В автомобильной теме есть ряд безобидных терминов, в которые холивар зашит с рождения.
Меня, например, ставит в тупик толкование слова «автомат» применительно к коробкам передач. Раньше я обозначал автоматами все коробки передач, которые делают автомобиль двухпедальным: роботы, вариаторы, роботы с двумя сцеплениями… Потом возник жуткий холивар, и с полдюжины читателей доказывали мне, что автомат – это исключительно гидромеханическая трансмиссия, тогда как робот – это робот, а вариатор – это вариатор. Небо голубое, а вода мокрая. Есть аксиомы, не требующие доказательств.
Но общий термин «автомат» удобен, ведь многим не важно, сколько планетарных передач и сцеплений в той или иной трансмиссии. Первичный признак для них – это две педали и наличие селектора. К тому же такая трактовка не противоречит определению слова «автомат» в Большом толковом словаре как самодействующего устройства, производящего работу по заданной программе без непосредственного участия человека.
Не согласившись с ними в душе, я все же избегаю употреблять в статьях «автомат» в качестве обобщающего понятия. Пусть это столичная практика, но в наших краях почему-то «автоматами» называют исключительно гидромеханики. А еще полуторками в Челябинске называют квартиры, хотя в Волгограде это преимущественно полутораспальные кровати или, на худой конец, грузовики ГАЗ-АА. Региональные особенности.
Или вот термин «кроссовер». Я думаю, нам поднагадил (еще один спорный термин) Dodge, который окрестил переднеприводный хетч Caliber кроссовером лишь потому, что тот напоминал внедорожник. А там пошло-поехало. АВТОВАЗ вполне официально считает Lada X-Ray кроссовером, хотя из первичных половых признаков оного есть разве что увеличенный просвет и мужеподобная внешность. Фанаты Suzuki, напротив, часто называют Grand Vitara внедорожником, на что намекает постоянный полный привод с понижайкой. А можно ли отнести к кроссоверам, например, Audi A6 Allroad?
На мой взгляд, холивары тут вообще бессмысленны, ибо термин «кроссовер», а тем более внебрачное слово «паркетник», не определен в авторитетных русскоязычных источниках, а их происхождение стихийно, как зачатие в подъезде. А виной путанице, конечно, маркетологи, которые наплодили автомобилей-кентавров с атипичным набором качеств, отчего мы вынуждены спорить: кастрированный кот – это все еще кот? Я не встречал гостовских признаков кроссовера, так что назовите кроссовером хоть универсал Lada Vesta – бог простит. Холиварщики при этом изотрут три клавиатуры, но это, в общем, неплохо.
А минное поле под названием классификация автомобилей? Деление на классы по габаритам устарело, когда машины стали расти год от года, а полукровки забили промежуточные ниши с такой плотностью, что зарево холиваров реет над любым сравнительным тестом. Сам я пользуюсь в уме литерной классификацией (А, B, C, D, E, F) с той лишь поправкой, что класс определяется не только размером автомобиля, но и совокупностью технических и маркетологических параметров. Скажем, весьма габаритый Peugeot 408 я отношу все же к классу C+, хотя он крупнее D-классника VW Passat двадцатилетней давности.
Я могу продолжать. Словосочетание «премиальный автомобиль» столь же спекулятивно, как причисление себя к не-быдлу. Например, Toyota Land Cruiser 200 мы не относим к премиум-классу, коль скоро бренд Toyota не попадает в пул избранных (для этого предусмотрен Lexus). Но среднестатистический владелец LC200 в России, подозреваю, не меньше похож на барина, чем хозяин Lexus СT200 или BMW 1-й серии. И если Hyundai Equus мы относили к премиум-классу шёпотом и наедине с собой, то Genesis G90 снял все вопросы. Для премиум-бренда важнее не объективные критерии, а отсутствие моделей, которые пользовались бы спросом у таксистов. Впрочем, это тоже неофициальная позиция.
А вообще, друзья, к черту эти холивары. Чаще всего как мы договоримся, так и будет. В теории машин и механизмов был странный термин «камень», который обозначал, если не ошибаюсь, ползун кинематического механизма. И кто придумал назвать его камнем? И почему? А почему коробка передач – коробка? А пусть будет ящик? Или пачка? Авоська? Шестиступенчая авоська передач.
Я за грамотность. Техническую, грамматическую и все прочие. Но иногда она стоит на столь вязких болотах новояза, что чрезмерное увлечение грамотностью вгонит авторов в творческий ступор. И главное, лишит нас возможности похоливарить, что само по себе есть грех и попрание свобод личности.
Фото: Фото автора