Их острейшие шипы пробивают подошвы кроссовок и резину шин велосипедов, а порой даже автомобилей. Колючки впиваются в кожу, цепляясь даже там, где казалось это невозможным. А корни настолько глубоко и качественно уходят в землю, что расстаться с этим сорняком — практически непосильная задача. О том, как обширные участки земли в Волгограде и вокруг него захватывает якорек стелющийся и есть ли от него хоть какое-то спасение, рассказал знаменитый биолог, научный сотрудник института естественных наук ВолГУ Николай Онистратенко.
«Как зубы голодной пираньи»
Маленькие колючки размером до полусантиметра не дают спокойно жить волгоградцам, особенно тем, кто живет в частном доме или имеет дачу. Растение заполняет участки, а распространяющиеся повсюду колючки прокалывают нежную кожу и жесткую резину.
— На нежную кожицу ступни ребенка и босую пятку взрослого действует, как зубы голодной пираньи! Я вчера пробил этой пакостью колесо, — возмущается волгоградец, столкнувшийся с этим видом растений у себя на участке. — Дрянь еще та: на нее действует только «Ураган», и то не всегда. Растет быстро и незаметно, корень глубоко под землей вертикален. Огромная просьба: уничтожайте эту заразу, как врага нации!
Якорцы — стелющиеся растения со стержнемочковатой корневой системой. Листочки мелкие, парноперистые, опушенные. Цветки некрупные, ярко-желтые, пятичленные.
В отличие от ожесточенного сердцем и жалеющего пробитое колесо горожанина, известный биолог Николай Онистратенко относится к этому растению с невероятным умилением и уважением. Он видит прекрасное и даже романтичное в этом чудесном волгоградском сорняке, приносящем вред скоту, шинам велосипедов и машин, а также легко травмирующем людей.
— Это же якорцы стелющиеся. Tribulus terrestris. Их называют еще арбузики, кавунцы или земляной чилим, — рассказывает Николай Онистратенко, — Относятся якорцы к семейству парнолистниковых, что ярко иллюстрируют имеющиеся у них листочки. Кстати, к этому же семейству относится ларрея трехзубчатая — тот самый чапараль, о котором вы читали в произведениях Майна Рида или Фенимора Купера. Так что теперь в следующий раз, когда будете выдергивать колючку из ноги, представьте, что вы в любимом с детства вестерне, выдираетесь из зарослей чапараля, а горячий ветер прерий срывает с вас «Стетсон» и обдувает вашу грубую, как голенище ковбойского сапога, кожу.
По словам Николая Онистратенко, якорцы — местное волгоградское растение. Встречается нечасто, но легко захватывает обширные пространства. С хозяйственной точки зрения — это сорняк. И сорняк невероятно живучий, так как якорцы — ксерофиты, хорошо себя чувствующие в засушливых, часто пустынных, условиях.
— Основные проблемы начинаются, когда у якорцев созревают плоды. Семена клиновидные, коричневые, 4,7–5,7 мм длиной, 3,5–6 мм шириной, — описывает с любовью растение биолог. — Но лучше всего мы все его знаем по семенам-колючкам. Один или два коротких шипа длиной около 3–5 мм отходят от середины семени. Поверхность покрыта гребнями и заметными белыми щетинками. Вот как раз эти твердые и острые шипы — залог расселения якорцев. Этим растениям свойственна зоохория — перенос семян с помощью животных.
«Эволюция готовила его к пяткам верблюдов и шинам автомобилей»
Якорцы, по словам Николая Онистратенко, совершенствовались и готовились эволюцией к выживанию в самых жестких природных условиях. И теперь они стал способны жить в сухих местах, переносить продолжительную засуху и воздействие высоких температур. И успешно размножаться и распространяться там, где другим это не под силу.
— Животные в таких экосистемах часто покрыты грубой шкурой, как вараны, или обильной шерстью, как верблюды, — приводит примеры Николай Онистратенко. — В такую прочную среду необходимо вонзить шип, чтобы семя не отвалилось и пропутешествовало с переносчиком какое-то расстояние. В итоге мы имеем живучее, приспособленное к произрастанию на песке, на глинах растение, которое стелется по земле и избегает поедания, а переносится, вонзаясь в лапы, под копыта, в обувь и шины.
Про якобы существующую пользу якорца много пишут на странных сайтах в интернете, где его называют травой, улучшающей потенцию мужчин. Биолог Николай Онистратенко заявляет, что ему ничего про это не известно, и намекает, что он — мужчина в самом расцвете сил, вовсе не из-за якорца, а благодаря здоровому образу жизни, а также врожденному обаянию и харизме. При этом он подтверждает, что якорцы добавляют в распространенные БАДы.
— В якорцах содержатся биологически активные вещества, роль которых еще изучается, — говорит Николай Онистратенко. — Есть сведения, что специфические сапонины, обнаруженные в этом растении, влияют на содержание холестерина и его преобразование. Поэтому экстракты якорцев используются в БАДах и спортивном питании для борьбы с атеросклерозом и повышения уровня тестостерона. Эти данные требуют доказательства и подтверждения. В официальной медицине лекарственные препараты из якорцев не применяются. Зато увлеченным бодибилдерам наверняка знакомы добавки, в названии которых есть слово «трибулус».
Выжигать или смириться
Справиться с якорцами, если они облюбовали садово-огородный участок или территорию на загородной вилле, совсем непросто. Якорцы невероятно живучи и сложны в устранении:
— Единственный способ — глубинное выкорчевывание механическим путем, — предлагают друг другу волгоградцы. — Можно, конечно, выжигать газовым выжигателем сорняков, но это слишком расходно!
Николай Онистратенко, который более лоялен к растениям, предлагает другие варианты избавления от приставучих якорцев:
— Бороться с якорцами приходится гербицидами, к которым они довольно устойчивы, — советует биолог, — и, конечно, ручной прополкой, которую лучше проводить до или во время цветения, чтобы исключить сохранение легко дозревающих семян-колючек. Или смириться и наслаждаться соседством с этим чудом природы.