Чугунная ограда, возвращенная на проспект Ленина в центр Волгограда, проваливает тест на «профпригодность». С наступлением весны она покрывается толстым слоем ржавчины, становясь ярко-ржавым символом центра. При этом сохранившиеся в городе остатки исторической чугунной решетки остаются в идеальном состоянии.
Бермудский треугольник исторической ограды
Напомним, новую ограду начали устанавливать на проспекте Ленина осенью 2016 года. Почти два километра секций администрация Волгограда закупала у единственного поставщика – исправительной колонии строгого режима №9, расположенной в Тракторозаводском районе. При этом за производство копии пропавшей чугунной решетки из бюджета Волгограда выделялось 29 267 080 рублей.
Новая чугунная ограда отличается от сталинградской даже внешне. Рисунок решетки заметно укрупнен, а у самих звеньев проработана лишь внешняя сторона. При этом администрация Волгограда сообщала, что «свежие» образцы изготовлены по образу и подобию сохранившихся исторических ограждений.
Ограда потеряла свой объем. Со стороны бульвара звенья абсолютно гладкие
– Современные формы – жалкая пародия на оригинал, – уверен член президиума Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена. – Главное, что нарушены ее пропорции. Звенья стали выше, но короче исторических. Они также потеряли свой объем – со стороны бульвара звенья абсолютно гладкие. При установке новой ограды нужно было начинать с реставрации гранитного основания, устранения его просадок. Этот шаг просто пропустили. Как итог – мы имеем жалкое и ржавое зрелище вместо имперского величия прежней ограды.
Сергей Сена: «Жалкое и ржавое зрелище вместо имперского величия прежней ограды»
Чем хуже выглядят современные оградки, тем чаще волгоградцы вспоминают об исторических и по-настоящему качественных оградах Волгограда, исчезнувших с проспекта Ленина в 2007 году.
Демонтаж ограды на проспекте Ленина в 2007 году
Тогда по распоряжению и. о. мэра города Роланда Херианова с проспекта Ленина было срезано 6748 погонных метров чугунного ограждения. Работы проводились в период предвыборной кампании и подавались как неусыпная забота администрации Волгограда о благоустройстве проспекта Ленина. После выборов об исторических решетках поспешили забыть. Интересно, что на момент демонтажа декоративных форм они еще не считались объектом культурного наследия и не подлежали государственной охране.
Согласно официальной версии, каждая снятая с проспекта секция ограждения по описи была передана в МУП ДРСУ-1. Там после тщательного осмотра выяснилось, что большая часть чугунной ограды неликвидна и не подлежит реставрации. Позже уцелевшие решетки были установлены на путепроводе через железнодорожные пути на проспекте Металлургов и в парке «Семейном» Дзержинского района на Семи ветрах. И хотя сегодня оградки покрыты толстым слоем пыли, а некоторые элементы рисунка утрачены, выглядят они куда «здоровее» своих современных «копий».
Еще один след сталинградских оград ведет к учебному комбинату «Волгоградэнерго» в поселке Калинин Среднеахтубинского района. Опоясывающие территорию чугунные формы установлены в два ряда и похожи на историческую решетку с проспекта Ленина как братья-близнецы.
Ограда учебного комбината «Волгоградэнерго»
Не сумев объяснить происхождение своей ограды, сотрудники комбината поспешили заверить, что хорошо за ней ухаживают.
Чугунные формы, установленные по периметру школы №19 в Центральном районе, – пример того, как идеально может сохраниться ограда с более чем полувековой историей. По словам педагогов, в последний раз решетку красили семь лет назад. Ни единого следа ржавчины и старения с тех пор не появилось.
Историческая ограда теперь у школы №19
– Перед установкой эти ограждения очень качественно покрасили. По всем правилам: хорошо очистили поверхность, обезжирили ее, нанесли грунтовку и только после этого начали красить, – рассказывает педагог школы №19 Тимур Фетилава. – Когда все сделано по стандартам, ржавчина еще долго не даст о себе знать. Конечно, если не соблюдать технологию, выбрать самую дешевую краску и наносить без предварительной очистки поверхности от старого слоя, не стоит удивляться жуткому результату.
Школа №19
Потерянный след сталинградских оград
Проект чугунных оград был разработан архитектором Петром Арешкиным, прибывшим в Сталинград в 1946 году. В начале 50-х годов новые решетки уже вошли в архитектурный комплекс застраиваемого проспекта Ленина.
Как рассказали V1.ru знатоки истории города, рисунок декоративных форм ограды, впрочем, не отличался оригинальностью. Точно такие же ограждения с классическим цветочным орнаментом до сих пор украшают набережные и проспекты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и других крупных городах страны.
А вот где именно отливались чугунные секции оград, спорят даже ветераны промышленных гигантов Волгограда. Точно известно одно – отливку секций и фигурных столбов с шишечками вели специалисты «Баррикад». Об этом наглядно свидетельствует единственный уцелевший столб в парке Саши Филиппова Ворошиловского района. Там ограда также бесследно исчезла при реконструкции парка, а опорный столб с надписью «Завод Баррикады. 1945 год» остался.
Уцелевший столб из парка Саши Филиппова
– Ограды были отлиты в чугунолитейном цехе филиала №2 завода «Баррикады» в Ленинске, – не колеблясь, уверяет ветеран «Баррикад», автор книги об истории завода Анатолий Рябец. – В 1941 году на это предприятие переводились все баррикадцы, а уже в 1944 году здесь началось восстановление производства. Спустя несколько лет именно в Ленинске были отлиты те самые знаменитые сталинградские ограды.
Однако старожилы завода «Баррикады» версию Анатолия Рябеца решительно отвергают: филиал №2 не мог произвести формы такого размера. К тому же предприятию в райцентре оказался бы не под силу и огромный объем работы. Сотрудники объединенного научно-производственного центра «Титан-Баррикады» считают, что чугунные ограды могли быть отлиты только в чугунолитейном цехе «Баррикад» в Волгограде. Однако сегодня на реорганизованном предприятии уже не осталось ни подтверждающих этот факт документов, ни литейщиков, участвовавших в изготовлении решеток.
Не в полном ажуре
По своему составу и качеству исторические сталинградские ограды и поставленные в прошлом году творения из колонии строгого режима отличаются как небо и земля.
Сырьем для исторических оград стал военный металлолом – остатки и обломки немецких танков, оружия, пушек и касок, собранных в Сталинграде и его окрестностях. Высококачественный крупповский металл специалисты переплавляли в особый чугун.
Когда все сделано по советским стандартам, ржавчины не будет
Волгоградские металлурги со стажем сходятся во мнении: декоративные секции, столбы и перекладины старой ограды отлиты из высокофосфористого чугуна. Этот чугун обладает прекрасными литейными свойствами и идеален для «выточки» мелких ажурных деталей. И он значительно меньше подвержен коррозии.
Новоделы, объявленные точными копиями сталинградских оград, выполнены из других, самых дешевых, разновидностей чугуна – СЧ-15 и СЧ-20.
– Современные оградки – это серый чугун, – рассказал V1.ru начальник отдела металлургии Федерального научно-производственного центра «Титан-Баррикады» Валерий Сергеев. – Он является самым дешевым из всех разновидностей этого материала. Наиболее ценным чугуном в литье считается именно высокофосфористый – получить его гораздо сложнее, чем серый. Серый чугун проигрывает в своих литейных свойствах, так как обладает меньшей жидкотекучестью. Используя этот сплав, невозможно добиться утонченности рисунка и четкого отпечатка мелких деталей.
Ситуация с новыми решетками могла быть менее критичной, если бы из дешевого чугуна отливали все ее детали. Но в современном «экономварианте» сэкономили и на материале для стоек: основания звеньев и перил сделали из обычной стали.
Секции из дешевого чугуна крепили на дешевые стальные столбы и перекладины
В результате всех ухищрений чугунная решетка, по бумагам весившая 185 кг, полегчала на 23 кг. Об этом представителям партии «Альянс зеленых» сообщили рабочие, монтирующие новое ограждение. За нарушение стандарта с изготовителя оград – исправительной колонии строгого режима №9 Тракторозаводского района – пообещали удержать сумму, эквивалентную разнице в массе. Отметим, что за 1194 секции ограды городской бюджет заплатил 29,2 млн рублей.
– Чугун подвержен коррозии, – комментирует профессор, заведующий кафедрой «Технология материалов» ВолгГТУ Николай Зюбан. – Однако, во-первых, скорость этого процесса зависит от того, сколько в этот сплав добавлено примесей. Во-вторых, чугун все равно покрывается ржавчиной намного медленнее, чем сталь. Если она еще и ничем не защищена, то поддастся коррозии в самое ближайшее время.
Ржавый символ центра
Сейчас ограда на проспекте Ленина «радует» всех ярко-рыжей ржавчиной, сквозь которую уже практически не видны следы двух прошлогодних покрасок.
Напомним, заржавевшие сразу после установки секции первый раз начали красить в ноябре прошлого года. По сообщению пресс-службы администрации Волгограда, специалисты МУП ДСЭР Советского района наносили специальный состав, который не требует дополнительной подготовки поверхностей и будет защищать ограду от атмосферных осадков и противогололедных реагентов, вызывающих ускоренную коррозию металлов.
Впрочем, ноябрьская окраска забору не помогла. И вновь заниматься нанесением черного цвета на рыже-ржавое основание рабочие продолжили в декабре. Причем для проведения работ был выбран день самого сильного зимнего снегопада. Не обращая внимания на непрерывно валящий снег, рабочие наносили из пульверизаторов краску на секции. В личной беседе исполнители отмечали, что готовы по требованию руководства начать также окрашивание деревьев или бордюрных камней, но пока у них только одна задача – красить забор, невзирая на снег и другие трудности. Впрочем, результативность той окраски сейчас заметна всем, кто посещает центр Волгограда.
Если красить в снегопад, то через два месяца ограда выглядит именно так
В администрации Волгограда говорят, что в самое ближайшее время новой многострадальной ограде на проспекте Ленина вновь предстоит процедура окрашивания, продолжать которую намерены вплоть до получения требуемого результата.
Виктория Рындина
Фото: Фото автора