Очередные попытки запретить правый руль выглядят несколько комично хотя бы потому, что его еще раньше почти запретили пошлины и скакнувшие курсы валют. Мода на чистокровных «японцев» постепенно сходит на нет во всех частях России, кроме Дальнего Востока. И хотя я никогда не ездил на правом руле и не планирую, автомобили для внутреннего рынка Японии не перестают меня интриговать.
У праворульных авто был лишь один спорный момент – собственно, правый руль. Его, кстати, стоит отнести на счет опрометчивого решения японцев сохранить самурайские традиции, когда древние воины расходились правыми плечами, чтобы не посечь друг друга мечом-катаной. Ну и повелось.
В остальном японский автопром был идеален для России периода становления капитализма. Ведь в то время протяжка новой отечественной машины была столь же естественной, как постановка на учет, а грохочущий на втором году жизни салон – нормой.
Исключительная культура производства в Японии шокировала неподготовленного зрителя. Так, автоматы, которые до сих пор являются камнем преткновения для иных производителей, японцы умудрялись делать настолько живучими, что статистика отказов была ниже, чем у иных механических коробок передач.
В 90-е бытовало мнение, что японские автомобили хоть и качественные, имеют низкий ресурс: дескать, разваливаются ровно на восьмой день рожденья. Практика этого в целом не подтвердила: при правильной эксплуатации «японцы» живут поразительно долго. Из-за более сложных решений (турбомоторы, прямой впрыск, двигатели небольшого объема, хитрый полный привод) они могли уступать американским дредноутам в хардкоровой живучести, но это компенсировалось все той же культурой сборки: при разумном использовании ресурс оказался весьма впечатляющим.
Subaru R1 - представитель так называемых кей-каров, микромашин, на которые в Японии распространялись льготы
А уж от разнообразия «праворучек» у меня до сих пор слюни текут. Мы тут печалимся, что в России не так много хетчей, а минивэны вообще исчезли как класс, а японцы предлагали таких кентавров, которых российский рынок сроду не видывал. Семиместный компакт Honda Freed, кубический Nissan Cube, микроскопический кей-кар Subaru R1, минивэн-проходимец Mitsubishi Delica, доступный родстер Daihatsu Copen, проворный Suzuki Jimny, эталонный спорткар Mitsubishi Lancer Evo, японский масл-кар Toyota Supra и среднемоторная MR2, лучший по управляемости переднеприводный автомобиль Honda Integra, технически изощренные Mazda RX-7 и RX-8 с роторно-поршневыми двигателями...
Микроавтобус на базе внедорожника Pajero - Mitsubishi Delica
Я, к слову, никогда не разделял мнения, что японцы умеют строить только скучные повозки. Может быть, доминирование мейнстримовых моделей Toyota и создало такую репутацию, однако даже у Toyota есть весьма яркие модели, а кто назовет скучной, например, Mazda Cosmo?
Помимо экспрессивного дизайна, у Mazda Cosmo был роторно-поршневой двигатель
Добавим к сказанному удивительный симбиоз двух рынков, российского и японского, что позволяло азиатам продавать у нас вполне свежие автомобили по гуманитарным ценам. Или пресловутые японские аукционы – почти идеальную форму продаж подержанных автомобилей. Нет, это определенно был рай с поправкой на расположение руля.
Как и любое благоденствие, ситуация была временной, и низкие цены на японское б/у отчасти были аномальными. Потребительская экономика Японии требовала стимулов к обновлению автопарка, отсюда – резкая просадка цены по мере старения авто. Мы оказались удобной «свалкой» еще не старого, но уже ненужного хозяевам барахла.
Российская экономика в то время еще не знала, чем заняться, и мы с аппетитом кидались на импорт. Мы скупали машины, которые, по большому счету, не заслуживали и которые не могли создать сами. Понятно также, что стратегия массового ввоза в страну 10-летних машин привела бы к катастрофическому старению парка через энное количество времени, а «японцы», как ни крути, тоже рано или поздно умирают или начинают гадить.
Сегодня все изменилось. Чистых японцев в Россию завозят, скорее, в качестве исключения (некоторые Mitsubishi, Subaru, Suzuki). Почти вся линейка Nissan – местной сборки, как и Toyota RAV4 и Camry, Mazda CX-5 и т. д. Toyota Corolla мы получаем из Турции, Mitsubishi Pajero Sport из Таиланда, а Suzuki SX4/Vitara – из Венгрии.
И жаль не сам правый руль. Бог с ним. Жаль, что средний уровень беспроблемности и живучести современных машин (даже иномарок) заметно ниже, чем тех «праворучек» времен пробуждения новой России. И, боюсь, возврата уже не будет: экономика современного автопрома такова, что беспроблемность и долговечность перестали быть преимуществами.
Праворукие авто – это...
Фото: Фото производителей