С 2013 года российский КоАП подслеповат в отношении любителей превысить скорость, игнорируя нарушение до 20 км/час. В 2015 году МВД уже анонсировало законопроект, возвращающий прежнюю «зону нечувствительности» в 10 км/час, но тогда проект положили на полку и вернулись к нему лишь сейчас. Стоит ли ужесточать «скоростную» статью КоАП?
Я всегда считал эти прощенные 20 км/час весьма двусмысленной нормой. Будто начальник говорит тебе: окей, сделай это, но я ничего об этом не знаю. Удобная позиция.
Если для езды по трассе +20 км/час – это еще куда ни шло, то в городе 60 км/час или 80 км/час – разница без малого двукратная, если считать в джоулях энергии, которую автомобилю предстоит рассеять в случае аварии.
Кроме того, смягчив КоАП, власти не изменили ПДД, и тезис о том, что теперь-де в городе разрешены 80 км/час – это большое заблуждение. Потому что при разборе ДТП скорость 75 км/час в зоне действия городского лимита будет серьезным доводом в пользу виновности водителя, пусть даже он вполне искренне считает себя всюду правым.
Как по мне, гораздо честнее поднять официальный скоростной лимит на некоторых дорогах, в том числе городских, ведь в иных случаях 80 км/час по многополосной дороге без нерегулируемых переходов кажутся естественной скоростью. Но безусловное поднятие лимита в городе – это лишний повод к расхолаживанию водителей. Слышал даже такую сентенцию: дескать, гаишники вообще оборзели, ехал в городе 81 км/час – штрафанули. За один-то километр в час?!
Введение запаса на погрешность в 20 км/час было во многом мотивировано распространением комплексов видеофиксации, которые сегодня регистрируют львиную долю превышений скорости. Так власти пытались исключить конфликты.
Однако конфликты все равно были, например, мы как-то писали о даме, которая пытается оспорить штраф с мобильного комплекса «КРИС-П» ввиду его неправильной установки, хотя даже с учетом максимальной погрешности получается, что она ехала быстрее 60 км/час.
И на мой взгляд, правильнее не ослаблять лимиты скорости, а работать над точностью измерения скорости автоматическими комплексами и соответствующими регламентами.
Тем более зона нечувствительности в 10 км/час – это тоже вполне достаточно, чтобы соблюдать лимиты, тем более сегодня большинство автомобилей имеют круиз-контроли, которые позволяют не грешить в длительных поездках.
И, к слову, даже в этом случае мы останемся весьма либеральной страной. В Европе, например, городской лимит в 50 км/час приходится соблюдать до первого знака после запятой, и ввиду чересчур хороших тамошних дорог делать это первое время издевательски трудно. Чувствуешь себя ребенком, которого посадили перед мороженкой, дали ложку и сказали: погоди полчасика, пока растает.
А за самоволие следует весьма жесткое наказание, например, во Франции штраф за городские превышения сразу 135 евро. Даже относительно тамошнего уровня доходов, поверьте, это чувствительная сумма. И бесполезно кивать на качество тамошних дорог и инфраструктуры: скорее, скудность оных в России – это еще один повод не ездить сверх лимитов.
И в целом я не вижу ни одной причины для подобного двуличия КоАП. Лучше поработать над локальным поднятием лимитов, где это уместно, а заодно убрать с трасс нелепые и забытые знаки, которые нарушают даже гужевые повозки.
Фото: Фото автора