9 декабря понедельник
СЕЙЧАС +2°С

Волгоградских страховщиков привлекли к ответственности

Поделиться

Прецедент в отношениях страховщиков и автовладельцев создан в Волгограде. По требованию Волгоградской областной прокуратуры менеджер филиала ООО «Росгосстрах» в городе Михайловка за отказ в заключении договора обязательного автострахования оштрафован на 10 тысяч рублей.

Напомним, в конце 2013 года во многих офисах страховых компаний «пропали» страховые полисы ОСАГО. Менеджеры и ответственные работники поясняли исчезновение полисов сначала перебоями с печатью бланков, затем сложностями с оформлением полисов. Через некоторое время бланки также неожиданно появились, однако оформить страховку предлагали вкупе с другим полисом. В нагрузку к страхованию автогражданской ответственности автовладельцам предлагали застраховать жизнь, собственное имущество или недвижимость.

На форумах автовладельцев и среди водителей поднялась волна возмущения действиями страховщиков. Но надзорные органы долгое время не вмешивались в ситуацию вокруг автогражданки.

Ситуация с автострахованием на несколько месяцев приняла вид войны на «выжимание». Водители, срок окончания страховки ОСАГО у которых еще позволял потянуть время с оформлением нового полиса, заняли выжидательную позицию. Но те автовладельцы, которым срочно необходимо продлить полис или оформить новый, оказались перед дилеммой: ждать разрешения конфликтной ситуации и продолжать ездить без ОСАГО или заплатить требуемую сумму за дополнительные услуги страховщику и получить заветную бумагу.

Подобная ситуация, по информации СМИ, сложилась в 31 регионе России, что дало повод вмешаться Федеральной антимонопольной службе.

Волгоградское управление УФАС весной вынесло в адрес одного из страховщиков – ООО «Росгосстрах» предупреждение о недопустимости нарушения законодательства. В ответе руководства регионального филиала страховой организации содержалось обязательство исправить ситуацию, однако даже по прошествии нескольких месяцев в офисах организации по-прежнему в нагрузку к полису ОСАГО «предлагают» дополнительные услуги.

Надзорные организации долгое время не могли вмешаться в конфликт по той причине, что реагируют они только на конкретное нарушение законодательства, то есть письменное заявление гражданина с указанием факта нарушения.

Застрельщиками в разрешении конфликта со страховкой ОСАГО в Волгоградской области выступила Михайловская межрайонная прокуратура после обращения жителя области. После проверки нарушения законодательства о конкуренции и ОСАГО к административной ответственности был привлечен филиал страховой компании «Росгосстрах» в городе Михайловка в лице одного из менеджеров филиала, отказавшегося оформить полис ОСАГО без дополнительной нагрузки.

«В прокуратуру обратился житель Михайловки с жалобой на навязывание ему дополнительной услуги – страхования жизни – в офисе компании «Росгосстрах», – рассказала Avto.v1.ru помощник михайловского межрайонного прокурора, юрист третьего класса Анастасия Спицына. – По заявлению автовладельца в офисе компании была проведена проверка, в результате которой данные о навязывании допуслуг полностью подтвердились. Однако сотрудник компании не стала уточнять, по чьей инициативе она настойчиво предлагает эти услуги. Тем не менее менеджер отказалась оформить полис ОСАГО без дополнительных услуг по страхованию жизни автовладельца. В ходе проверки подобные заявления поступили еще от двух граждан.

Результаты проверки были направлены в Роспотребнадзор, решением которого на менеджера компании «Росгосстрах» был наложен административный штраф в размере 10 тысяч рублей за нарушение, предусмотренное частью первой статьи 14.14 КоАП».

Теперь у сотрудника страховой компании есть два месяца для уплаты штрафа. Если в добровольном порядке это не будет сделано, дело будет передано в службу судебных приставов.

«В нашей практике это первый подобный случай, – продолжает Анастасия Спицына. – Сейчас обращения в прокуратуру стали массовыми, в связи с чем мы намерены обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о признании действий страховщиков незаконными. Если будет вынесено такое решение, то у действие лицензии страховой организации может быть приостановлено.

Сейчас у нас находится пять заявлений автовладельцев, и мы готовим необходимые документы в ФАС для проверки законности действий со стороны этой организации».

Чтобы обратится в надзорные организации с жалобой на неправомерные действия сотрудников страховых компаний, граждане должны предоставить доказательства таких действий. Ими могут служить письменный отказ организации в предоставлении услуги ОСАГО или предоставлении с дополнительным комплектом услуг либо аудио-, видеозапись разговора с сотрудниками компании. Однако, как подчеркнули в Волгоградской областной прокуратуре, важно не забыть предупредить сотрудников компании-страховщика о ведении такой записи.

«Сейчас российское законодательство предусматривает вмешательство надзорных органов в подобные конфликты только после заявлений граждан о нарушении своих прав, – пояснил руководитель Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Александр Злепко. – Поэтому, если потребитель не получил реакции организации на свое обращение или получил письменный отказ – это прямой повод для обращения к нам или в прокуратуру.

К сожалению, большинство автовладельцев идут на поводу у недобросовестных страховщиков из-за нежелания терять время и собственный покой. Многие из них соглашаются заплатить некоторую сумму за дополнительную услугу, подчас совершенно ненужную, но побыстрее получить полис и продолжать ездить.

Фактически сотрудник филиала страховой компании выполнял указание своего начальства, поэтому и отвечать за нарушение закона должна организация. Прецедент в судебной практике создан, и это показатель того, что бороться за свои права со страховщиками-нарушителями можно и бороться очень результативно.

Конечно, страховая компания сейчас может опротестовать решение о штрафе. Но, думаю, они не будут этого делать из-за нежелания привлекать к себе лишнее внимание в связи с чрезвычайно актуальной темой автострахования и нежелания отпугнуть клиентов».

Решение конфликта со страховщиками, по мнению экспертов, – в активной гражданской позиции граждан. Массовые организованные заявления автовладельцев по поводу неправомерных действий страховых компаний, обращения в надзорные организации и в суд способны заставить страховщиков пересмотреть свои позиции в организации автострахования.

«Пока законодатели решают вопросы автогражданки и не могут в этом вопросе прийти к единому мнению, у граждан остается один способ борьбы со страховщиками – коллективные жалобы, – считает автоюрист Николай Горбатов. – В организации ОСАГО с самого начало было немало неясностей, и страховщики не преминули ими воспользоваться. Поэтому бороться с беспределом страховщиков возможно только с привлечением государственных структур, способных правильно истолковать спорные вопросы.

А со стороны страховщиков теперь стоит ждать очередного «финта». При желании страховых компаний собрать побольше денег с автовладельцев возможно появление новых афер с полисами ОСАГО. Однако если в самой организации такое «подставление» сотрудников под проверки прокуратуры войдет в практику, Росгосстрах легко может остаться без сотрудников, и никакие премиальные выплаты не убедят людей становиться правонарушителями.

Хочется надеяться, что случай со штрафом сотрудника Росгосстраха послужит уроком для других страховых компаний и заставит их владельцев с уважением относиться к нашим гражданам», – считает господин Горбатов.

В головном офисе компании «Росгосстрах» в Волгограде информацию о наказании сотрудника михайловского филиала комментировать отказались, сославшись на запрет со стороны руководства компании.

На днях подобное решение в отношении сотрудников Росгосстраха вынес мировой суд Вурнарского района Республики Чувашия. По результатам проверки прокуратуры они отказывали владельцам авто в оформлении полисов автострахования под предлогом отсутствия бланков. Кроме того, водителям навязывались полисы добровольного страхования жизни. Мировой суд назначил руководителю страхового отдела штраф в сумме трех тысяч рублей по каждому из трех эпизодов проверки.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 июл 2014 в 14:27

Вы почаще про это пишите!

Гость
30 июл 2014 в 14:23

Ничего, парни, сейчас тарифы подняли, посмотрим, что эти теперь петь будут

Гость
30 июл 2014 в 14:16

Это по нашему - только угрозы и шантаж, иначе, к сожалению, правды не добьешься