Миниатюрных креветок блекло-зеленого цвета обнаружили в водах Волги и Волго-Донского судоходного канала волгоградские биологи. И если в реке напротив Волгограда уже акклиматизируются китайские крабы и амазонские медузы, то креветки, по словам ученых, могут выжить только в чистой воде.
Как рассказал корреспонденту V1.RU знаменитый биолог, научный сотрудник института естественных наук ВолГУ Николай Онистратенко, первые мелкие рачки размером в 1–3 мм были обнаружены в Волге напротив южной части Волгограда.
По словам Николая Онистратенко, в ходе биоиндикации состояния водоемов правобережья Волги применялись особые гидробиологические методы исследований. Именно они и позволили отловить расплодившихся ракообразных.
— Один из этих методов — лов с помощью гидробиологического сачка с кошением дна и растительности. Добыча собирается в специальный резервуар, тщательно рассматривается, в том числе с применением полевого цифрового микроскопа. Сейчас чаще всего образцы фотографируют и выпускают, а раньше фиксировали в формалине или спирте.
В ходе исследований в число отловленной биологами добычи попали и сородичи королевских креветок из супермаркетов. Только живые и «нетоварного» размера.
— Ракообразные попали в сачок в Волго-Донском канале и в Волге ниже по течению в ходе биоиндикации состояния водоемов, — рассказал биолог. — Я не удовлетворился фото, поехал сам на точку, отловил трех малышей и привез для спокойной работы домой. Понаблюдал в аквариуме, микроскопировал и определил как Paramysis Ullskyi. Это ракообразные, относящиеся к так называемым мизидам из класса высших раков. Настоящие креветки тоже относятся к этому классу, но внешне чуть-чуть отличаются.
Биолог отметил, что съесть «креветок» у человека не получиться в силу их размера, а вот для мелких рыб они являются кормом и важным элементом пищевой цепи.
— Днем рачки опускаются на дно водоема, роются в бентосе и питаются мертвой органикой. Вечером и ночью выбираются на водные растения, снуют в толще воды. В это время они, укрытые темнотой от рыб, ловят водоросли и мелкую живность в толще воды, объедают поросль на камнях и стеблях рогоза, — рассказывает с воодушевлением Николай Онистратенко. — Мизиды очень интересно маскируются: в их теле рассредоточены специфические хроматофоры — звездчатые пигментированные клетки, меняющие форму и при необходимости обеспечивающие либо темную окраску мизид, либо почти полную их прозрачность.
«Эти креветки — настоящие членистоногие хамелеоны волжских омутов»
Николай Онистратенко говорит, что подобные мизиды вполне могут встречаться горожанам в Волге, в отличие от своих еще более редких сородичей — реликтовых мизид, предпочитающих более северные водоемы краснокнижного вида. Но и сделанная находка, по словам биолога, не может не радовать, особенно в разгар массовых жалоб жителей Волгограда на отвратительный запах, вкус и цвет воды, что поставляют «Концессии водоснабжения» горожанам под видом питьевой.
— Эти чудесные создания обитают в соленых, солоноватых и пресных водах, активны в основном ночью и крайне требовательны к чистоте воды и насыщению кислородом, — говорит Николай Онистратенко. — Поэтому их было трудно довезти домой и сохранить в аквариуме. А для эколога такие рачки — один из индикаторов чистоты водоема. Что, кстати, подтверждается опытом — на выходе из канала парамизид было меньше всего, притом что по воде в сторону Волги перемещались обширные радужные нефтяные пятна.
«Чем больше рачков и чем они активнее, тем лучше дела обстоят в месте обнаружения»
По словам биолога, креветки — далеко не единственные интересные создания, что сейчас попадаются в Волге, в том числе прибыв из дальних краев.
— Волга и Волго-Дон, как любые реки, испокон веку выступают путями миграции инвазивных видов. А человек расширяет географию вселенцев. В Волгу уже попали и дальневосточные креветки, — рассказывает Николай Онистратенко, — Есть сведения, что в канале встречали морских коньков. Двухстворчатый моллюск мия песчаная, который должен водиться в Атлантике и Тихом океане, уже регулярно попадается нам в ходе исследований. В прошлом году на выходе из Волго-Донского канала нам встречались Craspedacusta sowerbii — активно расселяющаяся по всему миру амазонская медуза и агрессивный вид-вселенец — китайский мохнорукий краб.