СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Боевые машины пожарных

Поделиться

В далеком-далеком детстве у меня была мечта стать водителем пожарного автомобиля. Красные ЗИЛы, натужно хрипящие своими сиренами, всегда завораживали. Было в них что-то такое, что заставляло сердце биться чаще. Прошли годы, на смену трудягам-ЗИЛам пришла гораздо более мощная и современная техника, которую протестировала команда V1.ru.

Для тест-драйва ГУ МЧС России по Волгоградской области приготовило сразу два пожарных автомобиля: КАМАЗ и «Урал». Впрочем, пусть об особенностях машин расскажут их водители.

За рулем автомобиля КАМАЗ-43118 сидел старший инструктор по вождению, старший прапорщик внутренней службы Павел Кусмарцев.

«Это пожарный автомобиль АЦ 8-70 на шасси полноприводного грузовика КАМАЗ, – рассказывает старший прапорщик Кусмарцев. – Автомобиль оснащен дизельным двигателем мощностью 300 лошадиных сил, берет на борт восемь тонн воды и полтонны пенообразователя. Установленный в задней части грузовика насос способен подавать до 70 литров воды в минуту».

По словам Павла Кусмарцева, этот автомобиль предназначен для тушения пожаров практически в любых условиях и на любой местности. Оснащение у него соответствующее. Полный привод, обилие блокировок, комфорт для экипажа, обилие разного рода инструментов и приспособлений, которые предназначены для единственной цели – максимально быстро потушить пожар, спасти людей и имущество.

Второй автомобиль – брутальный «Урал»-375Д, за рулем которого – старший прапорщик внутренней службы Владислав Синюрин.

«Автомобиль построен на шасси грузовика «Урал»-375Д, предназначенного для нужд вооруженных сил, – с гордостью рассказывает Владислав Синюрин. – Он берет на борт шесть тонн воды и полтонны пенообразователя. Используется как в городских условиях, так и в степях или лесах. Могу с уверенностью сказать, что автомобиль в боевых условиях зарекомендовал себя с наилучшей стороны».

Впрочем, по своей сути «Урал» – автомобиль-насос. Шесть тонн воды, которые помещаются в цистерне, автомобиль отправляет в огонь за считаные минуты. Но основное его предназначение – автомобиль-насос. Неслучайно в комплектацию автомобиля входит пожарная колонка, устанавливаемая на пожарный гидрант. А сам насос находится в кабине, где всегда плюсовая температура, что облегчает работу пожарных в зимних условиях.

КАМАЗ более функциональный. В нем, кроме стволов, рукавов и разветвителей, находится еще и бензорез, который помогает открывать металлические двери. Кстати, автомобиль, предоставленный на тест, лишь недавно встал на боевое дежурство и еще не успел поучаствовать в ликвидации возгораний.

В кабинах у обоих автомобилей обилие кнопок, датчиков, указателей, рычагов и тумблеров. Однако разобраться в этом видимом хаосе сложно только с непривычки. Водители с легкостью объясняют, за что отвечает каждая конкретная кнопка, что показывает каждый конкретный датчик. При этом кабина КАМАЗа, пожалуй, более удобная, чем в «Урале», несмотря на то, что в обоих грузовиках кабины рассчитаны на шесть человек боевого расчета со всеми необходимыми инструментами и приспособлениями. В «Урале», кроме всего прочего, в кабине помещаются еще и четыре ранца для тушения небольших ландшафтных пожаров. Зато в КАМАЗе есть отсеки для индивидуальных приборов дыхания.

Вообще «Урал» производит впечатление деревенского работяги. Простой, надежный, металлический. Не любящий скорость, но способный проехать туда, куда нужно, вне зависимости от того, что под колесами. Многочисленные блокировки, система централизованной подкачки колес, мощный и тяговитый восьмицилиндровый мотор производства Ярославского завода и резина со специальным внедорожным рисунком творят чудеса. Правда, армейское происхождение автомобиля все же чувствуется. По тугим педалям, усилию, которое нужно приложить к рычагу коробки, чтобы переключить передачу, по усилию на руле. Да и трясет в машине изрядно. Впрочем, комфорт в этой машине – дело далеко не первостепенной важности. Гораздо более важны его надежность и проходимость. Кстати, радиус разворота у этого мастодонта весьма приличный. Поэтому подумайте лишний раз, прежде чем припарковать машину в узком проезде. Пожар – он не предупреждает заранее о своем появлении.

КАМАЗ, в отличие от «Урала», оснащен получше. Кроме насоса, который установлен в задней части автомобиля и обогревается зимой автономным отопителем, в отсеках находятся бензорез, несколько пожарных рукавов, разветвители и пожарные стволы.

Рабочее место водителя в КАМАЗе вполне можно сравнить с местом рулевого в легковушке. Лишь гораздо большее, чем в «Урале», обилие кнопок и рычагов напоминает, что ты за рулем не простого вездехода, а пожарного автомобиля полной массой около 20 тонн. Тем не менее у этого мастодонта оказались вполне легковые повадки. Передачи, коих вместе с пониженной – девять – включаются, как на «жигулях», руль, который регулируется по высоте и вылету, можно крутить одной рукой, вся информация о работе автомобиля выводится на небольшого размера приборную панель, обилие зеркал практически не оставляет слепых зон, и даже сдавать назад на КАМАЗе ничуть не сложнее, чем на легковушке. На ходу автомобиль ведет себя мягче, чем «Урал», а вот в повороты нужно входить с запасом. Хотя гидравлический усилитель на рулевом управлении значительно облегчает процесс управления этим монстром.

А вот что не понравилось – это пластиковые трубки пневмосистем под машиной. Специфика пожарного автомобиля требует, чтобы техника была исправна круглосуточно. Вместе с тем достаточно небольшого повреждения трубочки, чтобы автомобиль остался без воздуха, а значит – и без движения, поскольку от сжатого до восьми атмосфер воздуха в машине работает подавляющее большинство жизненно важных систем. Впрочем, это уже вопрос не к водителям пожарной техники, а к ее конструкторам, гонящимся за дешевизной и упрощением конструкции.

И напоследок хочется обратиться к водителям. Если вы слышите громкую сирену пожарного автомобиля и видите в зеркале заднего вида большой красный автомобиль, летящий с мигалками, прижмитесь вправо и пропустите пожарных. Просто потому, что они едут спасать людей. А когда будете парковаться во дворе, оставьте место, достаточное для проезда пожарного автомобиля. Ведь от считаных метров, которые не сможет проехать пожарная машина, может зависеть и ваша жизнь.

Редакция V1.ru благодарит пресс-службу ГУ МЧС России по Волгоградской области за помощь в подготовке материала.

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter