все же история с вокзальной фреской стала одной из самых ярких в биографии легендарного художника.
Напомним, сегодня судьба Привокзальной площади и самого вокзала решается не только руководством РЖД, но и руководством области. Одно из последних решений – перенести автопарковку и сделать площадь пешеходной. Фонтан «Детский хоровод» ждет серьезная реконструкция и, возможно, переезд. А в здании вокзала появятся лифты и будет проведен ремонт. Вполне возможно, он затронет и уникальные фрески, над которыми довелось работать и Михаилу Пыште.
Как Сталина переделали в рабочего
В послевоенные годы идеологическим вопросам уделялось чрезвычайно много внимания, поэтому, когда наступил период развенчания культа личности, взялись и за монументальные сюжеты.
Панно в одном из залов железнодорожного вокзала
– И здесь вспомнили о росписях железнодорожного вокзала, которые делали Скрипков, Мельберт и Крылов, – рассказывает дочь легендарного монументалиста Екатерина Пышта. – В 1962 году было решено убрать из композиции фигуру Сталина, переписав фреску. Соответственно, пришлось переписывать и окружение Сталина. Выполнить такого рода реконструкцию-реставрацию поручили отцу. Насколько это удалось, можно судить и сегодня. Согласитесь, сложно представить, что на месте простого рабочего в композиции когда-то был запечатлен Сталин.
Первоначально на месте рабочего был изображен Сталин
В работе Михаила Пышты это был едва ли не единственный случай внесения глобальных исправлений в работу. Впоследствии ему пришлось реставрировать уже собственные фрески, но никогда просьбы заказчиков не требовали внесения глобальных изменений. К примеру, во время ремонта в офтальмологической клинике при областной больнице часть самой яркой росписи волгоградского художника рабочие забрызгали краской. Попытавшись ликвидировать следы оплошности, вместе с белилами маляры тщательно отмыли и детали уникальной работы. Утраченные элементы пришлось восстановить самому Михаилу Яковлевичу.
Сегодня вокзальные фрески нуждаются в реставрации
Город с единственной улицей
Мастерская Михаила Пышты, в которой принимает корреспондентов его дочь Екатерина, мало напоминает о том, что здесь работал главный художник Волгограда. Последние годы жизни мастер целиком отдался станковой живописи, и со стен на нас смотрят многочисленные пейзажи поймы, портреты волгоградских тружеников и этюды, написанные в зарубежных поездках.
В мастерской отца Екатерина Пышта вспоминает самые яркие его работы
– Здесь собрана только часть работ отца, – рассказывает Екатерина Пышта. – Будучи натурой щедрой, он часто дарил свои работы, а многие его полотна хранятся в коллекциях волгоградских музеев. Ему посчастливилось написать портреты знаменитых волгоградцев: поэтессы Маргариты Агашиной, архитектора Симбирцева, профессора Александра Водовозова.
В музее имени Машкова выставляется объехавшая многие выставки картина «Сталинградская весна». На ней-то и запечатлен тот Сталинград, каким он был в самом начале его мирной жизни. Почти таким же его увидел 30-летний Михаил, когда приехал в город по распределению после окончания Ленинградского художественного училища имени Мухиной. Город, состоявший из руин и одной-единственной улицы – улицы Мира.
Мозаику на Центральном рынке вручную собирали два года
Работа над панно на Центральном рынке заняла два года
Разрушенный до основания Сталинград должен был стать памятником человеческому мужеству и стойкости, и к этой работе были привлечены лучшие специалисты. То, чем сегодня гордится Волгоград, было сделано по лучшим в то время технологиям.
Фрагмент панно в главном корпусе Центрального рынка
– Буквально с колес вчерашний студент включился в работу и занялся росписями фойе здания Облсовпрофа, – рассказывает Екатерина Пышта. – Вместе с коллегами-единомышленниками отец буквально жил на стройках. Задача перед художниками стояла совершенно четкая, а фронт работ был неисчерпаем. Самой любимой и самой сложной его работой было создание двух мозаичных панно в здании Центрального рынка, которые сохранились и сегодня. Размер панно «Труженики поймы» и «Приглашение гостей» впечатляет: по 95 квадратных метров каждое. При этом выполнены они из крошечных кусочков мозаики.
Кусочки мозаики для панно делали на заказ
В следующий раз, гуляя по нынешнему МАНу, обратите на них внимание, оторвитесь от прилавков и поднимите глаза вверх. Мозаичную плитку в 46 оттенках для панно делали на заказ на волгоградских предприятиях. Это был кропотливый труд, потому что для каждой партии подбиралась индивидуальная колеровка. Сегодня, когда главным материалом для творчества стала китайская штамповка, повторить эту работу было бы невозможно. Сложно представить, но панно на Центральном рынке вручную мелким модулем собирали почти два года.
Похвала Хрущева «Победы» стоит
Среди первых работ молодого художника было и создание панно для Волжской ГЭС. Свои эскизы на творческом конкурсе для этого объекта представили московские и ленинградские художники. Но выбор комиссии пал на работу творческого коллектива сталинградских художников. Вместе Михаилом Пыштой в творческую группу вошли Николай Бароха, Юрий Боско, Александр Петров и Дмитрий Панкратов.
Семь панно со сталинградцами, которые встречают делегации со всего мира
Как и многие работы, панно готовилось к определенной дате, на этот раз – к приезду Никиты Хрущева. За три дня до часа икс руководитель проекта Николай Бароха обнаружил под уже готовой работой некачественно подготовленную стену и срубил часть панно. Начальник стройки, всякий раз ласково напоминавший: не успеете закончить – будете здесь же висеть, взорвался и пообещал залить цементом весь рельеф.
Сохранившиеся и сегодня панно в здании Облсовпрофа
– В тот момент отец вместе с коллегами работал и днем, и ночью. Получилось не просто успеть, но и заслужить похвалу Хрущева, – вспоминает дочь художника. – Хрущев был очень впечатлен работой, и коллектив все-таки получил обещанную премию. Как раз ее Михаил Яковлевич потратил на свой любимый автомобиль – «Победу». Но по большому счету привилегий работы в статусе главного художника было не так много, а вот обязанностей и ответственности – в разы больше.
Так художник увидел революцию на Востоке и в Африке
Екатерина Пышта вспоминает, что бывали в жизни Михаила Пышты и вовсе обидные эпизоды. К примеру, он вошел в состав творческого коллектива, который разработал и воплотил в жизнь композицию Аллеи Героев. На момент приема работы высокими гостями об авторах забыли, их имена до сих пор редко упоминаются. Все благодарности и премии за них получили чиновники, презентовавшие композицию руководству.
Тема панно на эстакаде Волжской ГЭС – энергия миру, труду и прогрессу
Панно с фигурой Ленина в здании Облсовпрофа
Отец едва пережил, что город заполонили киоски
Сегодня сложно представить, но в должности главного художника Волгограда, которую Михаил Пышта занимал 20 лет – с 1969 года, он отвечал за, казалось бы, такие незначительные мелочи, как дорожные знаки.
Многие работы Михаил Пышта написал в зарубежных поездках
– Проекты остановочных павильонов и стел, установленных на въезде в город, тоже утверждались на градостроительном совете, – рассказывает Екатерина Пышта. – Причем внимание уделялось не только идеологии, но и качеству исполнения. Именно поэтому еще с прошлого века сохранилось столько остановочных павильонов. До 90-х годов Волгоград жил по четким художественным правилам, в которых прослеживалась изначально поставленная задача – сохранить город как главный в стране центр патриотического воспитания. Тогда никто не мог и подумать, что в святых для города местах построят чебуречные, которые расползутся по всему Волгограду и станут абсолютно неконтролируемым явлением. Когда в 90-е повсюду начали строить киоски, а исторические фасады зданий завешивать рекламными баннерами, было ощущение, что все закончилось. Отец очень тяжело переживал эти перемены.
Михаил Яковлевич любил качественные краски и не жалел денег на них
Но даже в это время всеобщего отрицания работы Михаилы Пышты удалось сохранить. К примеру, за мозаики на Центральном рынке вступилась горадминистрация. Панно давно стали символом Центрального района, и их отстояли. «Счастливыми» оказались и другие работы Михаила Пышты.
Вместо заказов – талантливые ученики
И все же дочь считает, что выжить и не сломаться в то непростое для художников время помогло не это.
Пышта много рисовал своих соотечественников
– Отец всегда считал, что главный стержень человека – не на периферии, а внутри. Именно этот стержень помогает выжить даже в самых немыслимых ситуациях. Для него таким переломным моментом стали 90-е годы, когда с развалом Союза забота о внешнем облике города-героя вдруг оказалась никому не нужной. Был забыт и заброшен план монументальной пропаганды Волгограда. Оказались похороненными мечты когда-нибудь расписать ресторан «Волгоград». В ничто превратилась огромная база Художественного фонда, ушла плеяда специалистов, которые работали в уникальных техниках гипсового литья, альфрейных работ. Не стало заказов.
Михаил Пышта часто выезжал на пленэры в область
И именно тогда Михаил Яковлевич выступил с инициативой создать при архитектурном факультете Горхоза специализацию «монументально-декоративное искусство». Своим студентам Михаил Пышта старался передать все свои знания и навыки, надеясь, что они пригодятся городу. Оптимист до мозга костей, солнечный и радостный человек, он умел зарядить своим настроением и своей энергией, воспитав немало талантливых учеников. Сегодня Горхоз остается единственной в ЮФО кузницей кадров для специалистов монументально-декоративного искусства. Уже ученики Пышты выполняли на заказ работы для компании «Лукойл», расписывали ДК имени Гагарина в Красноооктябрьском районе, Дом офицеров и госпиталь ветеранов. Многие выпускники факультета успешно работают в Москве и Санкт-Петербурге.
Профессия по наследству
Дочь и сын Михаила Пышты не видели для себя иной профессии, кроме творческой, но монументалистами не стали – увлеклись керамикой и витражом.
В мастерской Михаила Пышты все сохранилось как при Мастере
– Мы очень необычно жили, – вспоминает Екатерина. – Папа с мамой с утра могли решить поехать по военной грузинской дороге, к обеду уже укладывали в «Победу» чемоданы и нас на заднее сиденье. А что мы привозили из наших поездок – орла, индюков. К слову, они жили у нас в квартире. Однажды папа спросил: почему мы не заведем ульи?
Турист из Михаила Пышты выходил своеобразным – пока спутники бегали по магазинам, художник выходил на крышу и, не отрываясь, писал живописные улочки Флоренции и Вьетнама.
– Потом он с таким же азартом ездил на пленэры в область, где писал этюды с натуры, по вечерам варил шулюм и изобретал собственные рецепты. Фантазер и очень интересный в быту человек, он всегда был окружен людьми. В последнее время он почти ничего не видел и не слышал, но все равно писал, – рассказывает Екатерина. – Он знал, что творчество для него как батарейка.
Работа с крестом так и осталась незавершенной
Единственное, чего так и не смог освоить Михаил Яковлевич, – компьютер.
– Интернет он и вовсе ругал, потому что его приводила в ужас фрагментарность мышления. Он считал, что набор каких-то фактов никогда не станет явлением.
Между тем сам Михаил Яковлевич Пышта стал настоящим явлением, это признают и его коллеги, и многочисленные ученики.
В память об отце к его 90-летию Екатерина Пышта планирует открыть персональную выставку работ Михаила Пышты в Союзе писателей или Союзе художников и сохранить его мастерскую. Здесь и сегодня частенько бывают студенты, которые черпают вдохновение в работах Мастера. Кто знает, быть может, именно эти эмоции помогут написать новые яркие мазки в облике Волгограда.
В списке монументальных творческих работ Михаила Пышты:
• роспись холла учебного корпуса глазной клиники;
• панно на эстакаде Волжской ГЭС;
• роспись панно в здании Облсовпрофа;
• роспись ресторана и гостиницы «Интурист»;
• комплексное оформление кафе «Молодежное» в Волгограде;
• роспись зала для интуристов в аэропорту Волгограда;
• два рельефа с мозаикой Туристического вокзала в Волгограде;
• триумфальное панно «Сталинград – город-герой» у Туристического вокзала в Волгограде;
• мемориальный комплекс «Сталинградцам – героям Советского Союза и кавалерам трех Орденов Славы» на Аллее Героев
• мозаичное панно мемориала «Не вернувшимся с Великой Отечественной войны» в Усть-Бузулуке;
• металлическая перегородка со стеклом в Волгоградском цирке;
• роспись в городе Котово в одноименном племсовхозе;
• рельеф Дома моделей (36 кв. м).
Фото: Фото Алексея Волхонского