С 1 февраля истек срок разрешений, позволявший российским фурам въезжать на территорию Польши, а польским – в Россию. Двусторонний грузопоток по автомобильным дорогам в настоящее время остановлен.
Причиной стало отсутствие компромисса в переговорах между Россией и Польшей о продлении соглашения. Соответствующие встречи прошли в конце декабря и января, однако стороны так и не пришли к единому решению.
Польша важна не столько как торговый партнер России (товарооборот с Польшей невысок), сколько в качестве транзитного пункта: после закрытия границ Украины через Польшу шел весь сухопутный грузопоток в обе стороны: из Европы в Россию и обратно.
Камнем преткновения являются квоты, которые стороны должны выделить друг другу для нормализации транспортного сообщения. Каждая из стран заинтересована в увеличении своей доли на рынке грузоперевозок. По данным главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Евгения Москвичева, которого цитирует Аutonews.ru, 70% трафика между Россией и Западной Европой обслуживают польские перевозчики, а российские – только 30%.
Альтернативой сухопутному транзиту через Польшу являются поставки паромом сразу в Германию, однако, по оценкам грузоперевозчиков, такой путь слишком дорог.
Очередной раунд переговоров между Россией и Польшей на уровне заместителей министров состоится сегодня, 1 февраля.