Археолог и защитник памятников Евгений Круглов нашел массу фактических ошибок и исторических фантазий в экспозиции нового интерактивного музея «Россия — моя история».
Как рассказал V1.ru руководитель секции археологии Всероссийского общества охраны объектов культурного наследия Евгений Круглов, первый же стенд в зале древней истории поверг его в шок.
— Первое, что я увидел, была карта «Русь Рюрика», на которой поместился только огромный Хазарский каганат, — комментирует Евгений Круглов. — А где Киевская Русь? Неужели создатели этого стенда уверены, что наша история начинается с призвания варягов? Они же пришли не на голую землю: их призвали как военную силу на территорию государства, которое уже многое знало и умело.
По мнению Евгения Круглова, новые экспозиции напоминают советский учебник истории образца 70—80-х годов, отвечающий далеко не на все вопросы.
— Взять хотя бы Золотую Орду, которая покорила пол-Азии. О ее истории в новом интерактивном музее не сказано ни слова, — уверен Евгений Круглов. — Чтобы показать величие нашего государства, свергнувшего Орду, нужно было рассказать об этом могущественном объединении, которое держало нас в зависимости не одно столетие.
Евгения Круглова удивило и то, что вся история России сведена к жизни царей и их приближенных.
— Говоря об Александре I, создатели экспозиции вспомнили его любовные отношения и почему-то совершенно забыли и о Бородинском сражении, и о легендарных походах Суворова, — уточняет Евгений Круглов. — Почему нет никакой информации, что именно Александр I пытался провести первые государственные реформы? Удивительно, что одни факты искусственно выпячиваются, а другие, не менее значимые, остаются в тени. В картах застыла какая-то ностальгия и скорбь по утраченным нами землям. На мой взгляд, в этой имперской манере подачи есть явная претензия на мировой шовинизм.
Не впечатлили волгоградского защитника памятников и стенды с информацией о советских политиках. По мнению Евгения Круглова, руководителей страны после Иосифа Сталина выставили шутами и болванами.
— Я специально задержался перед экраном, на котором были изображены лесозащитные полосы. Зацепился за подпись: «В 1953 году, после смерти Сталина все работы были прекращены», — уточняет Евгений Круглов. — Никита Хрущев и впрямь в музее играет роль шута со своей «Кузькиной матерью» и неприличными оценками авангардистов. Я удивлен, что никто не вспомнил ни о закрытии им лагерей, ни о прекращении террора.
В целом списке претензий к разработчикам музея Евгений Круглов выделяет чрезмерный, по его мнению, акцент на православных великомучениках.
— Конечно, этот трагичный эпизод в нашей истории нельзя было оставить без внимания, — соглашается Евгений Круглов. — Но ведь гонениям подверглись и крестьяне, и «кулаки». Где фотографии простых репрессированных людей? Всего два-три снимка, тогда как в других залах целый стенд посвящен второстепенной информации о том, какую капусту во время поста ели наши цари. Кстати, на месте представителей других конфессий я бы обиделся на авторов экспозиции. В стране жили, воевали и точно так же подвергались гонениям и другие религии. Но почему-то в залах показаны только победы и обиды Православия.
По мнению Евгения Круглова, такие досадные промахи создатели экспозиций допустили из-за отсутствия грамотного редактора.
— Лозунги великих деятелей повторяются из зала в зал. Почему? Все оттого, что разные экспозиции делали разные люди, — убежден Евгений Круглов. — Я уверен, что вся информация для музеев такого уровня должна быть одобрена редакторским советом, в который следовало бы включить преподавателей, историков и искусствоведов.
Еще один осведомленный волгоградец и вовсе уличил создателей экспозиции в попытке переписать историю. Дениса Разумова заинтересовала фотография, очень вольно иллюстрирующая Цусимское сражение во время Русско-японской войны.
-Битва закончилась сокрушительным поражением для нашего флота,- уточняет Денис Разумов.-Но на фотографии изображено то, чего на самом деле никогда и не было. Это работа в Фотошопе на тему альтернативной истории: броненосец "Бородино" топит своего японского коллегу "Асахи". В реальности, к нашему сожалению, все было с точностью до наоборот. Какой-то очень несерьезный подход- брать первые попавшиеся картинки в Интернете и не проверять, вы не находите? На мой взгляд, экспозиция получилась намного скуднее ожившей "Википедии".
Напомним, интерактивный музей «Россия — моя история» сделан по типовому проекту, который одновременно реализуют в 10 городах России. Волгоградские экспозиции отличаются от своих «клонов» из других городов только стендами с региональным контентом. Посмотреть, как открывался новый музей в пойме реки Царицы, можно в онлайн-трансляции V1.ru.
Фото: Алексей Волхонский