В Волгограде готовятся к началу подъема бронекатера, найденного подводными пловцами в Куропатке напротив центра города. Историки установили, что затопленный корабль — это бронекатер БК-31, погибший ровно 75 лет назад — 9 октября 1942 года. Вместе с кораблем погиб и его капитан, которому было всего 23 года.
Напомним, любители подводного плавания наткнулись на затопленный напротив центра Волгограда бронекатер еще летом прошлого года. Полузанесенный песком и илом бронекатер лежал на относительно небольшой глубине и, судя по повреждениям, был расстрелян и затонул во время Сталинградской битвы.
Находкой пловцов заинтересовались в музее-заповеднике «Сталинградская битва» и компании, занимающейся подъемом затонувших судов в Волге и прилегающих затонах. Удалось выяснить и судьбу пролежавшего 75 лет на дне Волги корабля и его героического экипажа.
Как рассказал V1.ru историк речного флота, найденный пловцами бронекатер — это БК-31, погибший от огня немецкой артиллерии в разгар самых ожесточенных боев за центр Сталинграда осенью 1942 года и «родной брат» установленного на нижней террасе центральной набережной корабля-памятника БК-13.
— Уходящее теплое бабье лето осени 1942 года дополнялось красно-желтыми красками и жаркими протуберанцами горящего Сталинграда. Немцы освоились в самом центре города, прорвавшись к Волге, получив возможность обстреливать прямой наводкой сталинградские переправы, — рассказывает V1.ru о событиях осени 75-летней давности историк. — Маленькие боевые корабли Волжской военной флотилии не могли представлять серьезной угрозы для фашистских захватчиков. Напротив. И днем, и ночью в свете осветительных снарядов и бомб они являлись легкими целями для матерых, опытных немецких артиллеристов.
Бронекатер №31 попадал в сектор обстрела немецкой артиллерии в обоих случаях — выходил он на траверз набережной из Сталинградского затона или из-за прикрытия лесистого Голодного острова.
— В 1942 году, как и в наши дни, вход в воложку Куропатку был довольно узким, и совершать маневры уклонения было попросту негде, — говорит историк речного флота. – Немецкий снаряд, судя по лопнувшему металлу над машинным отделением, взорвался где-то в районе кормы. Броневой пояс борта, толщиной 6–8 мм, оказался разорван, и внутрь корпуса хлынула волжская вода. Стрелок главного калибра развернул башню вправо до упора. Похоже, что бронекатер вёл огонь по неприятелю или готовился к нему, выполняя боевую задачу до самой последней секунды.
По словам специалиста, исследователям удалось установить точную дату гибели судна и имя его командира — 23-летнего саратовца Павла Никитина. Вместе с ним были убиты старшины Колегов и Аникеенко и краснофлотец Черных. Ранено было пять человек. В обнаруженных документах указано, что БК-31 получил пробоины в районе кормы, рубки и машинного отделения. Он сел на отмели острова Голодного, и из-за сильного обстрела не было возможности его снять.
Постепенно погибший бронекатер затянуло в песок отмели. После войны, когда по всей Волге поднимали затонувшие суда, найти его под слоем песка не удалось. Всё это время БК-31 пролежал на отмели между Волгоградом и Краснослободском, в верхней части острова Голодного, где в 70-е годы был пляж. Только сейчас, когда образовалась разделившая отмель на две части протока, на него наткнулись водолазы. Но даже сейчас песка в нем настолько много, что даже рубка рулевого засыпана им под самый потолок.
Первоначально историки считали, что затонувший бронекатер относится к проекту 1125 – такому же, как БК-13, установленный у подножия музея-панорамы «Сталинградская битва». Примечательно, что бронекатера имеют «зеркальные» номера.
— Но нас смущает то, что в списках потерь личного состава Волжской военной флотилии под номером 31 указан бронекатер проекта С-40. Такие корабли оснащались двумя двигателями по 500 лошадиных сил, что даёт в сумме 1000, — размышляет историк речного флота. — Корабли этого проекта предназначались для реки Аму-Дарья, хотя после были очень востребованы как раз в европейской части СССР. В отличие от катеров проекта 1125 они были двухвинтовыми. Но в документах по судоподъёму за вторую половину 1940-х годов указано, что двигатель погибшего БК-31 имел 1200 лошадиных сил. Это позволяет предполагать, что бронекатер всё-таки относится к проекту 1125. Впрочем, внешне катера проектов 1125 и С-40 очень похожи. И в любом случае идентифицировать проект БК-31 получится лишь после проведения работ на месте его гибели.
Ожидается, что работы по подъёму погибшего 75 лет назад бронекатера начнутся в середине октября и продлятся около месяца.
— По предварительным оценкам вес бронекатера вместе с песком может составлять 150 тонн — это при собственном весе БК-31 в 30 тонн. Сейчас главное — бережно его поднять, – говорит эксперт. – Работы будут проходить при помощи судоподъёмного плавкрана. Если тянуть бронекатер на тросах к берегу, как это часто делают, его можно полностью разрушить за счёт большого веса находящегося внутри песка. Поэтому плавкран спустит на дно полотенца – три узкие металлические пластины, позволяющие поднять бронекатер бережно, равномерно распределив вес на каждую стрелу грузоподъёмностью 50 тонн каждая. БК-31 поставят аккуратно на баржу и отправят для восстановления на завод в Красноармейском районе Волгограда. А потом, после восстановления, его планируется установить на Мамаевом кургане.
Напомним, еще один бронекатер, БК-13, стоит на постаменте на центральной набережной Волгограда. Бывший непосредственным участником обороны Сталинграда с 24 июля по 17 декабря 1942 года, он был спасен группой ветеранов речного флота от сдачи на металлолом и установлен в мае 1995 года. Узнать подробнее историю БК-13 можно в материале на V1.ru.
Фото: Петр Лукашин