Город Культура Туристический вокзал

Туристический вокзал

Во времена СССР поезда с туристами останавливались на специальных туристических вокзалах.

Мозаичный рельеф «Мир вам» создавался специально для туристического вокзала

Сейчас для многих волгоградцев и тем более гостей города туристический вокзал — просто название места на Коммунистической. А когда-то это был настоящий железнодорожный вокзал специального назначения.

Турвокзал построили в 1972 году на расстоянии примерно 500 метров от основного вокзала Волгоград-1 специально для приема туристских поездов. Такие поезда возили советских граждан по всему Союзу. Некоторые маршруты были весьма протяженными, например, трехнедельный маршрут Ленинград — Оренбург — Ташкент –Фергана — Самарканд — Бухара — Душанбе — Ашхабад — Чарджоу — Волгоград — Ленинград.

Туристы со всей страны ехали в город-герой
Источник:

Обычно ночью поезд находился в пути, а утром, прибывая в какой-либо город, останавливался на таком вокзале. Кстати, назывались они не вокзалами, а базами отстоя туристских поездов. Поезда действительно отстаивались там, получая все необходимое обслуживание, а туристы в течение дня осматривали город. Затем возвращались в ожидающий их поезд и ехали дальше.

Подобные вокзалы были построены во многих крупных городах Советского Союза. Однако проект волгоградского туристического вокзала был не типовым, а индивидуальным. Заказчиком строительства выступало Управление железной дороги. Заказ поступил выдающемуся архитектору Орлину Ильичу Соколову-Добреву, который ранее проектировал для железных дорог гостиницу.

Уже на вокзале гостям города напоминали, чем славен город, в который они приехали

Орлин Ильич Соколов-Добрев (1937–2011) — советский архитектор. Родился в Новосибирске. В 1960 году окончил Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. С 1961 по 1997 годы работал в проектном институте «Волгоградгражданпроект», в 1998–2000 годах — главный инженер «Гипроводстроя». Член Союза архитекторов с 1968 года.
Среди работ Орлина Соколова-Добрева — создание генеральных планов многих районных центров Волгоградской области, проекты детальной планировки жилых районов областного центра, проект застройки Привокзальной площади станции Волгоград-1, трассы Третьей Продольной магистрали, проекты подходов к мостовому переходу через Волгу, генеральный план музея-панорамы «Сталинградская битва», туристического вокзала.

Проектирование началось в 1968–1969 году, в 1972-м вокзал открылся. Построили его быстро — туризм в СССР был популярен, в Волгоград приходило множество поездов.

Здание выполнено в стиле псевдоконструктивизма. Этот архитектурный стиль характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичными формами и монолитностью облика. Наибольшее значение в псевдоконструктивизме придается функциональности здания.

Главной задачей при проектировании вокзала было сделать его удобным для туристов

Здание турвокзала одноэтажное, с пассажирской платформой на крыше и навесом над ней. Внутри вокзала прибывшие в Волгоград туристы могли привести себя в порядок, посетив туалетные комнаты и душевые кабины. Отсюда на экскурсии по городу путешественников забирали автобусы, которые вечером привозили их обратно к поезду.

Здесь же, в здании турвокзала, располагался специальный отдел «Бюро путешествий» по обслуживанию турпоездов и кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. Позже рядом с турвокзалом предполагалось построить гостиницу. Над проектом работал известный волгоградский архитектор Александр Савченко, однако гостиница так и не была построена.

Нынешний вид вокзала с отдыхом и путешествиями никак не ассоциируется

На строительство вокзала денег не жалели. Проект был задуман и выполнен с размахом, не каждый город мог похвастаться подобным туристическим вокзалом — и в части размеров, и в части удобства для туристов. Кстати, финансово в нем участвовали не только железные дороги, но и Волгоградский областной совет профсоюзов. Со временем на фасаде турвокзала и торце соседнего здания появились мозаичные рельефы и мозаичное панно работы известного волгоградского художника-монументалиста Михаила Пышты.

Михаил Яковлевич Пышта (1926–2016) — один из патриархов волгоградского искусства, живописец-монументалист, заслуженный художник РСФСР. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной как художник-монументалист. С 1956 года жил и работал в Волгограде.
Автор многих произведений, хорошо знакомых каждому волгоградцу: росписи в ДК профсоюзов, монументально-декоративной композиции на здании Волжской ГЭС (в составе авторского коллектива), мозаик в здании Центрального рынка, потолочных фресок в здании вокзала Волгоград-1, мемориала «Героям Сталинграда — кавалерам трех орденов Славы» на Аллее Героев и многих других.
Михаил Пышта более 30 лет преподавал в архитектурно-строительном институте, на протяжении 15 лет был главным художником города. Много и успешно работал в станковой живописи.

Получив заказ на панно, Михаил Пышта решил сделать что-то особенное — так появились рельефы с мозаикой. Такие панно были дороги и сложны в изготовлении. Рельефные части вырезались из гипсо-цементной смеси, крепились к панно, а затем вокруг них выкладывалась мозаика. Собранное полностью полотно в дальнейшем монтировалось в объект.

Это пока еще сохранившееся панно — один из немногих образцов мозаичных рельефов в Волгограде

Центральный фасад украшен большим мозаичным рельефом «Мир вам». Он был изготовлен в 1975 году.

Жизнеутверждающий рельеф встречал посетителей турвокзала у главного входа

Абстрактный мозаичный рельеф «Роза ветров» появился на здании турвокзала в том же 1975 году..

Так выглядела «Роза ветров» (иллюстрация из книги «Волгоградские художники»)
Источник:

Сейчас его увидеть невозможно — он скрыт фасадом автомойки, а возможно, полностью утрачен.

Надежды на то, что рельеф сохранился под облицовкой здания, мало

Мозаичное триумфальное панно «Сталинград — город-герой» расположено на торце граничащего с турвокзалом здания по адресу: Коммунистическая, 21. Оно посвящено победе в Сталинградской битве и было изготовлено значительно позже — в 1984 году.

Мозаика, посвященная Сталинграду, расположена на соседнем здании, но выполнялась в рамках заказа по турвокзалу

К 1997 году курсирование туристских поездов постепенно прекратилось. Дольше всех ездили поезда из Средней Азии, но со временем не стало и их. Туристический вокзал стал невостребованным, зимой 1996–1997 годов сотрудники «Бюро путешествий» вынуждены были находиться в здании с отключенным отоплением. Съехали кассы предварительной продажи, переехало и турагентство. Документы о роли профсоюзов в строительстве турвокзала оказались утрачены.

Сейчас здание туристического вокзала принадлежит «Российским железным дорогам». Территория с путями используется как моторвагонное депо для отстоя и обслуживание электропоездов. Здание вокзала сдается в аренду, там расположены различные организации. Офис депо при этом находится не в турвокзале, а в другом здании неподалеку.

Когда-то здесь кипела жизнь: поезда сменяли друг друга, туристы спешили увидеть Волгоград

Туристские поезда курсируют по России и сейчас, но они мало похожи на турпоезда советских времен. Цены на подобные путешествия доступны немногим, тогда как советский инженер, даже молодой специалист, вполне мог позволить себе трехнедельную поездку по городам своей родины (кстати, часть путевки оплачивал профсоюз). Специальные турвокзалы для приема этих поездов не используются, их обслуживают на обычных железнодорожных вокзалах.

Групповые поездки целыми поездами сейчас не в моде, перестал быть нужным и отдельный турвокзал

Туристический вокзал Волгограда — один из сохранившихся пока символов советской эпохи. В нынешнем состоянии распознать в нем достопримечательность города-героя не так-то просто, особенно учитывая заброшенность большей части здания и бесследную пропажу одного панно. А когда-то сюда приходили большие комфортабельные поезда с любознательными советскими гражданами, которые с удовольствием исследовали одну шестую часть суши, не особенно огорчаясь по поводу невозможности попасть за границу.

Местонахождение: Центральный район, ул. Коммунистическая, 23.

Хотите получать новости на свой телефон? Подписывайтесь на наш канал в мессенджере, и вы будете всегда знать о том, что происходит в городе и области. Ссылка на Telegram: https://t.me/newsv1

Фото: Алексей Волхонский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«И где же ваши обещания?»: экс-депутат Госдумы раскритиковал чиновников Волгограда за срыв отопительного сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Все покупают айфоны и едут на Мальдивы, а я сижу в углу»: колонка юной журналистки, выгоревшей по дороге к кулеру
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления