V1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Волгограде

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

0 м/c,

754мм 18%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Недвижимость Особняк братьев Рысиных, или неизвестный Дом архитектора

Особняк братьев Рысиных, или неизвестный Дом архитектора

Сегодняшние «Городские истории» посвящены кусочку старого Царицына, спрятанному во дворе здания, которое волгоградцы называют «Современник» – волгоградскому Дому архитектора. Впрочем, историческое название этого здания...

Сегодняшние «Городские истории» посвящены кусочку старого Царицына, спрятанному во дворе здания, которое волгоградцы называют «Современник» – волгоградскому Дому архитектора. Впрочем, историческое название этого здания, под которым оно числится в списке памятников истории и культуры, – дом братьев Рысиных.

От купцов к архитекторам

«Несмотря на то, что в списках здание числится, как дом братьев Рысиных, более точное свидетельство указывает, что дом принадлежал только одному из двух братьев, Ивану, – рассказывает руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Оба брата были купцами и занимались торговлей ювелирными изделиями и церковной утварью. В информациях о купечестве середины XIX века эти фамилии не встречаются, в отличие от Лапшина, Воронина, Мешнина, поэтому можно предположить, что Рысины развернули свою деятельность в Царицыне на рубеже XIX-XX веков, и, судя по тому, что они смогли в итоге построить такое великолепное здание практически в центре города, дела у них шли весьма неплохо».

Здание было возведено в 1903 году, в тот период, когда в дореволюционном Царицыне развернулось наиболее интенсивное строительство. Автор проекта двухэтажного особняка так и не был установлен. Свой жилой дом братья Рысины поручили строить подрядной артели, которая застраивала жилой квартал между Александровской (проспект имени Ленина), Царицынской (улица Краснознаменская) и Астраханской (улица Советская) улицами. Главный фасад ориентирован на центральную городскую улицу – Александровскую – в то время уже имевшую благоустроенный зеленый бульвар, а впоследствии – разворот трамвая с Астраханской на Царицынскую улицу.

После Октябрьской революции в этом здании размещались различные учреждения и организации городской исполнительной власти. В годы Сталинградской битвы здание было частично разрушено, но чудом сохранились практически все столярные изделия, которые впоследствии были использованы при восстановлении здания под общественную организацию. В октябре 1950 года исполком Горсовета передал остатки дома с земельным участком Сталинградскому отделению архфонда Союза архитекторов. В 1951 году по проекту архитектора Ефима Левитана была произведена пристройка к основному объему здания для размещения администрации и библиотеки. В 1952 году здание было полностью восстановлено и сдано в эксплуатацию. С этого момента жилой дом братьев Рысиных стал называться Домом архитектора.

Застывшая музыка

Архитектура жилого дома братьев Рысиных отражает важный этап архитектурно-строительной деятельности в дореволюционном Царицыне начала XX века.

В результате реконструкции города, в 1950-х годах, изменилась планировка и застройка центральной части Сталинграда. Дом братьев Рысиных оказался внутри жилого квартала, застроенного по периметру девятиэтажными зданиями, и был закрыт для обозрения со стороны прилегающих улиц. С застройкой квартала вокруг Дома архитектора высокий цокольный этаж, на котором изначально возводилось здание, практически полностью ушел в насыпь, что несколько изменило общее восприятие строения.

Наиболее выразителен северо-западный фасад, выходящий ранее на красную линию Александровской улицы. Фасад раскреплен тремя ризалитами – угловыми и двумя центральными, возвышающимися над уровнем карниза аттиками. На окнах первого этажа имеются плоские перемычки, а на втором этаже окна завершаются полуциркульными и стрельчатыми перемычками. Парадная лестница делит дом на две части – административную и представительную. Интерьеры богато украшены лепниной потолков и обрамлением дверных проемов.

На примере данного дома можно отметить, что в царицынской архитектуре применялось несколько видов кирпичей. Во-первых, использовался рядовой кирпич, из которого клали стены, при этом у состоятельных людей зачастую на рядовой поверхности стены встречалась тычковая кладка. На такие стены уходило больше кирпича, они были значительно массивнее и толще, но при этом такая кладка была прочнее, чем верстовая, готическая и другие виды кладки.

«Существовали еще несколько типов кирпичей, которые привозили с кирпичных заводов, – говорит господин Сена. – Например, из полукруглых кирпичей складывались колонны разного диаметра. Такая массивная колонна расположена на первом этаже дома, и более деликатные колонны расположены на втором этаже. Заводы выпускали еще несколько типов профилированных кирпичей, в частности, валики и полувалики, из которых каменщиками складывались межэтажные карнизы, пояски, какие можно увидеть между первым и вторым этажами и между цокольным и первым этажами здания».

Несмотря на разнообразие материалов, основное богатство кирпичной кладки, которую мы видим на царицынских зданиях, создавалось руками мастеров непосредственно на строительной площадке. Иногда складывается впечатление, что роль мастера была более весомой, чем роль проектировщика, создававшего план здания и задававшего его основные параметры, но документальными свидетельствами этого предположения специалисты пока не обладают. Над деталями архитектуры работали мастера-артельщики, при этом мнение заказчика работ не оставалось без внимания. Глядя на сегодняшний Дом архитектора, можно увидеть достаточно редкие детали – например, так называемая розетка над центральным балконом и достаточно хаотичное нагромождение элементов, которые в других случаях встречаются поодиночке.

«Особым колоритом местных умельцев была культура художественного металла, не привнесенная из других городов, – продолжает Сергей Сена. – Из скромного набора исходных материалов мастера создавали великолепные кружевные решетки. И несмотря на то, что это здание находилось буквально в центре Сталинградской битвы, после войны сохранилась не только его коробка, но и ряд элементов, в том числе художественный металл – выдающаяся по красоте балконная решетка на втором этаже и решетки на окнах цокольного этажа, некоторые из которых были повторены после войны. Сегодня можно уверенно назвать это строение одной из жемчужин архитектуры центра нашего города».

Фото: Видео предоставлено ведущим передачи Сергеем СЕНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем