V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде
Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

вос.

758мм 58%
Подробнее
USD 95,03
EUR 104,87
Авто Город Тоска по сверхдешевым авто

Тоска по сверхдешевым авто

В России есть тоска по сверхдешевым авто. Мы помним «Оку» и «жигули», по современным меркам почти бесплатные как при покупке, так и в эксплуатации. Да, к ним было много претензий, но все же они умели 95% того, что может современный гаджетмобиль за 2 млн рублей.

Может быть, из-за подобной тоски забавный «индус» по имени Bajaj Qute неожиданно всколыхнул русскоязычный Интернет. Микроб на агрегатах мотоцикла является одним из самых доступных четырехколесных авто в мире и грозится стать таковым и в России, когда осенью начнутся официальные продажи. Цена, правда, заявляется на уровне 250-300 тысяч рублей против 2000 долларов, что он стоит за границей. И тем не менее сегодня даже пустой Matiz дороже.

Bajaj Qute формально является квадроциклом, имеет мотоциклетный мотор мощностью 13-20 л.с. и максимальную скорость на уровне 70 км/час. Несмотря на размеры, едва превышающие Smart ForTwo, он имеет двухрядный салон и два места для хранения багажа: впереди и сзади. Для России Qute обещают оснастить печкой.

И все же несмотря на легкую эйфорию от «Кьюта», я в него не верю. Сверхдешевый авто сегодня невозможен, а если и возможен, вы не захотите его покупать. И вот почему.

Причина №1: нормативная

Время кустарей прошло: сегодня любой автомобиль удовлетворяет такому количеству нормативов, особенно в области экологии и безопасности, что одно только соответствие им закладывает в стоимость машины этак 100 тысяч рублей. Скажем, по экологии мы идем с пятилетним отставанием от Европы, но это все равно очень серьезный уровень. И все меньше среди нас авантюристов, согласных купить автомобиль, в котором можно погибнуть, сбив слишком крупного шмеля (о безопасности Qute).

В России нельзя игнорировать проблему климата и дорог: у нас не приживется автомобиль с полиэтиленовыми стеклами или подвеской на резиновых конусах (как первый Mini). Собственно, промоутеры Qute в России в первую очередь предлагают его бизнесу, например, на роль экскурсионного автомобильчика, чем в качестве личного транспорта.

Индийская Tata Nano должна была подорвать устои зажравшегося капиталистического автопрома и пересадить индусов с двух колес на четыре, после чего покорить мир. В реальности спрос оказался в 3,5 раза ниже ожиданий, и Nano так и не стала сенсацией. Как и в России, приставка «нано» нередко означает профанацию.

Причина №2: концептуальная

Сверхдешевые машины прошлого имели сверхкомпактные габариты и стоили меньше нынешних смартфонов за счет простоты конструкции и низкой металлоемкости. По сути, другого пути и нет. Однако сегодня даже те, кто занимается йогой и исподтишка сидит на гвоздях, не захочет в повседневной жизни втискивать себя в тарахтящее чудо размером с оригинальный Mini. Мы слишком хорошо живем и слишком хорошо о себе думаем, чтобы в самом деле сесть в дешевый автомобиль. Если уж начистоту, желая сверхдешевую машину, мы редко представляет себе ее реальное обличие, имея в виду, что за 100 тысяч готовы купить что-нибудь вроде «Рено-Логан», а не мотоповозку с посадочной формулой 1,5+1,5.

Причина №3: коммерческая

Выпуск по-настоящему дешевых машин невыгоден. Точнее, он выгоден при гигантских объемах сбыта, ведь тогда можно существенно экономить на постоянных затратах и стоимости компонентов. Но проблема в том, что раскрутить этот маховик почти невозможно, ведь в начале жизненного пути автомобиля спрос будет небольшим, что скажется на себестоимости и убьет единственный возможный плюс – низкую цену.

Для появления сверхдешевого автомобиля нужны не дай бог какие условия. Скажем, страна восстанавливается из руин, и существует гигантский неудовлетворенный спрос на дешевые колеса. И тут кто-то предлагает простое, но по-своему изящное решение транспортного вопроса, монетизируя постапокалиптический спрос на все, что движется. И если конструкция удачная, она может существовать в модифицированном виде десятки лет – именно такой путь прошел VW «Жук».

Сегодня же дешевая машина в России будет слишком уязвима к экономическому климату: если, скажем, премиум-марка может компенсировать рост цены металла за счет меньшей наценки на бренд, то там, где цена и так висит на скелете себестоимости, срезать уже просто нечего.

Smart: трудный проект сверхмассового автомобиля. Попытка сделать машину компактной, но удовлетворяющей современным требованиям, сделала цену существенно выше ожиданий публики. «Смарт» спасает в основном теснота европейских городов, налоговый режим и «зеленая паранойя».

Причина №4: маркетологическая

Время сверхдешевых машин прошло, когда люди перестали покупать автомобили раз и на всю жизнь, то есть когда окреп вторичный рынок. Ведь если у человека нет денег на автомобиль за 300-400 тысяч, он с большой вероятностью выберет машину такого же уровня, но в 3-5-летнем возрасте, чем сядет в микролитражку только потому, что она новая. Сверхдешевый автомобиль будет иметь все те же минусы, которыми попрекают автомобильных геронтофилов, включая низкую безопасность, ресурс и надежность. При этом подержанная машина окажется как минимум крупнее, солиднее и эргономичнее, поэтому ниша сверхдешевых авто сегодня в принципе исчезающе мала.

Причина №5: социальная

Казалось бы, раз дешевая машина неинтересна для бизнеса, то почему бы подобный проект не реализовать с господдержкой? На самом деле слишком доступный автомобиль в конечном итоге создаст больше проблем, самая очевидная из которых – неадекватный рост автомобилизации. Увеличение травматизма на дорогах, ухудшение экологичности, проблема брошенных машин – все это ждет общество, поставившее низкую цену в приоритет. И тем, кто не может себе позволить личный автомобиль, государство должно предлагать альтернативу в виде бюджетного такси, общественного транспорта или велодорожек, а не капсулу смерти с местом на кладбище в подарок.

Так что по цене 300 тысяч рублей Bajaj Qute если и будет продаваться в России, то в объемах меньше уровня погрешности. Впрочем, остается открытым вопрос о его судьбе, если бы цена составила заявленные 2000 долларов...

Опрос результаты

Фото: Фото производителей и автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
ТОП 5
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Платеж — больше половины зарплаты». Обладательница новой двушки рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Рекомендуем
Объявления