Власти считают необходимым перевести оставление места тяжелой аварии в ранг уголовно наказуемых преступлений: разработку законопроекта спровоцировало скандальное ДТП, виновник которого был признан пьяным по чекам из бара — о нём мы расскажем ниже. Если новый законопроект примут, следователям не придется идти на ухищрения, чтобы доказать нетрезвость беглого водителя в момент аварии.
Сегодня оставление места ДТП считается административным правонарушением и предусматривает лишение прав на 1–1,5 года или административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 27.13 КоАП). Для мелких аварий такое наказание считается достаточным, тем более есть масса спорных ДТП, когда факт сокрытия не кажется однозначным. Идею ввести «уголовку» за оставление места любой аварии депутаты не поддержали:
— Есть масса случаев, когда люди уехали, даже не зная, что было ДТП, — рассказал «Парламентской газете» зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Например, чиркнул бампером соседнюю машину. Или было небольшое столкновение, человек сто раз извинился, заплатил, оставил свои координаты и уехал по срочным делам, не став ждать ГИБДД. Можно рассматривать этот вариант, только если есть пострадавшие.
Поэтому ужесточение касается исключительно аварий, где есть тяжело травмированные или погибшие. Водителю в любом случае грозит уголовная ответственность по статье 264 УК РФ, но опьянение считается отягчающим обстоятельством и ужесточает наказание.
Поэтому водители скрываются с мест тяжелых аварий, чтобы уйти от ответственности в принципе или как минимум избежать её усиления из-за своей нетрезвости. Например, в мае этого года в Челябинске пьяный лишенник сбил пешехода и сбежал, хотя и был найден по горячим следам. Похожая ситуация — в Самаре: пьяный водитель Saab пытался отсидеться после того, как насмерть сбил пешехода. В Ростове виновник серьезного «замеса» бросил машину на месте аварии и скрылся. И таких инцидентов — десятки.
Законопроект приравнивает побег с подобных ДТП к авариям, совершенным в пьяном виде. Это означает, например, что за тяжкий вред здоровью беглому водителю грозит максимально не два, а четыре года лишения свободы. Для аварий с одной жертвой срок заключения увеличивается с 5 до 7 лет, а если жертв несколько — с 7 до 9 лет. Подобный принцип действует при отказе водителей от медосвидетельствования: наказание в этом случае такое же, как если бы они признали себя нетрезвыми.
Спор о наказании для «беглых алкоботов» идет не первый год. Спусковым крючком нынешних изменений стало дело жителя города Иваново Сергея Журавлева. С двумя девушками он ехал на своем BMW X5 из клуба и перевернулся: обе пассажирки погибли, сам виновник сбежал. С повинной он явился через год после аварии. Уголовное дело было возбуждено по части 6 статьи 264 УК РФ. То есть его всё равно посчитали пьяным, хотя результатов медосвидетельствования или отказа у следователей не было.
В суде нетрезвость Журавлева на момент аварии доказывали с помощью показаний свидетелей, записей с видеокамер и чеков из бара. Суды первых инстанций такую аргументацию приняли, но когда дошло до Конституционного суда, тот признал спорность решения: в результате деяние было переквалифицировано, и Журавлев получил 6,5 года колонии вместо 8 лет. То есть пошёл по статье для трезвых водителей.
Но Конституционный суд отметил противоречивость самой формулировки статьи 264 УК РФ, которая позволяет считать водителя пьяным только по результатам освидетельствования или при письменном отказе от него. Суд потребовал от законодателей изменить закон, чтобы пьяные водители, сбежавшие с места аварии, не имели преимущества перед теми, кто остались. Результаты этой работы мы и наблюдаем.
Не исключен и побочный эффект подобного ужесточения, например, поводов являться с повинной у водителей будет меньше.
Проблемным остается и вопрос о наказании водителей, в крови которых обнаружены психоактивные вещества: их список широк и включает многие медицинские препараты, а минимальных порогов чувствительности законами не предусмотрено. Поэтому в России можно лишиться прав или попасть под уголовную статью за употребление даже «Корвалола».
Это особенно тревожно в свете непрерывного усиления ответственности за пьяное вождение. Так, обсуждается увеличение наказания за повторную езду в нетрезвом виде до четырех лет лишения свободы. Есть и более радикальная инициатива считать пьяные ДТП умышленными преступлениями с увеличением максимального срока заключения до 20 лет. Еще один законопроект предлагает ужесточить наказание за отказ от медосвидетельствования.
Нужно ли ужесточать наказание за побег с места ДТП?
Артём Краснов