В 40–50 годы XX века население СССР не было избаловано личными автомобилями. Да, легковушки уже вовсю бегали по городам страны, но это были «Победы», представительские ЗиС и ЗиМ. Да, они тоже попадали в частные руки — за особые заслуги перед Отечеством, либо кому-то удавалось купить списанный экземпляр. Всё изменилось в 1946 году, когда на Московском заводе малолитражных автомобилей выпустили модель МЗМА-400, а в 1954 году — его улучшенную версию — МЗМА-401. Обе эти модели получили гордое наименование «Москвич». Герой сегодняшнего материала рубрики «На чем ты ездишь…» был выпущен в 1954 году, а сейчас хранится в теплом гараже волгоградского реставратора Гургена Вартаняна. Это ярко-желтый «Москвич-401».
— Как он попал ко мне? Да очень просто. Купил, — вспоминает Гурген. — Состояние, конечно, у него было крайне печальным. Но время, деньги, силы — и получилось то, что получилось.
А получилось здорово. Качественно выкрашенный кузов, с любовью восстановленные хромированные украшения кузова — молдинги, окантовки фар… Хотя широкие современные колеса говорят, что машина подверглась переделкам. Впрочем, об этом позже. А пока вернемся к восстановлению.
— Я давно занимаюсь восстановлением редких машин. Сейчас у меня есть «инвалидка», точно такая же, которая снималась в фильме «Операция Ы», есть несколько восстановленных мотоциклов… И вот «Москвич». Он уже стоит, законсервированный на зиму.
Автомобиль действительно спрятан под чехлом. На всякий случай. Чтобы не пылился, или, не дай бог, не поцарапать. МЗМА-401 даже в полумраке гаража сверкает ярко-желтыми боками.
— Что-то приходилось делать самому, — вспоминает Гурген. — Что-то искал, покупал, привозил, приводил в порядок, устанавливал. Салон тоже делал сам. Полностью.
Для этого машину пришлось разобрать, что называется, до винтика, отдефектовать, а потом заново собрать.
— Времени это занимает очень много, — рассказывает Гурген. — Да и денег тоже. По времени, если плотно заниматься, каждый день, то на восстановление машины уходит около полугода. А если время от времени, то гораздо больше.
Слабенький родной двигатель мощностью аж 26 лошадиных сил уступил место под капотом более современному уфимскому мотору УМЗ-412 от «правнука» — «Москвича-412». Родная шкворневая подвеска уступила место более современной, от «Москвича-412». От него же задняя подвеска. Коробку передач установили от 24-й «Волги». Задние фары тоже взяты от «Москвича-412».
От него же — панель приборов. А вот рулевое колесо и кожух, закрывающий рулевой вал и замок зажигания, — от конкурента московского автозавода с берегов Волги. Их позаимствовали от ВАЗ-2109. С одной стороны, для ценителей ретромашин такая модификация — скорее минус, чем плюс. Некоторые всё же хотят полностью аутентичную машину. Но для тех, для кого внешний вид важнее технической начинки, такие новшества оценят — всё же на более поздние «Москвичи» запчасти найти гораздо проще, чем на «четыреста первый».
Хотя аутентичное запасное колесо, расположенное, как и положено, позади автомобиля, на крышке багажника, хромированная же пробка заливной горловины бака под задним стеклом всё же остались родными. Именно эти мелкие детали создают законченный, цельный образ автомобиля, которому оборачиваются вслед, именно эти машины притягивают к себе внимание на разного рода массовых мероприятиях. Да, по современным меркам они тесные, в них неудобно, нет магнитолы, кондиционера и электроусилителя руля. Но у них есть главное — шарм, душа и очарование. А еще — дух истории и ощущение того, что ты прикасаешься к чему-то живому, дыщащему, теплому, «ламповому». Тому, что запоминается надолго. Может быть, поэтому такие машины очень часто заказывают на свадьбу как машину для молодых?
Вы купили старый автомобиль и сделали из него суперкар? Ваш сосед — дальнобойщик и превратил кабину в копию своей квартиры? Или вы заядлый джипер, превративший стандартную «Ниву» в боевую «котлету»? Считаете, что ваша машина достойна того, чтобы о ней узнали многие? Позвоните или напишите нам на редакционный номер телефона +7 917 840-00-50. Мы также есть во всех соцсетях и мессенджерах.